Самый крупный по количеству жертв пожар в Петербурге. Катастрофа напротив Адмиралтейства.
В воскресенье, 2 (14 по новому стилю) февраля 1836 года, на Масляной неделе, на Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга сгорел деревянный театр-балаган Христофора Лемана, пожар которого начался во время представления.
В то время пожарных, оснащенных средствами пожаротушения, не командировали в места народных гуляний. Поэтому, пока сообщили в ближайшую пожарную часть, пока огнеборцы приехали, весь балаган был уже был охвачен пламенем.
По официальной версии, опубликованной на следующий день в газете «Северная пчела», в балагане погибло 126 человек: 121 мужчина и 5 женщин, и 10 человек были сильно искалечены, «но подают надежду на выздоровление».
Из доклада шефа жандармов Бенкендорфа мы узнаем что на самом деле «46 человек более или менее изуродованных было спасено, а слишком 100 тел вытащено из огня мертвыми, прочие исчезли с самим балаганом, который сгорел до тла, оставив по себе на снегу огромное черное пятно.»
То есть 126 человек погибших это только те, кого вытащили из-под обломков балагана. А жертв было гораздо больше, на представлении присутствовало 460 человек.
Это по сегодняшний день самый крупный по количеству жертв пожар в Петербурге.
Балаган это вообще история пожароопасная – легкая дощатая постройка, обитая войлоком для утепления. Развитию пожара способствовало и то, что двери балагана отворялись внутрь.
Пожар начался в самом начале представления. В начале пятого, когда только подняли занавес, от керосиновой лампы воспламенилась одна из кулис, по которой огонь сразу же перебросился на потолок.. В этот самый момент на сцене появился старший сын владельца театра Александр Леман, игравший арлекинаде роль "Пьеро". И когда он перебежал сцену с криком: "Пожар! Пожар!". Публика, привыкшая встречать каждое его появление на сцене смехом и на этот раз разразилась хохотом. Тем временем, занавес опустили. НО, поняв, что люди остались на своих местах, снова подняли занавес, и стало ясно что более половины сцены охвачена пламенем. Люди в панике бросились к дверям, но они открывались внутрь а не наружу! Давка у дверей, которые невозможно было открыть, увеличило количество жертв пожара дверей.
Сильный ветер радул пламя и оно почти мгновенно охватило весь балаган. Крыша рухнула и покрыла толпу горящими головнями…
Прибыли одна за другой несколько ближайших пожарных частей. Начали прорубать топорами стены горевшего балагана и чудом уцелевшие люди в беспамятстве хлынули на площадь.
Из Зимнего дворца пришел пешком Император Николай I , который, обвязав свою шинель офицерским шарфом, принялся лично руководить спасением. Из ближайших казарм были вызваны воинские команды лейб-гвардии Преображенского, Павловского и Конного полков. Пожарные работали под руководством бранд-майора Орловского и обер-полицейместера Кокошкина, действиями солдат руководил комендант.
Но было уже поздно. Из-под груды горящих бревен и досок пожарные и солдаты стали вытаскивать обгорелые тела, «которые отличались от обугленных черных балок только одним особенно едким смрадом и трупным запахом.»
На другой день, на улицах появились прибитые, по распоряжению обер-полицмейстера Кокошкина, объявления в которых предлагалось: "всем, к которым в прошлую ночь не вернулись домой родные, жильцы или знакомые - являться для опознания их трупов в особое помещение в Адмиралтействе, а также в летние бараки Обуховской больницы, где как говорилось в объявлении, " тела сгоревших отыскать можно".
Город содрогнулся от ужаса в те дни. Но жизнь так устроена, что даже при таком печальном исходе нашлось место анекдоту.
В те февральские дни не вернулся домой один купец Гостиного двора. Супруга взволновалась известием о том, что сотни людей погибли в балагане Лемана и отправилась в морг, где опознала среди обгорелых трупов своего любимого мужа. На третий день были назначены похороны, приготовлен поминальный обед для родных, близких и партнеров уважаемого купца. И вот наступает минута прощания, гроб с телом усопшего выносят из дома, и тут навстречу траурной процессии идет сам купец, живой и невредимый!!!
Выяснилось, что мужчина уехал в Царское Село на блины к любовнице. Сообщить супруге «дорогая, задержусь» не было возможности: ни телефона нет, ни vpn не работает…
Ну а закончилась эта история с любвеобильным купцом весело: обед все равно уже был приготовлен, люди собрались. Вот и отпраздновали с купеческим размахом чудесное «воскрешение». В конце «поминок» были песни и танцы!
Вот такая была Масленица в Петербурге в 1836 году.
В 1872 году на Адмиралтейской площади сгорели балаганы Берга и Малафеева. К счастью, этот пожар случился ночью и жертв не было.
Но после этого пожара все увеселительные заведения: балаганы, карусели, ледяные горы и прочее, переведены подальше от императорской резиденции, на Царицын луг, больше известный сейчас как Марсово поле.
Все публикации на этом канале являются авторскими и при использовании полностью или частично необходимо указывавать авторство и источник с кликабельной ссылкой.
Ваш огненный экскурсовод по Петербургу Яна Гусарова.