Найти в Дзене
Международная панорама

Под руководством марксиста, пострадав от бури, Шри-Ланка добилась весьма неплохих результатов

Одно дело, когда небольшой остров переживает худший экономический кризис в своей истории, всего через десять лет после окончания затяжной гражданской войны. А потом, как раз когда он начал восстанавливаться, гигантский циклон смыл дороги и железные дороги и вынудил более 100 000 человек покинуть свои дома. Такова участь Шри-Ланки, которая с ноября восстанавливается после циклона Дитва. Неопытное правительство — во главе с бывшим марксистским революционером, приверженным искоренению коррупции, — пережило бурю и на удивление ответственно подошло к управлению государственным долгом. Но экономические и экологические удары оставили свой след. Восстановление Шри-Ланки остается хрупким. Дитва стал первым серьезным испытанием для Ануры Кумары Диссанаяке, избранного президентом в сентябре 2024 года и возглавляющего коалицию партий, ранее не запятнанных высокими должностями. Хотя Шри-Ланка регулярно страдает от штормов, это было самое сильное стихийное бедствие со времен цунами в декабре 2004 го
Оглавление

Одним из факторов является растущее участие Индии в делах соседней страны, однако не это главное

Одно дело, когда небольшой остров переживает худший экономический кризис в своей истории, всего через десять лет после окончания затяжной гражданской войны. А потом, как раз когда он начал восстанавливаться, гигантский циклон смыл дороги и железные дороги и вынудил более 100 000 человек покинуть свои дома.

Такова участь Шри-Ланки, которая с ноября восстанавливается после циклона Дитва. Неопытное правительство — во главе с бывшим марксистским революционером, приверженным искоренению коррупции, — пережило бурю и на удивление ответственно подошло к управлению государственным долгом. Но экономические и экологические удары оставили свой след. Восстановление Шри-Ланки остается хрупким.

Дитва стал первым серьезным испытанием для Ануры Кумары Диссанаяке, избранного президентом в сентябре 2024 года и возглавляющего коалицию партий, ранее не запятнанных высокими должностями. Хотя Шри-Ланка регулярно страдает от штормов, это было самое сильное стихийное бедствие со времен цунами в декабре 2004 года. Дитва бушевал на острове три дня, сильнее всего ударив по бедным центральным горным районам. В некоторых городах и деревнях за один день выпало пятая часть от обычного годового количества осадков. Дожди вызвали более тысячи оползней.

-2

Правительство провалило немедленную реакцию. Несмотря на то, что чиновники в Коломбо, столице, знали о надвигающейся катастрофе, некоторые города и деревни не получили никакого предупреждения. Координация была хаотичной: потребовалась более недели, чтобы медикаменты доставили в некоторые отдаленные районы. Оба этих провала привели к тому, что число погибших превысило 800 человек, включая пропавших без вести и предположительно погибших. Это значительно меньше, чем более 30 000 человек, погибших в 2004 году, когда 30-метровая волна обрушилась на густонаселенное побережье. Но материальные потери, вероятно, были сопоставимы по масштабу и на этот раз, отчасти из-за обширных повреждений мостов и электростанций, а также из-за того, что масштабные оползни повредили фундаменты многих зданий. Последняя оценка показывает ущерб в размере 3,5 млрд долларов, или 3,5% ВВП, говорит Марк-Андре Франш, координатор ООН в стране.

Этап восстановления прошел лучше. Многие дороги и железные дороги были быстро открыты; правительство нашло средства на продовольствие, жилье и ремонт. Анил Фернандо, заместитель министра финансов, говорит, что цель состоит в том, чтобы «восстановить лучше, чем было». Одним из последствий Дитва стало то, что стало ясно, как работает ликвидация последствий стихийных бедствий в равнодушном мире. Традиционные доноры, такие как Америка и Европа, теперь практически не представлены в стране, и объем помощи резко сократился. Но другие страны вмешались, в основном для оказания помощи в чрезвычайной ситуации. Объединенные Арабские Эмираты, где работают многие шри-ланкийцы, предоставили рабочую силу, оборудование и спасательные машины.

Прежде всего, была Индия, которая обладала как средствами, так и собственными интересами, учитывая сложные отношения с большинством своих соседей. Ещё до того, как прекратились сильные дожди, индийские вертолеты с авианосца, пришвартованного в Коломбо, выполняли полёты для спасения пострадавших. Ее инженеры восстановили десятки мостов, используя импортные сборные конструкции. В декабре она пообещала выделить 100 миллионов долларов помощи и 350 миллионов долларов льготных кредитов — это, безусловно, самый щедрый пакет. Китай, напротив, заметно отсутствовал. В Коломбо некоторые предполагают, что это связано с ожиданием утверждения проекта нефтеперерабатывающего завода стоимостью 3 миллиарда долларов.

Это лишь один из аспектов, в котором администрация Диссанаяке представляет собой загадку. Он — первый шри-ланкийский лидер, выходец из партии JVP, марксистской группировки, возглавлявшей восстания в 1970-х и 1980-х годах и долгое время черпавшей вдохновение в России и Китае. Портреты Маркса, Энгельса и Ленина до сих пор висят в штаб-квартире партии JVP; инсайдеры говорят, что правительство может действовать медленно, потому что некоторые решения должны проходить через политбюро, в котором заседают Диссанаяке и партийные функционеры.

Однако, придя к власти, Диссанаяке склонился не к Китаю, а к Индии. И вместо того, чтобы разрушить план МВФ, согласованный его предшественником, бывший революционер оказался неожиданным проводником финансовой дисциплины. Его правительство, принявшее два бюджета, заслужило похвалу от фонда за превышение целевых показателей по сокращению расходов, в основном за счет увеличения налоговых поступлений при одновременном снижении расходов. Оппозиционные деятели, похоже, озадачены. «Это как приходской священник, проповедующий бана в буддийском храме», — говорит Харша де Сильва из либеральной партии SJB.

Диссанаяке пока что успешно справляется со своей задачей. Харизматичный оратор, который доносит свои идеи до жителей Шри-Ланки через масштабные митинги и видеоролики в социальных сетях, он остается очень популярным. И во многих отношениях положение страны улучшилось после экономического кризиса. Валютные резервы были восстановлены, а инфляция сдержана. Правительство приняло закон об улучшении контроля за налогообложением и расходами. Экономический кризис практически не затронул бурно развивающуюся туристическую отрасль.

Учитывая произошедшее, многие жители Шри-Ланки, похоже, готовы проявить терпение. Но как долго? Помимо антикоррупционной и про-МВФ политики, правительство практически не имеет четкого направления. «Судя по всему, их позиция сводится к тому, что мы не коррумпированы, нужно привлечь инвесторов», — говорит Талал Рафи, экономист из Шри-Ланки. Профицит бюджета был достигнут частично за счет сокращения столь необходимых капиталовложений. И хотя Диссанаяке — прагматик, политбюро может ограничить его возможности по снятию ограничений с экономики Шри-Ланки, от высоких торговых барьеров до ограничительных трудовых законов и раздутого государственного сектора, в котором работает каждый пятый шри-ланкийский работник.

Баланс может измениться скорее раньше, чем позже. Несмотря на то, что фискальные цели были достигнуты, говорит Нишан де Мел из аналитического центра Verité в Коломбо, два кризиса за четыре года нанесли серьезный ущерб. Уровень бедности в стране с 2019 года удвоился и достиг 30% (с использованием установленного правительством динамического порога в местной валюте, эквивалентного в настоящее время 1,71 доллара США в день); после Дитва он, вероятно, продолжит расти. Реальные доходы стагнируют. Поскольку выплаты по долгам заморожены на годы, распределять бремя бедствия становится все сложнее. Возвращение на путь развития будет сопряжено с большими трудностями.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!