Казалось бы, где Владивосток и где Китай, но все громче в Китае раздаются голоса каких-то публичных людей (блогеров и политиков), что Владивосток надо у русских отобрать, пока они экономически ослабели, а русская армия занята на западных пределах. Да и не Владивосток это вовсе, а китайский Хайшэньвей, территория "Внешней Манчжурии", утверждают эти деятели и пора возрождать Великий Китай.
Отобрать, конечно, у китайцев ничего не получится. Отлуп в Даманском и боязнь советских бомб ещё свербит в памяти. Огребли тогда по полной за свою враждебную политику, а потом бегали умоляли советскую делегацию из ЦК не применять ядерное оружие, опасаясь непредсказуемой реакции Советского Союза. Но почему они так уверены в своей правоте относительно Владивостока?
Что по этому поводу пишут различные источники? "Внешняя Маньчжурия" (иногда называется «Русская Маньчжурия») — так в XIX веке иногда именовали территории, отошедшие к России по Айгунскому договору (1858) и Пекинскому трактату (1860), то есть современные Приамурье и Приморье.
Айгунский договор в 1858 году передал России все земли к северу от Амура, а Пекинский договор в 1860 году — также передал России и территорию к востоку от реки Уссури. Эти земли, в китайской историографии известные как "Внешняя Маньчжурия", быстро заселялись переселенцами с разных концов Российской империи и превратились в органическую часть Дальневосточной России.
В настоящее время эти территории — часть Российского Дальнего Востока. Так называемая "Внешняя Маньчжурия" включает современные российские районы Приморского края, юг Хабаровского края, Еврейскую автономную область, Амурскую область и остров Сахалин.
Если взять китайские учебники, то Пекинский и Айгуньский договоры 1858 года и 1860 года, по которым эти территории мирно отошли к России, рассматриваются как неравноправные. И тут возникает вопрос, а почему, собственно, вообще нужно было вообще подписывать с китайцами какие-то договоры, после того как казачьи отряды открыли эти земли вместе с таёжными аборигенами и основали там русские поселения?
Как рассказывает сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований дальневосточного отделения РАН Иван Зуенко, юг российского Дальнего Востока невозможно назвать "исконной русской землей". Русская переселенческая колония была основана здесь только в середине 19 века, хотя попытки проникнуть в Приамурье и обложить ясаком коренное население наблюдались и в 17 веке. Но и китайскими эти земли никогда не были.
В истории имперского Китая лишь династиям Хань и Тан удавалось выйти на просторы за Великой китайской стеной и ненадолго установить контроль над побережьем Бохайского залива и частью Корейского полуострова. В остальное время китайцы не имели власти к северу от Стены, но, тем не менее, считали народы Дальнего Востока своими вассалами и иногда присылали к ним свои экспедиции.
Местным жителям эти экспедиции не нравились. Так в низовьях Амура в 1413 году китайцы возвели храм и поставили стеллу, местные этот храм сожгли, а стеллу закопали. Когда китайцы вернулись, они заново отстроили храм и поставили новую стеллу, с тем же результатом.
Чего уж говорить о Дальнем Востоке, если китайцы (народ хань) даже не населяли территории своих северо-восточных провинций Ляонин, Хэйлунцзян и Цзилинь. Там проживали монгольские и тунгусо-маньчжурские народы. Китайское государство киданей появилось в 10-12 веках. Но позже оно было завоевано чжурчяжэнями, а и тех и других завоевали монголы.
Когда китайцы свергли власть монгольских ханов, они снова стали управлять своей традиционной территорией, северная граница которой примерно проходит по Великой стене. В Монгольской степи сохранялось Монгольское государство. А на Маньчжурской равнине появилось Маньчжурское государство. В 17 веке маньчжуры завоевали и китайцев, и монголов и тибетцев с уйгурами. И вот эта многонационалия стала называться "Великая Цин" (или Дайцинская империя).
Во Внешней же Маньчжурии проживали родственные маньчжурам народы: нанайцы, удэгейцы, орочи, которых Цины дистанционно считали своими подданными. Но так как земли за реками Амур и Уссури являлись холодными и неплодородными, маньчжуры интереса к ним не проявляли.
Никаких китайцев тут, разумеется, не водилось. До 1860 года императоры династии Цин вообще официально запрещали китайцам селиться на землях исторической Маньчжурии.
В 1858 году Россия и Дайцинская империя заключили договор о переходе в российское владение земель к северу от Амура (договор был написан на трех языках: русском, маньчжурском и латинском, причем китайскую иероглифику стороны использовать не посчитали нужным, как ничтожную). А два года спустя, в ноябре 1860 года, в разгар Второй опиумной войны Цины уступили России и Приморский край, который ранее считался территорией "совместного владения".
За несколько месяцев до этого события в самой лучшей бухте побережья был основан пост Владивосток. Но не на пустом месте. Здесь, в нескольких небольших деревнях, уже жили люди. Только китайцами они не были (китайцам, как помнится было запрещено вообще пересекать "черту оседлости", которая у маньчжуров называлась "Ивовый палисад"). Проживали там представители тунгусо-маньчжурские народов.
Никакие китайцы на этих землях никогда не проживали. Любопытно, но китайцы появились только в русском Владивостоке, им было милостиво разрешено селиться на улице Пекинской.
Но в 60-е годы прошлого века при Мао Цзэдуне в Пекине вдруг заговорили о "миллионах километров утраченной китайской земли" на советском Дальнем Востоке. Даже Мао не предъявлял Москве официальных претензий, а всего лишь иногда отмечал в узком кругу своих единомышленников, что за Амуром и Уссури расположены "бывшие китайские территории".
Ну и попытки китайцев попробовать вторгнуться на советскую территорию мы помним. Ни к чему хорошему для китайцев, кроме унижения, они не привели.
В 2001 году Москва и Пекин официально закрыли все территориальные вопросы. Статья 6 Китайско-российского договора о дружбе 2001 года предусматривает, что договаривающиеся стороны — Китайская Народная Республика и Российская Федерация — не имеют территориальных претензий.
Тем не менее каждый китайский гид обязательно расскажет китайскому туристу, что "Владивосток – это никакой не Владивосток, а бывший китайский город Хайшэньвэй". Блаженны верующие...