Введение
После низложения Хрущева в 1964 г. установился дуумвират двух лидеров, при сохранении внешних форм коллективного руководства. Демонстрируя разрыв с Хрущевской эпохой, в октябрьском номере «Правды» говорилось о том, что: "Ленинская партия – враг субъективизма и волюнтаризма".
Не указывая имя Хрущева прямо, таким образом было как бы определено, за какие грехи был снят Н.С. Хрущев.
Поскольку работали двое этих лидеров - Брежнев и Косыгин - вместе, любопытно сравнить их биографии и особенности личности.
Алексей Косыгин
Алексей Николаевич Косыгин, занявший пост председателя Совета Министров в октябре 1964 г., судя по стремительности карьеры, должен был занять этот пост еще до смерти Сталина. Посудите сами – в 1935 г. Косыгин оканчивает текстильный университет, а уже в январе 1939 г. он возглавляет Народный Комиссариат легкой промышленности.
Способности Косыгина Сталин отметил еще давно – он знал о том, что в годы нэпа, Косыгин открыл целый ряд кооперативных успешных предприятий по добыче золота с иностранными инвесторами. Да-да, у Косыгина было интересное прошлое, связанное с золотыми приисками на реке Бодайбо :).
При этом Косыгин, в отличие от Хрущева, был очень трудолюбивым и расчётливым человеком – еще в сталинский период Косыгин получил прозвище "арифмометр". Алексей Николаевич быстро считал и мог держать в голове колоссальные объемы информации. На карьере Косыгина несколько сказалось "Ленинградское дело", но Сталин слишком высоко ценил этого специалиста, чтобы придавать этому слишком большое значение..
А вот Брежнев... Брежнев стал известен далеко не сразу. В 1931-м году он стал членом ВКБ (б).
Л.И. Брежнев
И вот тут интересно сравнить, чем занимались Брежнев и Косыгин в годы ВОВ. Косыгин, как уже отмеченный Сталиным опытный руководитель, был поставлен на организацию сложнейших мероприятий – например, Косыгин руководил частью эвакуационный мероприятий для промышленности в начале войны. Особенно хорошо себя проявил Косыгин, занимаясь эвакуацией промышленности из Ленинграда.
Не менее важным эпизодом его биографии стало руководящие участии в организации снабжения в блокированный Ленинград и по "Дороге жизни" и по "дороге Победы". Причем, в снабжении Ленинграда Косыгин выполнял несколько обязанностей – он не только руководил ежедневными поставками и эвакуацией, но и организовывал прокладку трубопровода по дну Ладожского озера.
В общем, как видно, Косыгин - управленец высшего класса, которого можно ставить на самые сложные и ответственные задачи.
А что же Брежнев? Из всех талантов у него был только один – умение нравится людям. Поэтому все его должности были связаны с работой с людьми, например он был замполитом. В годы ВОВ Брежнев занимался преимущественно мобилизацией гражданского населения в армию, а тех, кто уже был в армии, призывал вступить в ВКП (б).
Брежнев всегда стремился попасть на камеру и выслужиться перед руководством.
Правда, в его биографии был и героический эпизод - плацдарм «Малая земля» при освобождении Новороссийска. В то же самое время, и в наши дни ведутся дискуссии о том, какое в действительности участие там принимал Л.И. Брежнев. Достоверно известно только то, что он там был, и потом попал в госпиталь.
И вообще, общее военное участие Брежнева было таковым, что награды его как-то обходили стороной, При упразднении института военных комиссаров в октябре 1942 года вместо генеральского звания был аттестован лишь полковником, т.е., с понижением.
Награды
Вероятно, что это и создаст "наградной комплекс" Леонида Ильича – несмотря на то, что его взяли на берлинский парад победы, наград на его послевоенном мундире будет ощутимо меньше, чем у подавляющего большинства других участников в том же звании.
Наверстывать упущенное Брежнев будет уже в политике, постоянно получая медали и ордена. К моменту смерти Брежнева их у него будет 117, а мундир с ними будет весить 6 килограммов. Поскольку большую часть военных наград он получить сильно после завершения ВОВ, ветераны войн будут относится к Брежневу с иронией.
В тоже время Косыгин всегда будет к наградам равнодушен – даже на публику он никогда не будет выходить увешанным орденами, только для Ордена Ленина Косыгин сделает исключение. По поводу наград высшего руководства страны Косыгин ехидно замечал: "сами награждаем - сами носим".
Брежнев – компанейский человек, он будет всегда со всеми советоваться, даже находясь на посту Первого секретаря, а с 1966 Генерального секретаря – перед принятием любого важного решения он будет обзванивать всех обкомов, по-дружески беседуя с ними и советуясь. Поэтому Леонид Ильич для чиновников до конца своих дней оставался символом того, что называли «Коллективное руководство».
Косыгин в этом отношении будет куда скромнее – общества он будет сторониться, лицо у него будет всегда задумчивое и занятое. Ну и как глава исполнительной власти и человек действительно незаурядных способностей, к совещаниям Алексей Николаевич будет прибегать куда меньше. Именно по этой причине Брежнев будет с настороженностью относиться к Косыгину и с 70-х гг. будет всеми силами сокращать влияние Косыгина.
Однако, стоит отметить, что именно брежневский период стал формально периодом «тандемного руководства». Косыгин формально свой пост сохранял как и все при Брежневе – до своей смерти в 1980-м году. Поэтому нам крайне важно понимать, что за люди стояли во главе СССР, ведь действительно – впервые в истории Советского Союза за 20-ти летний период не произошло концентрации всей власти в одних руках.
Впрочем, тандемность руководства не сделала фигуры Косыгина и Брежнева равнозначными. Косыгин, будучи человеком дела, трудоголиком, занимался большую часть времени именно делами, связанными с руководством страной, не любил пустой болтовни, был строг, точен и дисциплинирован – и того же требовал от подчиненных и других деятелей партии.
Брежнев работать, прямо скажем, не любил – на первых порах, когда ему составляли заумные тексты для выступлений, он сам говорил: «Уберите вы эти цитаты из Маркса и Энгельса, все равно никто не поверит, что я их читал».
Брежнева в политической деятельности интересовали не столько реформы и преобразования, сколько стабильность всей вертикали власти. Он не стесняясь проводил на ключевые посты не по деловым качествам, а по личным связям или родству.
Кроме того, Брежнев был до крайней степени тщеславен – возвеличивание Брежнева в поздние годы его правления дойдет до немыслимого и даже ироничного масштаба. По числу звёзд Героя Брежнев обойдет даже Покрышкина с Кожедубом - в общей сложности, Брежнев был четырежды Героем Советского Союза и плюс Героем Социалистического Труда. И того - пять звёзд героя. Сразу вспоминается "двадцатипятизвёздный генерал" Зеп Браниган из "Футурамы".
Стиль руководства
На заседаниях Политбюро Косыгин все говорил по делу, строго и четко. Брежнев мог запросто все заседание посвятить обсуждению хоккейного матча или результатам своей охоты в Завидово. Вообще приглашение от Брежнева на охоту в Завидово было знаком его особого расположения.
На одной встрече с президентом Джонсоном Брежнев не вёл бесед о делах, за то долго рассказывал американскому президенту, какая хорошенькая стюардесса летела с ним в самолете. Джонсон знал, что вообще-то Брежнев женат, и поэтому чувствовал себя очень неловко.
Косыгин же был эдаким "рявкалкой". Как-то раз он пришёл на заседание Политбюро и увидел, что все обсуждают хоккейный матч. В словах Косыгин был резок, позволил себе сделать замечание даже в сторону Брежнева.
Нетрудно догадаться, что такой контраст Брежневу не нравился – в глазах окружающих он выглядел бездельником, что в общем-то было недалеко от истины. Поэтому Брежнев с 70-х гг. будет окружать Косыгина своими людьми, не столько талантливыми, сколько лояльными к "дорогому Леониду Ильичу".
Очень характерно, кто их лидеров чьей любовью пользовался – Брежнев весь досуг, да и рабочее время, посвящал своим друзьям, родственникам и коллегам – он не очень любил общаться с простым народом, за то был завсегдатаем на банкетах и приемах.
Косыгин же в таких забавах участия не принимал и предпочитал досуг посвящать своей семье – однако 1 мая 1967 г. у Косыгина умерла жена, которую он искренне любил. Именно с тех пор становится затруднительным найти фотографию улыбающегося Косыгина – советский премьер полностью погрузился в работу. Поэтому досуг он посвящал проверкам, отчетности и общению с простыми людьми.
У граждан СССР именно Косыгин ассоциировался со всеми плюсами «золотой пятилетки» 1966-1970-х гг. Ему, а не Брежневу, были благодарны за лишний выходной в субботу, за сокращение службы, за появление 13-й зарплаты у людей – Брежнев вопросами хозяйства не занимался.
Это осознавал сам Брежнев. Он будет ревновать Косыгина – поэтому на официальных каналах его будут хвалить и оказывать ему почести. Все свои ордена он будет получать ко дню рождения, в прямом эфире церемонии награждения будут транслироваться часами, а в 1976 г. значительную часть молодежи и партийных работников заставят смотреть документальный фильм «Повесть о коммунисте», восхваляющий и раздувающий его заслуги до невероятных масштабов.
За рубежом авторитет Брежнева тоже был спорным. Известно, что Брежнев лично обращался к министру иностранных дел Громыко, и требовал разъяснить всем главам и послам иностранных государств, что именно он, Брежнев, глава государства – а не Косыгин.
Но все всё равно шли к Косыгину – и причина здесь была банально в том, что с Брежневым о политике разговор вести было трудно, он мало что понимал, а уж если вопрос был совсем деловой, с цифрами, расчётами, и сложными терминами, то Брежнев тут был просто бесполезен.
Косыгин слишком сильно "оттенял" Брежнева с точки зрения деловых качеств. Брежнев хотел снизить влияние Косыгина – но он не мог его просто снять, т.к. тогда в руководстве банально некому работать, некому заниматься черновой административной работой.
Именно здесь мы подходим к выводу. Главная ошибка Косыгина именно как умного, незаурядного и делового руководителя была в том, что он не создал своей команды, не продвигал своих сторонников, людей, которые могут и готовы работать. Косыгин думал, что такие пробьются во власть, как и он сам. Но разве могли деловые люди преодолеть цементированную советскую бюрократию, кумовство и подхалимство,
В итоге Брежнев совершит "ползучий переворот" - с течением времени он наполнит все руководящие органы своими сторонниками, в которых трудоголик Косыгин будет смотреться скорее как строптивый "суетолог".
Вот такими были эти два руководителя, Брежнев и Косыгин. Шестнадцать лет они руководили страной. Руководили вместе и порознь одновременно.