В разговоре с aif.ru заслуженный работник культуры Российской Федерации, выпускница Школы-студии Татьяна Васильевна Бронзова объяснила, какими качествами должен обладать ректор, и почему Богомолов не подходит.
Напомним, что Константин Богомолов покинул пост и. о. ректора Школы-студии МХАТ спустя менее трех недель после назначения.
«Когда мы учились, у нас был Вениамин Захарович Радомысленский, которого мы называли — папа Веня. Это человек, который о нас заботился. Дело в том, что стоящий ректор не обязательно должен преподавать. В Школе-студии ректор — это человек, который держит всю школу в том духе, в котором она была создана. Дух должен быть в этой школе. Именно тот, который создавал Немирович-Данченко в 1943 году. И папа Веня абсолютно этому соответствовал. Да, кстати, и Анатолий Миронович Смелянский был прекрасным ректором, хотя он не преподаватель. Если и преподавал, то только историю театра. Поэтому довольно сложно говорить со стороны, кто именно мог бы сейчас занять этот пост», — сообщила aif.ru Татьяна Васильевна.
«Ректор — необязательно актер»
Режиссер подал заявление об уходе по собственному желанию на днях. Официальной причиной названа невозможность совмещать эту работу с руководством двумя театрами, однако источники указывают и на давление профессионального сообщества. Назначение Богомолова (выпускника ГИТИСа) вызвало протест выпускников, усмотревших в этом нарушение «традиции преемственности». Сам режиссер называл такие претензии попыткой превратить школу в «закрытую секту».
«Но мне кажется, что Богомолов — талантливый человек, безусловно, у него есть своя публика. Он интересный режиссёр, в этом его и поддерживают. Но как воспитатель, как человек... Мне кажется, это не соответствует тому, каких будущих артистов должна воспитывать эта школа. Может быть, если он хочет, создаст свою школу. Ректор — это необязательно актёр. Это должен быть человек, очень хорошо знающий и понимающий театр, понимающий актёрскую суть, умеющий создавать творческую атмосферу для тех, кто преподаёт. Ректор не обязан преподавать. Это, как директор завода: он не должен стоять у станка, но он должен организовать работу так, чтобы она была творческой и чтобы все стремились на работу», — объяснила aif.ru Бронзова.
Как отметила артистка, Евгений Писарев, худрук Театра имени А. С. Пушкина, возможно, более подходящая кандидатура.
«Он руководит Пушкинским театром, там вроде довольны. Но все же театр — это одно, а ректор — практически, как директор. Поэтому Вениамин Захарович, которого мы называли папой, он и не преподавал, и не был искусствоведом. Он просто очень любил театр, знал историю Художественного театра и относился к нам... как бы точнее выразиться? Он воспитывал отношение к театру. Мы вышли с трепетом по отношению к своему театру, к кулисам. В театре у нас должны были быть сменные туфли, нельзя было в уличной обуви выходить на сцену, в репетиционный зал нельзя было заходить в шапке. То есть это был храм. И это отношение у нас осталось — чистое и одновременно очень творческое. Он давал нам свободу: разрешал занимать аудитории, если кто-то самостоятельно делал работы, вводил какие-то новшества. Там ведь родился Олег Николаевич Ефремов. А Богомолов... Мне кажется, он несёт другое. Хотя я с ним не знакома, сужу только по его спектаклям и фильмам. Сериал "Содержанки" — это что-то совсем чуждое творчеству Художественного театра», — добавила актриса.
По словам Бронзовой, у каждого театра должно быть своё лицо, и в школе-студии тоже. Щукинское училище — одно, Вахтангов — другой подход, как МХАТ, ГИТИС.
«Мы, например, говорили Вениамину Захаровичу, что хотим встретиться с каким-то актёром, и он приглашал, скажем, Смоктуновского. Школа-студия оплачивала его приезд в Москву, и он проводил с нами вечер. Собирались все, приходили постановщики, мы задавали вопросы. Нас интересовала суть актёрской профессии, сложности, которые ждут впереди: моменты неприятия, как выжить и пережить, если не находишь работу. Ведь некоторые ломаются и уходят. Остаются только те, кто беззаветно любит театр и профессию — они обязательно добьются успеха. Это очень важно», — подчеркнула Татьяна Васильевна.
Актриса добавила, что на исход выбора ректора, возможно, повлияет Константин Хабенский, художественный руководитель-директор Московского Художественного театра (МХТ) имени А. П. Чехова. Он занимает этот пост с 28 октября 2021 года.
«Вы знаете, в Школе-студии есть устав, где написано, что ректора выбирают преподаватели. Они имеют право сказать своё слово, а последнее слово — за художественным руководителем театра. Школа-студия — это дом, где ты с утра до ночи, где все вместе, где всех объединяют и помогают. Каждый курс — и актёрский, и постановочный — работают вместе. Всё взаимосвязано, мы все дружны. Вот мы на первом курсе дружили и со вторым, и с третьим, и с четвёртым. Всех знали, общались. Атмосфера была замечательная. Её надо знать и чувствовать», — отметила Татьяна Васильевна.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo