Найти в Дзене
С книгой в обнимку

"Двадцать шестой" Марии Даниловой: маршрут в детство

Герои романа - 5 детей, чье взросление пришлось на стык 80-х и 90-х. 13 историй, до краев наполненных ностальгией, и в каждой разыгрывается настоящая драма. Гриша, Маша, Ася, Наташа и Олежка живут на юго-западе Москвы. Они не друзья, но знакомы друг с другом по детскому саду, школе, музыкалке или больнице. В 13 главах книги в центре истории кто-нибудь из ребят. Истории сплетены в единое полотно, но и как самостоятельные рассказы их можно читать. Герои рассказов находят друзей и бунтуют против злобной медсестры, живут в палаточном лагере в Прибалтике и влюбляются, переживают потерю любимой собаки и провожают в Израиль лучшую подругу. Их родители кладут подарки под волшебное дерево, пишут фломастерами на руке номер очереди на машину, зарабатывают первые шальные деньги, рушат привычный мир разводами, как будто для этого недостаточно танков в Москве... 📝 Я люблю, когда повествование ведется от лица ребёнка, а здесь - сразу 5 детей. И от того, что они такие разные - из семей разной сте
Оглавление

Герои романа - 5 детей, чье взросление пришлось на стык 80-х и 90-х. 13 историй, до краев наполненных ностальгией, и в каждой разыгрывается настоящая драма.

О чем книга

Гриша, Маша, Ася, Наташа и Олежка живут на юго-западе Москвы. Они не друзья, но знакомы друг с другом по детскому саду, школе, музыкалке или больнице.

В 13 главах книги в центре истории кто-нибудь из ребят. Истории сплетены в единое полотно, но и как самостоятельные рассказы их можно читать.

Герои рассказов находят друзей и бунтуют против злобной медсестры, живут в палаточном лагере в Прибалтике и влюбляются, переживают потерю любимой собаки и провожают в Израиль лучшую подругу. Их родители кладут подарки под волшебное дерево, пишут фломастерами на руке номер очереди на машину, зарабатывают первые шальные деньги, рушат привычный мир разводами, как будто для этого недостаточно танков в Москве...

Мои впечатления

📝 Я люблю, когда повествование ведется от лица ребёнка, а здесь - сразу 5 детей. И от того, что они такие разные - из семей разной степени благополучия и достатка, с непохожими темпераментами и увлечениями - изображение получается многомерным.

📝 Как заставшему СССР и перестройку, мне многое помнится так же, как героям книги. Связка зеленых бананов как подарок судьбы (их надо было держать в темном месте до пожелтения, но у кого же хватало на это терпения?!). Прием в пионеры на Красной площади, очередь в мавзолей и разочарование от увиденного - вот за этим мы стояли часовую очередь?

Сбор гуманитарной помощи для пострадавших от землетрясения в Спитаке. Кашпировский, дающий с экрана "установку" на все хорошее.

И уже личное - музыкальная школа, тот же "Крейсер Аврора" на вступительных экзаменах (кажется, его пели 9 из 10 детей), и ходила я в неё с тем же настроением, что и Гриша:

В кабинет Гриша зашел медленно, наверное, так же, как в Бастилии в камеру заходил галантерейщик Бонасье.

И с Гришиной же обреченностью играла тот же репертуар с тем же "успехом":

Когда было совсем невмоготу, Гриша просто отдавал Овсянке в пользование свои руки, и, пока она вбивала его пальцами в клавиши то, что ей было нужно, сам он мысленно переносился в Париж. Там вместе с д`Артаньяном он назначал дуэли и сражался с гвардейцами кардинала.

И хотя мне бы не хватило смелости, как же я понимаю эмоции Гриши и Олежки, сбежавших с концерта, на котором они должны были играть:

... прижавшись друг к другу, чтобы уместиться поверх футляра, внутри которого клокотала новенькая польская скрипка, неслись с ледяной горки два мальчика. Неслись живо, радостно, весело, даже не аллегро - виваче.

📝 Моментами мне казалось, что автор сгущает краски. Например, в настойчивости, с которой девочку Наташу - левшу от природы - заставляют писать правой. У нас в классе был левша и никто до него не докапывался, но надо признать, что наша любимая Валентина Ивановна - совсем не Раиса Григорьевна из книги.

Или вот ежедневный анализ крови из пальца в отделении урологии, где лежат Маша и Ася, и медсестра-монстр. Мне в это не верится, нет никакого смысла в ежедневном контроле крови - организм так быстро на лечение не реагирует. Возможно, в глазах девочки, которую пугает эта процедура, дни сливаются и мучение кажется ежедневным, а грубая злыдня медсестра превращается в совсем уж садистку.

Тем не менее в целом книга не фальшивит.

📝 Я полюбила её героев, детей и взрослых, с каждым в чем-то пересеклась в чувствах или просто сопереживала. Грише с его ненавистной музыкалкой и любимыми книжками. Асе, отдающей самый любимый свитер неизвестной девочке из Армении, Наташе, которая должна отнести этот чудесный свитер с Микки-маусом в кабинет сбора помощи. Вместе с Наташей провожала Асину семью в аэропорту и думала, как они уедут без ложек. Вместе с двумя семьями, затеявшими тортовый бизнес, ждала очередь на машину...

Понравилось, что каждый из детей меняется, взрослея, и даже тепличный Олежка становится вполне надежной опорой в нужный момент.

📝 Ещё один плюс - автор не льет слезы сладкой ностальгии по СССР и не пытается, наоборот, очернить "совок". Просто рассказывает о жизни разных семей своих современников, детстве своих ровесников.

А время - просто яркий фон.

10/10 и книга отправляется в топ года.

Когда-то я не рискнула взять книгу на обзор, а зря. Сейчас бы не отказалась от бумажной версии, вероятно, её захочется перечитать.

Уже читали? Заинтересовала книга? Чего больше в ваших воспоминаниях о 80-90-х - ностальгии или горечи?