Найти в Дзене
Культ Паразит

Черствые мечтатели

В театре им. Комиссаржевской с июня 2025 года показывают «Зойкину квартиру» в постановке Хуго Эрикссена. Гангстерский киноспектакль со съемкой в режиме реального времени, китайскими разборками, мотивами à la russe и роялем, который - то загадочная русская душа, то широкий зад пролетария. За предприимчивостью каждого героя стоит мечта: о загранице, червонцах, любви или просто новом манто к среде. Но сбывается она только у бывшего уголовника. Темный минималистичный интерьер квартиры Зои Денисовны Пельц (Кристина Кузьмина) с несколькими венским стульями, роялем и маленькой стеклянной кабиной (он же шкаф и ванная комната) отделен от зрителя большим, во всю сцену прозрачным экраном с расстекловкой как в пентхаусе. Одежда героев – сугубо делового стиля, сама Зойка в домашнем атласном костюме выглядит хоть и женственно, но главное – практично, под стать своей монохромной квартире. «Я выжму из нее все», - говорит Пельц, и сценография действительно станет ярче, когда в ней откроется ателье и

В театре им. Комиссаржевской с июня 2025 года показывают «Зойкину квартиру» в постановке Хуго Эрикссена. Гангстерский киноспектакль со съемкой в режиме реального времени, китайскими разборками, мотивами à la russe и роялем, который - то загадочная русская душа, то широкий зад пролетария. За предприимчивостью каждого героя стоит мечта: о загранице, червонцах, любви или просто новом манто к среде. Но сбывается она только у бывшего уголовника.

Темный минималистичный интерьер квартиры Зои Денисовны Пельц (Кристина Кузьмина) с несколькими венским стульями, роялем и маленькой стеклянной кабиной (он же шкаф и ванная комната) отделен от зрителя большим, во всю сцену прозрачным экраном с расстекловкой как в пентхаусе. Одежда героев – сугубо делового стиля, сама Зойка в домашнем атласном костюме выглядит хоть и женственно, но главное – практично, под стать своей монохромной квартире.

Обольянинов и Аметистов в зойкиной квартире
Обольянинов и Аметистов в зойкиной квартире

«Я выжму из нее все», - говорит Пельц, и сценография действительно станет ярче, когда в ней откроется ателье и впервые заведение посетит директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (Владимир Богданов). При его появлении с потолка квартиры опустятся китайские фонари, головорез Херувим (Чжан Цзяхао) облачится в китайское, а модельщица Лизанька (Екатерина Карманова) – в русское сарафанное. «А-ТЕ-ЛЬЕ-Е-Е-Е» - искушая долгим выдохом последней гласной, начнет кульминационную мизансцену администратор Аметистов (Богдан Гудыменко).

Времена НЭПа художник по костюмам Ютта Роттэ обозначила рыжим портфелем председателя домкома Аллилуи (Евгений Иванов) и кожаными одеждами представителей органов безопасности. Набор музыки композитор Андрей Бесогонов оставил прописанный в пьесе Булгакова, придав ему новое искаженно-медленное звучание. Апофеозом этих испорченных до притягательности мелодий становится «Ой, полна, полна коробушка» в исполнении Херувима с жутким акцентом. Толстый Гусь упоенно бьет себя по ляжкам под заунывную русско-китайскую песню. Как значится в программке, режиссер «освободил» пьесу от комических бытовых деталей. На самом же деле, просто «обнуарил» советский быт, а фразы остались на месте. Зритель в зале смеется там, где положено, и вдобавок - где не должен. Смотрит то на сцену, то на экран над ней, куда периодически выводится черно-белая съемка крупных планов или текста.

Обольянинов, Аллилуя и Аметистов в зойкиной квартире
Обольянинов, Аллилуя и Аметистов в зойкиной квартире

Фортепиано на сцене – связующее звено между прошлым и настоящим. Играет на нем Обольянинов (Владимир Крылов), подвергнувший сомнению термин «бывший». Сидит на фортепиано Аметистов – бывший зэк, в лексиконе которого прописалось слово «натурально», а в процессе раздумий его тянет «присесть на корты». «Душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян», - говорит картежник неожиданно чеховскими словами. В то время как у одной из пролетарских модниц «зад как рояль. Только клавиши приделать, и в концертах можно играть».

Все в этом спектакле – бывшие, потерявшие связь с настоящим. Зойка Кристины Кузьминой – хоть и деловая, слышащая в свой адрес упрек «очерствела ты в своей квартирке», но по манере держаться - мягкая женщина. Похоже, что тает как свеча не ее любовник Обольянинов, а она сама.

Аристократ-морфинист Павлик, безобидный для общества ангел, с самого начала спектакля «не постигает» сегодняшнего дня. «Побежденный» Гусь – бывший когда-то мОлодец, всего добившийся, кроме любви, теперь готов лечь на дорогу под плевки прохожих. Только Аметистов, выведенный как слишком понятный приземленный персонаж, этой связи с реальностью не утрачивает. Характерные повадки «отсидевшего», бритая голова, изворотливость и напор (без обаяния) неожиданно для зрителя приводят к исполнению брошенной невзначай фразы: «Моя мечта уехать с любимой женщиной в Ниццу, туда, где цветут рододендроны...» Однако, в криминальной постановке Хуго Эрикссена и Ницца оказывается такой же бесцветной, как вначале – Зойкина квартира.

-4

Для расширения кругозора: в Псковском театре драмы им. Пушкина Кристина Кузьмина тоже играет главную роль в "Зойкиной квартире". У режиссера Сергея Потапова получилась зрелищная, колдовская постановка, в которой хоть кого-то точно будет жалко. Проверено.