Вера привыкла поправлять часы на левой руке. Они всегда были ей чуть великоваты, чуть съезжали к ладони, и женщина машинально сдвигала их обратно к запястью. Раньше она делала это, когда волновалась. Потом - почти всегда.
Четыре года назад не стало Сергея, и с этих пор Вера почти постоянно жила в напряжении. А все свекровь.
Нет-нет, да Зинаида Павловна говорила:
- Ты ведь его не уберегла, Вера… Хоть сейчас не подведи.
И Вера каждый раз съеживалась, и часы снова съезжали, а она снова их поправляла.
Четыре года… Четыре года она жила с этим…
***
Зинаида Павловна обитала в соседнем подъезде. У нее был ключ от Вериной квартиры, оставшийся от сына, и она заходила в любой удобный для нее момент. Не звонила, не стучала, просто поворачивала замок, входила, вешала пальто на крючок в прихожей и ставила чайник на плиту.
Сидела долго, несколько часов. После ее ухода Веру всегда трясло.
В конце осени дочь Веры Катя и ее жених Леша решили пожениться. Все шло хорошо ровно до тех пор, пока свекровь не решила, что свадьба - это ее дело.
***
Зинаида Павловна четыре года хранила Сережины накопления. На эти средства и решено было устроить Кате и Леше грандиозное торжество.
Катя ликовала, Леша сдержанно улыбался. Он был юристом и давно привык к тому, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Как вскоре выяснилось, он был прав.
Первым делом Зинаида Павловна раскритиковала меню.
- Суши? - скривилась она. - Какой-то фастфуд на свадьбе? Вы смеетесь, что ли? Вы еще пиццу бы сюда написали…
Тут она увидела в меню пиццу, и ее ноздри раздулись от возмущения.
- Какая еще пицца?! Ишь еще чего выдумали!
Вместо суши, пиццы и еще нескольких блюд Зинаида Павловна включила салаты и горячее. Затем она дополнила список гостей, пригласив на Катину свадьбу людей, которых невеста с женихом не знали.
- Я за это заплатила, - сказала Зинаида Павловна, когда Вера попыталась возразить. - Сережиными деньгами. Так что помалкивай.
Вера промолчала и поправила часы.
***
Тем же вечером к Вере зашла соседка Тамара, бывший ресторанный повар. Еще летом, узнав, что Катя выходит замуж, она предложила ей свою помощь, и девушка с радостью приняла ее. Но…
- Мне тут Зинаида Павловна позвонила, - сказала Тамара с порога, - говорит, нашла другую повариху, дешевле. Это правда?
Вера не знала, что тут вообще можно ответить. Ей было очень стыдно.
- Вера, - сказала Тамара, - это не Зинаида сейчас замуж выходит, а твоя дочь.
Женщина кивнула, но деньги были свекрови, точнее, Сережины. А Вера и в самом деле чувствовала свою вину. За месяц до инсульта Сережа жаловался на головные боли, а она не настояла на обследовании. Не заставила. Думала, пройдет. Не прошло…
И теперь каждый раз, когда Зинаида Павловна говорила «ты его не уберегла», Вера не могла ответить, потому что это было правдой.
***
Следующим шагом Зинаиды Павловны было перебронирование зала. Сделала она это, разумеется, без предупреждения. Позвонила и отменила бронь от имени Веры и нашла другое место, ближе к дому и, разумеется, дешевле.
На вопрос, зачем она это сделала, свекровь сказала:
- Тот зал находился в десяти остановках. В десяти! Ладно молодежь, они все на машинах. Но как, позволь спросить, туда будут добираться мои подруги?!
- А при чем тут ваши подруги? - хотела спросить Вера.
Но не спросила.
***
Катя, узнав обо всех изменениях, сказала:
- Мама, я больше не хочу эту свадьбу. Мы хотели красивую свадьбу в современном стиле, а нас, судя по всему, ждет колхоз. Может, мы просто распишемся, да и все?
Вера растерялась. Да и что она могла сказать дочери? Выход предложил Леша.
- Слушайте, Вера Сергеевна, а если я просто верну Зинаиде Павловне деньги? Мы же и хотели все сами, а, Катенок? - улыбнулся он невесте.
Это было логично. Это было правильно. Но Катя нахмурилась.
- Это папины деньги, - тихо сказала она. - Бабушка их для меня хранила... Если мы их вернем, это как плевок в лицо будет. Это… все равно, что от папы отказаться.
Леша сокрушенно замолчал. Вера поправила часы. Ловушка была не финансовая, она была эмоциональная, и ключ от нее лежал в кармане свекрови халата свекрови.
***
Вскоре Вере позвонила Зинаида Павловна и пригласила ее к себе.
- Чтобы все окончательно согласовать, - сказала она, - чтобы не было никаких недоразумений.
Вера пришла. За столом свекрови сидели три женщины, подруги Зинаиды Павловны. Нина, Галина и еще одна, имени которой Вера не знала.
- Прямо партсобрание какое-то, - усмехнулась про себя Вера.
И тут она поняла, что вот он, шанс спасти свадьбу дочери. В конце концов, Катя к ее вине не имела никакого отношения. Так почему же она должна страдать?
- С вашего позволения, я начну, - сказала свекровь.
- Погодите, Зинаида Павловна, - произнесла Вера.
Голос у нее был ровный и негромкий, руки ее лежали на столе, а часы не съезжали, потому что она их не трогала. Свекровь удивленно посмотрела на нее и кивнула.
- Я благодарна вам за Сережины деньги, - сказала Вера. - Но это Катина свадьба. Не моя и не ваша. Вы отменили зал, который выбрала моя дочь. Переписали меню, которое составляли они с Лешей. Убрали повара, с которым я договаривалась. И сейчас вы сидите с подругами и решаете, какой будет чужая свадьба? Я этого не позволю!
- Вообще-то, я за это заплатила, - сказала Зинаида Павловна. - Сережиными деньгами.
- Сережа просто дал бы эти деньги Кате, - ответила Вера. - Он не стал бы решать за дочь, что ей есть за собственным свадебным столом. И вы это прекрасно знаете.
Свекровь застучала ручкой по блокноту, быстро, дробно, как каблуком.
- Вот как? - осклабилась она. - Вон как заговорила? А теперь послушай меня. Ты моего сына не уберегла! А теперь еще и внучку у меня забираешь?!
Вера не стала прятать взгляд.
- Да, не уберегла. И я с этим живу каждый день. Но это не дает вам права распоряжаться Катиной свадьбой.
Сказав так, она вышла.
- Вот как? - донеслось ей вслед. - Тогда вернешь мне все до копейки! Поняла меня?
***
Катя и Леша все сделали по-своему, а потом он спросил номер карты Зинаиды Павловны и перечислил ей деньги.
- Мне кажется, нужно пригласить ее, - шепнул он невесте.
- Я тоже об этом подумала, - улыбнулась Катя.
Она позвонила бабушке и пригласила ее на свадьбу.
И Зинаида Павловна пришла. Было видно, что ей все не нравится, но и суши, и пиццу, и даже оригинальные наряды невесты и жениха она вытерпела стоически.
В какой-то момент Катя подошла к бабушке, обняла ее и прошептала:
- Спасибо, бабушка. Спасибо, что пришла. И вообще за все!
Зинаида Павловна сжала губы и отвернулась к окну. Глаза у нее блестели, но она не плакала.
- Да ладно, чего уж там… - пробормотала она.
Они с Верой встретились взглядами и кивнули друг другу. Разумеется, это не было примирением и, как модно сейчас выражаться, отпусканием ситуации. Но Вера была уверена, однажды ее совсем даже не злая свекровь все поймет и простит.❤️подписывайтесь, чтобы видеть лучшие рассказы канала 💞