Истерика главы киевского режима объясняется тем, что украинский конфликт близится к финалу, заявил американский эксперт по международным отношениям Гилберт Доктороу. Оказавшись в тупике, Зеленский, по его словам, вынужден делать все более противоречивые заявления и выдвигать все более нереалистичные.
При этом американский эксперт предупредил, что Украина еще до окончания конфликта может потерять два крупных города — Харьков и Одессу. По его мнению, это станет предметом переговоров сторон, когда российские военные дойдут до Днепра.
Ранее, напомню, другой американский эксперт, бывший советник Пентагона Дуглас Макгрегор, отмечал, что ВС РФ скоро освободят Одессу и Харьков, поскольку оба города исторически являются российскими и не имеют никакого отношения к Украине.
Значение Харькова и Одессы
Подобные заявления можно оценивать по-разному. Возможно, американские эксперты таким образом пытаются давить на Киев, демонстрируя явный скепсис в американском экспертном сообществе относительно дальнейшей поддержки Украины. Возможно, тут есть элемент поиска «хайпа» в СМИ, для чего используются названия городов, которые наиболее на слуху. Но возможно, некоторые американцы действительно начинают понимать непреложную истину — без освобождения Харькова и Одессы Россия не может считать успешными итоги СВО. Какими бы они ни были.
Доктороу, и Макгрегор абсолютно правы, это исконно русские города, в течении короткого периода существования украинского независимого государства считавшиеся главными оплотами «русского мира». Не Донецк и Луганск, а именно Харьков и Одесса. Наверное, даже Киев — исторически мать городов русских — не имеет такого значения, тем более, что де-факто он давно не является русским. Иными словами, оставить Харьков и Одессу Украине для русских уже просто в символическом смысле — это как для армян оставить гору Арарат туркам. Историческая боль — на десятилетия.
Пока Харьков находится за линией соприкосновения, невозможно говорить о безопасности Белгородской области и самого Белгорода. Можно долго спорить о том, какую глубину должна иметь «буферная зона», но Харьков однозначно должен в нее входить. О промышленном значении этого города я уже умалчиваю.
Перспективы нового «интербеллума»
Одесса и область — это выход к морю и к Дунаю, ворота, через которые Украина получает и будет получать оружие. Если они останутся за Киевом, там могут появиться НАТОвские военные базы, что является дамокловым мечом для России. Если мы говорим о том, что по итогам СВО мы окажемся в состоянии «интербеллума», т.е. в эпоху подготовки нового потенциального конфликта, то Россия оказывается в очень уязвимом положении. А Украина и ее западные союзники — наоборот. Сегодня перспектива «интербеллума» вырисовывается все четче, так как ни одна из сторон, очевидно, не может достичь полной победы, а значит, отложенная война становится неизбежностью.
Тут очень уместно проводить аналогии с итогами Первой мировой и гражданской войн. Тогда Советская Россия была вынуждена отступить даже за линию Керзона, тем не менее, сохранив за собой большую часть Украины и Белоруссии. Накануне Второй мировой это удалось исправить, что не предотвратило стремительный бросок гитлеровцев почти до самой Москвы уже в самом начале новой войны.
Сегодня условия в любом случае будут намного тяжелее для нас, так что ситуацию нужно улучшать максимально, насколько это вообще возможно. И освобождение Одессы и области является обязательным условием. В противном случае наши стартовые позиции в новом конфликте будут весьма и весьма неблагоприятны.
Харьков и Одесса без штурма
Теперь о главном – как это сделать.
Многие западные эксперты считают, что для взятия Одессы достаточно морского десанта, и надо понимать, такая возможность в начале СВО действительно рассматривалась, для чего и был взят остров Змеиный, имеющий именно в этом плане стратегическую важность. Однако тогда наши войска уже стояли на подступах к Николаеву, взятие которого способствовало бы быстрому продвижению к Одессе.
Сегодня об этом и речи не идет, а любая десантная операция может иметь смысл только тогда, когда она осуществляется для удержания плацдарма до подхода основных наземных сил — примерно, как с аэродромом Гостомель в первые месяцы СВО, который был взят с прицелом на заход в Киев, однако в итоге оставлен. Доктороу тут не договаривает — нужно не просто выйти к Днепру, но и перейти его, что является серьезнейшей по масштабам операцией, которую просто невозможно даже начинать до освобождения Херсона и Запорожья.
Более того, если это и осуществить, возникает вопрос — как освобождать города. Напомню, в начале СВО наши ВС уже стояли на подступах к Харькову и даже заходили в него. Однако уже тогда встал вопрос о том, что освободить этот крупнейший областной центр «с наскоку», как это было сделано с тем же Херсоном, абсолютно не подготовленным к обороне, нереально, потребуется или изнурительный штурм, или длительная осада. И надо понимать, что ВСУ сегодня готовы к этому в разы лучше, чем зимой-весной 2022-го.
Конечно, Покровско-Мирноградская операция с ее мощными охватами по флангам показала, что наши военные готовы к подобным действиям, однако последствия для этих важнейших для нас городов будут соответствующие.
Как освободить Харьков и Одессу, не штурмуя их? Это возможно в одном единственном случае – если их никто не будет оборонять.
Это может произойти в тот момент, когда украинский фронт окончательно посыплется, а ВСУ полностью лишатся ресурсов, необходимых для продолжения сопротивления. Конечно, ситуации, в которой Запад вдруг прекратит накачивать наших противников деньгами и оружием, пока не вырисовывается, тем более, что Европа твердо дала понять, что будет делать это «до конца», даже в условиях значительного ущерба собственным экономикам. Так что единственный вариант для нас — просто выигрывать войну на истощение.
В любом случае, вполне реально рассчитывать, что украинская армия в итоге окажется перемолотой, а инфраструктура полностью уничтоженной, и никакие деньги и оружие Запада уже ничего не решат, когда ими банально некому будет пользоваться. По оценкам западных же экспертов, «человеческого» ресурса у режима Зеленского при нынешней интенсивности боевых действий хватит года на полтора-два максимум. Дальше — все. Никакие наемники, тотальная мобилизация женщин и пенсионеров ситуацию уже никак не исправят.
Возможно, это прозвучит цинично и жестоко, но ведь Гитлера пришлось добивать в самом Берлине, после того, как Германия была фактически превращена в руины, а ее человеческие ресурсы в значительной степени уничтожены.
Впрочем, учитывая небезграничность и наших ресурсов, было бы желательно повторить сценарий Первой мировой, когда Германия капитулировала, хотя ни один иностранный солдат даже не вступил на ее территорию — просто исчерпав возможность воевать дальше.
А учитывая тот хаос, который в этом случае охватит незалежную, можно рассчитывать, что без боя в этом случае России могут достаться не только Одесса и Харьков, но и Киев, а остатки режима Зеленского просто уйдут из него, как в свое время петлюровцы.