Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Кроткая, милая, нежная женщина»

Ее далекие предки были голландскими переселенцами. Поначалу они осели на Украине, потом перебрались в Среднюю Азию. Мать Анны Ирма, преподавала в одной из начальных школ узбекского города Ургенч. Анна родилась в 1936 году, а в 1938 году репрессировали ее отца Евгения Германа. Больше они никогда не встретились. Позднее в жизнь Аниной мамы вошел польский офицер, которого по странному совпадению звали Германом. Спустя несколько месяцев после свадьбы Герман ушел на фронт и вскоре погиб в Белоруссии. Достоверно об этом стало известно только спустя несколько лет после войны, а до той поры Ирма надеялась разыскать его и потому вместе с матерью и десятилетней дочкой отправилась в Польшу. Ни Германа, ни его родственников в Польше Ирма найти не смогла. Вместе со своей маленькой семьей она поселилась во Вроцлаве. Работала с утра до ночи в прачечной, а дома, в небольшой коммунальной квартире на улице Тшебницкой, хозяйничали Аня с бабушкой. «Я очень люблю свою бабушку, которая, в общем-то, меня и

Ее далекие предки были голландскими переселенцами. Поначалу они осели на Украине, потом перебрались в Среднюю Азию. Мать Анны Ирма, преподавала в одной из начальных школ узбекского города Ургенч. Анна родилась в 1936 году, а в 1938 году репрессировали ее отца Евгения Германа. Больше они никогда не встретились.

Позднее в жизнь Аниной мамы вошел польский офицер, которого по странному совпадению звали Германом. Спустя несколько месяцев после свадьбы Герман ушел на фронт и вскоре погиб в Белоруссии.

Достоверно об этом стало известно только спустя несколько лет после войны, а до той поры Ирма надеялась разыскать его и потому вместе с матерью и десятилетней дочкой отправилась в Польшу. Ни Германа, ни его родственников в Польше Ирма найти не смогла.

-2

Вместе со своей маленькой семьей она поселилась во Вроцлаве. Работала с утра до ночи в прачечной, а дома, в небольшой коммунальной квартире на улице Тшебницкой, хозяйничали Аня с бабушкой.

«Я очень люблю свою бабушку, которая, в общем-то, меня и воспитала и от которой я получила в наследство характер»

После школы Аня поступила во Вроцлавский геологический институт, где юная студентка добросовестно изучала строение земной коры, горной породы, окаменелостей и даже побывала в экспедициях.

На прослушивание во Вроцловскую эстраду она пришла, уступив настоятельной просьбе подружки. Пение высокой, застенчивой студентки мэтрам понравилось, и вместе с группой музыкантов Анна отправилась на свои первые гастроли по польской провинции.

Осенью 1964 года в Москве гастролировали молодые солисты из соцстран. Польшу представляла еще почти никому не известная певица Анна Герман. Правда, уже победившая на фестивалях в Ополе и в Сопоте, где она исполнила песню «Танцующие Эвридики»…

На днях исполнилось 90 лет со дня рождения Анны Герман. Сегодня хочу вспомнить о прекрасной артистке словами и воспоминаниями ее коллег и друзей.

Оскар Фельцман: «Бог послал в Россию Анну Герман, и это была счастливая встреча не только для меня, но и для других композиторов. Она была очень красивая, элегантная женщина. И на сцене, когда она выступала, она не была похожа на какую-то поп-звезду.

Когда я писал песню "Возвращение романса", я Анну даже не знал. А когда она появилась, то сама мне сказала: Вы знаете, Оскар Борисович, я хочу записать "Возвращение романса". И она записала его в сопровождении рояля. Получилось потрясающе. Очень скромно и так, будто это создалось прямо в момент записи, как будто она сама композитор».

Александра Пахмутова: «Мы пришли к Анне в гостиницу "Москва", и нам было очень интересно слушать ее, разглядывать. Это была совершенно изумительная женщина, она была очень популярна, она была очень любима, но прелесть ее была в том, что это был человек высокого вкуса и поэтому у нее не было эстрадной звездности, богемности… Эта была кроткая, милая, нежная женщина»

-3

Николай Добронравов: «Анна ушла несправедливо рано. Я помню, что ее уход меня так потряс, что я сразу же написал очень короткое стихотворение, которое потом опубликовал в одном из своих сборников. Памяти Анны Герман:

Где забвенья и славы граница?
Разве песня уйдёт на покой?
Негасимой звездой серебрится
в гулком небе ваш голос земной.

В нём страданий и ласки оттенки,
те, что душу тревожат и жгут.
Пани Анна,
все ваши пёсе́нки
в русском сердце находят приют.

Под глухие аккорды рояля,
не допев своих песен друзьям,
вы ушли со своею печалью,
а надежду оставили нам.

И её позовут и услышат
в каждом доме
и в горнице той,
где сбывается маленький Збышек,
ваш единственный, ваш золотой…
»

Красивые слова. Достойные ее прекрасного, проникающего глубоко под кожу, запоминающегося голоса.