15 февраля 1866 года в местечке Интра близ озера Маджоре в Италии родился известный скульптор, мастер монументальной и портретной пластики Павел (Паоло) Трубецкой. Он был внебрачным сыном князя Петра Петровича Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс.
Родители будущего скульптора не просто не состояли в официальном браке. Князь уже был женат на тот момент на княгине Варваре Юрьевне Трубецкой. Как фактическому двоеженцу император Александр II запретил Петру Петровичу возвращаться в Россию, дабы "не допустить в родимое отечество дух разврата".
Чтобы скрыться от сплетен и досужих разговоров, Трубецкой и Винанс объявили себя супругами Шталь. (Под этой же фамилией родился и Павел Трубецкой.) У них родилось трое детей к тому времени, как Петр Петрович наконец смог получить официальный развод в 1870 году. После этого князь купил большую виллу в Италии, назвал ее "Ада" и переехал туда с детьми и новой женой.
Скульптор Паоло Трубецкой (СМОТРЕТЬ ФОТО)
Поскольку Ада Винанс всегда очень интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, виллу часто посещали художники и музыканты. Среди их постоянных гостей был известный итальянский художник Даниеле Ранцони. Под его влиянием у юного Павла сформировался интерес к живописи. Но его учителем Ранцони не был.
Читайте "Родину" в Telegram - подписаться
Первую свою скульптуру Паоло вылепил из воска в 1874 году. Это была голова поющего старика. Затем Трубецкой создал еще одну скульптуру под названием "Отдыхающие олени", теперь уже из мрамора. После окончания начальной школы он, по настоянию отца, поступил в техническую школу и даже брал частные уроки физики и математики, но учился неохотно.
Читайте также:
Паоло Трубецкой: "Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь"
Петр Трубецкой прочил сыну военную карьеру, но мать настояла на продолжении занятий в художественной школе. Серьезно скульптурой Павел Трубецкой начал заниматься с 1894 года, когда поступил в студию Эрнесто Баццаро. Там он лепил портреты, занимался анималистической пластикой, пробовал свои силы в монументальной скульптуре. Но законченного художественного образования так и не получил.
Отсутствие теоретических знаний компенсировалось большой природной одаренностью. Паоло Трубецкой на протяжении 1890-х годов выигрывал заказы на создание памятников в разных городах Италии. В 1897 году он приехал в Россию, где, по предложению директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя Львова, начал с увлечением преподавать скульптуру. В первый же год в его класс записалось 40 учеников. На фоне классического академизма, царящего тогда в России, выразительно импрессионистическая манера ваяния Трубецкого ощущалась как глоток свежего воздуха.
У московских скульпторов даже появилось выражение "лепить à la Трубецкой", то есть быстро, сочно, живо и весело. Для скульптора даже была построена отдельная мастерская с верхним светом и такими широкими дверями, что в них легко могла въехать карета. Первой скульптурой, выполненной Трубецким в России, стал бронзовый "Московский извозчик" (1898). Также Паоло активно участвовал в петербуржских выставках объединений "Мир искусства", "Товарищество передвижных выставок" и "Союз русских художников", познакомился в этот период с Репиным, Левитаном, Шаляпиным.
Читайте также:
Анна Голубкина: первая российская женщина-скульптор, получившая признание в Европе
Большая дружба связывала Трубецкого со Львом Толстым. По свидетельству секретаря писателя, "скульптор Паоло Трубецкой ... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство". Лев Николаевич охотно позировал скульптору. Супруга писателя Софья Толстая отмечала в дневнике: "Лучше других - маленький бюст со сложенными руками работы Трубецкого".
Но были у Трубецкого и критики. Некоторые называли его искусство декадентством. Например, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов не оценил "угловатые клочки" поверхности скульптур Трубецкого. В статье "Декаденты в Академии" Стасов негодовал: "Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штацких и даже собак и лошадей!". Кстати, те же работы, за которые скульптора ругал Стасов, восхищали художника и главного "мирискусника" Александра Бенуа. А живописец и реставратор Игорь Грабарь видел в Трубецком выдающегося скульптора современности.
Читайте также:
Скульптор Сергей Коненков. Языческие боги и советские маршалы "русского Родена"
В 1900 году Павел Трубецкой получил "Большой приз" на Всемирной выставке в Париже. В том же году он выиграл конкурс на памятник императору Александру III. В то время скульптор жил в Москве и по первоначальному замыслу фигура императора представлялась ему сидящей, как на московском монументе работы скульптора Александра Опекушина. Но этот первый проект не был утвержден. Тогда Трубецкой подготовил новую конную скульптуру. Ее и приняли за основной вариант, поскольку скульптура очень понравилась вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она всячески поспособствовала завершению работ над монументом. Хотя многие члены императорской семьи были против установки этого памятника, считали его карикатурой на императора.
В любом случае, скульптор отнесся к этому заказу со всей серьезностью и был уверен в успехе. "Как бы мог я осмелиться взяться за такой памятник, если бы не был уверен, что сделаю шедевр. Не сомневайтесь, это будет прекраснейшая статуя в мире", - говорил Паоло.
Открытие монумента состоялось 5 июня (23 мая по старому стилю) 1909 года. Но автор на торжестве не присутствовал. К тому моменту он уже не жил в России, а российское консульство задержало оформление бумаг на въезд в страну, так что Трубецкой просто не успел приехать. Тем не менее, есть достоверные сведения о том, что скульптор все же увидел свое творение позже.
У публики, которая на открытие памятника пришла, мнение о шедевре Трубецкого разделилось. Одни восхищались, другие же, как, например, поэт-сатирик Александр Рославлев, считали монумент несуразным. Рославлев написал по этому поводу острую эпиграмму на грани фола: "Стоит комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот, на обормоте шапка, на шапке крест …". Не понравился памятник и сыну Александра III - императору Николаю II. Он даже хотел "сослать" монумент в Сибирь и установить где-нибудь в Иркутске.
Не церемонились с памятником и пришедшие к власти большевики. В 1919 году на его пьедестале было выбито четверостишие из стихотворения Демьяна Бедного "Пугало":
- Мой сын и мой отец при жизни казнены,
- А я пожал удел посмертного бесславья,
- Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
- Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
А в 1937-м памятник и вовсе был демонтирован. Его передали Русскому музею. В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен во дворе Мраморного дворца.
Памятник Александру III был не единственной известной "российской" работой Трубецкого, здесь он создал целый ряд выдающихся произведений: скульптуры "Мать и дитя" (портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, 1898), "И. Левитан" (1899), "Дети" (Н.С. и В.С. Трубецкие, 1900), "Натурщица. Дунечка" (1900), "Боткин с зонтиком" (1901), "Витте с сеттером" (1901). Работы скульптора до сих пор находятся в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи.
После отъезда из России у Павла Трубецкого еще были заказы, но каких-либо выдающихся творческих достижений больше не было. Слава его затухала. Критики все чаще писали, что он творил в духе "устаревшего импрессионизма".
С 1914 по 1921 год скульптор жил в Голливуде, где у него был свой дом и студия. Он продолжал создавать портретные миниатюры. Его посещали видные деятели культуры того времени: оперный певец Энрико Карузо, актриса Мэри Пикфорд, актеры Дуглас Фербенкс и Чарли Чаплин.
В 1922-м состоялась большая персональная выставка Трубецкого в одном из залов Выставочного дворца XIII Венецианской бьеннале. Было представлено 37 его гипсовых, бронзовых и мраморных скульптур.
В 1932 году Паоло Трубецкой вернулся в Италию. Последним его произведением стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло.
Знаменитый скульптор скончался 12 февраля 1938 года в Италии на своей вилле "Кабианка".
Автор: Екатерина Зайцева