Страсти вокруг личной жизни великого режиссера Георгия Данелии не утихают даже спустя годы после его ухода. Его последняя супруга, Галина Юркова, не стеснялась в выражениях, говоря о Виктории Токаревой, одной из самых известных возлюбленных мастера.
«Старая, страшная и толстая женщина рассказывает об интимной близости со знаменитым режиссером!»
– эти слова Юрковой до сих пор будоражат умы поклонников.
Токарева же в ответ называла Галину «вертихвосткой», обвиняя в охоте на знаменитостей. В этом водовороте страстей лишь одна женщина, Любовь Соколова, которая любила Данелию всей душой, хранила молчание, не произнеся ни единого дурного слова ни о соперницах, ни о многочисленных изменах режиссера.
Первая любовь: «Полярная звезда» раздора
Первой избранницей Георгия Данелии стала Ирина Гинзбург, дочь влиятельного Семена Гинзбурга, первого наркома строительства Советского Союза. Их встреча была словно из киносценария: молодой Данелия увидел Ирину в подъезде дома своего приятеля и мгновенно влюбился в ее красоту и серьезность. Чувства оказались взаимными. В то время Георгий постигал азы архитектуры, а Ирина изучала юриспруденцию.
Однако отец Ирины не одобрял выбор дочери. Когда Данелия, окончив институт, поступил на только что открывшиеся Высшие режиссерские курсы в мастерскую Михаила Калатозова, кинематограф казался семье Гинзбург слишком легкомысленным занятием. Мать самого Георгия, Мери Анджапаридзе, работавшая вторым режиссером, также не была в восторге, считая, что сын поторопился с женитьбой.
В своей автобиографической книге «Тостуемый пьет до дна» Данелия с юмором вспоминал одну историю из их совместной жизни. Перед отъездом Георгия на военные сборы супруги договорились каждый вечер с одиннадцати до полуночи смотреть на Полярную звезду. Когда он вернулся, они решили повторить этот ритуал вместе.
«А ты куда смотришь?» — спросил Георгий. «Как куда? Вон на ту Полярную звезду красного цвета»,
— ответила Ирина, указывая на Марс.
Несмотря на рождение дочери Светланы, брак Ирины и Георгия продлился всего четыре года. Режиссер объяснял разрыв шуткой: «жена слишком ярко красила губы». Однако историю с «Полярной звездой» он считал символичной, полагая, что они смотрели в разные стороны не только на небе, но и в жизни, что сделало расставание неизбежным. Дочь Светлану Георгий любил и поддерживал на протяжении всей ее жизни.
Любовь Соколова: 25 лет преданности и горькое прощание
На съемках фильма «Хождение по мукам» Георгий Данелия обратил внимание на актрису Любовь Соколову. Она была на девять лет старше его и пережила страшную личную трагедию: потеряла первого мужа Георгия Арановского во время Великой Отечественной войны. Они были ленинградцами, и Любовь работала слесарем по металлу, обрабатывая детали для самолетных двигателей. Арановского не взяли на фронт из-за плохого зрения, и он также встал к станку, но умер от голода в блокадном городе.
Как позже рассказывала актриса в интервью, после пережитого горя она не помышляла ни о замужестве, ни о новых романах. Однако обаяние Георгия оказалось сильнее ее решимости: он прекрасно играл на гитаре, пел, обладал талантом художника и был остроумным собеседником.
«Но влюбилась я в него не сразу», — признавалась Соколова. — «Он долго ухаживал: целовал меня, угощал, приглашал куда-то. И только когда одна женщина на съемках сказала: «Любочка, это же такая семья!..», я сдалась и уже в 1959-м родила Коленьку. Жили мы интересно. Хотя случалось всякое… Гия был моложе на 9 лет, но, когда добивался меня, соврал, что ровесник».
Совсем иную версию событий излагала последняя супруга режиссера, Галина Юркова-Данелия. Она утверждала, что Георгий был вынужден жить с Соколовой по настоянию своей матери.
«Так получилось: дитя случайной связи. Он умолял ее, что не нужно ребенка, что он не хочет. Она сказала: «Ты тут причем? Я хочу себе ребенка». Когда мальчик родился, мама Георгия Николаевича поехала в роддом — родился наследник в грузинской семье — и забрала Любовь Соколову с ребенком домой. Она поселила их в соседней комнате рядом с Георгием Николаевичем. Вот так они прожили в параллели всю жизнь»,
— делилась Галина.
Для Любови Соколовой сын Николай стал поздним и долгожданным ребенком, появившимся на свет, когда ей было 38 лет. Она считала его настоящим подарком судьбы. Актриса была необычайно хозяйственной, и грузинские родственницы Георгия не могли нарадоваться на нее: дом всегда сиял чистотой, а блюда, включая грузинскую кухню, были выше всяких похвал. Сам Георгий всегда выглядел безупречно благодаря заботам Любови. Однако брак они так и не зарегистрировали.
«Мэричка Анджапаридзе, его мать, говорила: «Распишись, Георгий». А он отвечал: «Вот мы с Ирой пяти лет не были женаты и разошлись. Больше не хочу», — вспоминала Соколова. — «В первом браке у него родилась дочка, но жена ушла. А я ничего не просила, прописана была в своей квартире. Меня без конца приглашали сниматься, но от больших ролей я отказывалась: не хотела дом оставлять».
Позже Любовь Соколова признавалась, что годы, проведенные с Данелией, были непростыми.
«Он часто увлекался, я плакала, но считала: значит, судьба. А потом перестала обращать внимание», — делилась актриса. — «Как только узнала, что он то с одной романится, то с другой, уже и не подпускала к себе, спали в разных комнатах. А я его очень любила».
Виктория Токарева: 15 лет вдохновения и боли
Роман Георгия Данелии с талантливой писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой стал одной из самых обсуждаемых тем в московских кругах. Их знакомство произошло в Доме актера. Виктория вспоминала, что Данелия был «пьян до остекленения».
«Под столом он прижал ногу к моей ноге, и я удивленно посмотрела на него: друг другу одного слова не сказали, а он уже ноги двигает!» —
делилась писательница.
К тому моменту Виктория уже была известной молодой писательницей, ее произведения печатались в «Молодой гвардии», а «Мосфильм» планировал экранизировать ее повесть «День без вранья». Данелия стал художественным руководителем проекта, и вместе они принялись дорабатывать сценарий.
«Данелия такой ярко талантливый был тогда, что мы садились работать, и мне казалось, будто тучи раздвигаются, выходит солнце и все вокруг заливает радостным светом. Мы заканчивали — солнце пряталось за тучи, и все вокруг опять становилось серым и неинтересным»,
— с восхищением вспоминала Виктория.
Вспыхнул бурный роман. Токарева была замужем и воспитывала дочь, но это не остановило ее. Георгий не скрывал своей связи, приводя возлюбленную в дом, где ее принимали как коллегу.
«Данелия был тогда под сильным влиянием мамы», — вспоминала Токарева. — «Она сказала: работать с Викой — это хорошо. Когда я к ним приходила — это был праздник, праздник. Мне все так радовались, запекали для меня индейку в духовке. Люба Соколова, жена Данелия, спрашивала меня: ты какое мясо больше любишь — белое или черное? Черное — это ноги, а белое — грудь. Мне-то казалось, что белое должно считаться хорошим, а черное — похуже. И я скромно говорила: мне черное, пожалуйста. Оказалось, что ноги — деликатес».
По словам Токаревой, жизнь режиссера омрачали проблемы с алкоголем. Его соавторы-сценаристы часто употребляли спиртное, вовлекая в это и Данелию. На фоне пьющих коллег Виктория, замужняя женщина с ребенком, выглядела более благонадежно, что объясняло благосклонность матери режиссера. Случалось, что Данелия, крепко выпив, приходил к соседям Виктории, громко требуя: «Позовите Вику! Вика, я готов взять ответственность за тебя и твою дочь, давай жить вместе, я уйду от Любы».
Однако наутро, когда хмель рассеивался, режиссер не спешил жениться на Виктории. Фильм «Осенний марафон» стал своеобразной исповедью Данелии, отражающей их непростые отношения. «В моей жизни было два потрясения. Я сам. И потому я создал фильм «Не горюй». Второе потрясение — это ты. И я создал фильм «Осенний марафон», — такие слова, по утверждению Токаревой, произнес ей режиссер.
Писательница объясняла, что Данелия был несчастлив в браке, но не мог оставить Соколову, поскольку его мать не хотела, чтобы сын рос без отца. У Виктории была схожая ситуация: ее муж мирился с изменой ради их общей дочери. Их роман, продлившийся целых 15 лет, подарил миру сценарии к культовым кинокомедиям «Мимино» и «Джентльмены удачи». Данелия часто называл Токареву своей творческой музой и соратницей, не стесняясь публично заявлять о своей любви к ней на шумных вечеринках.
Галина Юркова: последняя гавань и месть соперницам
В итоге Георгия Данелию в ЗАГС повела актриса и режиссер Галина Юркова. Интересно, что перед смертью мать Данелии все же благословила сына на брак с Токаревой, но Георгий ответил: «
Нет, мама, Вику я уже передержал». «Думаю, я его своей дерзостью зацепила», — признавалась Галина. — «Я сразу ему заявила: «Терпеть не могу грузин».
Галину Юркову часто спрашивали, как ей удалось выйти замуж за Данелию, который в тот момент жил с Любовью Соколовой и продолжал встречаться с Викторией Токаревой. «Георгий Николаевич сильно заболел, пережил клиническую смерть, весил всего 42 кг при высоком росте», — вспоминала Галина. — «Мне его стало жалко, и я решила помочь. У меня была подруга — знаменитая Джуна, которая обещала его вылечить. Каждый вечер мы начали ходить на ее сеансы. Джуна, правда, его не исцелила, но зато поженила нас. Однажды он пришел и говорит: «Вот моя бритва, моя зарплата и кольцо мамы». Мы куда-то торопились, уже ехали в лифте, и тут он говорит: «Слушай, забыл сказать — выходи за меня».
Токарева после разрыва с Данелией переживала глубочайшее отчаяние. «Неужели он женится на этой Юрковой?» — в сердцах восклицала Виктория подруге по телефону. «Как, ты не знаешь? Он уже на ней женился!» — сообщила та горькую новость. Токарева описала свои чувства в автобиографической повести «Дерево на крыше». После этого разговора она даже подумывала о самоубийстве, но ее остановила мысль, что с пятого этажа можно выжить, но остаться инвалидом. «Он вычерпал ее, разграбил, заставил страдать. Но эти страдания оказались конвертируемы, как золото. Она переплавила страдания в творчество. Стала знаменита и независима», — так писала Токарева о героине, в которой легко угадывалась она сама.
С Любовью Соколовой режиссер объяснился предельно прямолинейно. «Он ведь перенес тяжелую операцию, была кома, клиническая смерть, больше трех месяцев пролежал в больнице», — вспоминала Соколова. — «А потом попал на лечение к Джуне Давиташвили. Стал поздно возвращаться. Я не реагировала — ложилась спать. Но однажды он пришел и говорит: «Любочка, прости, я влюбился». Думаю: «Господи, лекарства что ли напился?» Утром спрашиваю: «Тебе кашку сварить?» (Я ему всегда овсяночку делала). — «Не надо». — «Кофе?» — «Давай… Значит, так: я влюбился и женюсь». Говорю: «Женись, тебе никто не запрещает». — «Да, мне никто не может запретить». А потом еще строже: «Коля идет туда (к нему в квартиру), а ты куда?» Ну, думаю, совсем с ума сошел. Хотела пойти в церковь помолиться. Но не дошла: поймала машину, за три раза перевезла свое барахло. И поцеловала Гиечку на прощание».
Любовь Соколова тяжело переживала разрыв после 25 лет совместной жизни, но никогда не испытывала ненависти к Георгию. Она даже сочинила романс «Полюбила его навсегда, навсегда я его полюбила, и добра я была и верна, это было давно, давно это было» и спела его по телефону.
Трагедия сына и семейные распри
Через год после расставания, когда их сыну Николаю было всего 26 лет, произошла страшная трагедия: он погиб, выпив некачественный алкоголь вместе с другом. Эта утрата окончательно разорвала тонкую нить, связывавшую Георгия и Любовь. Если верить повести Токаревой, Данелия пытался застрелиться, но пистолет дал осечку. Ходили слухи, что Николай употреблял запрещенные вещества.
«Коля не был наркоманом, как об этом твердит на каждом углу любовница его отца, писательница Виктория Токарева!» — возмущалась Галина Юркова, защищая память пасынка. — «Георгий Николаевич просил ее и других не говорить плохо о сыне, но клевета и сейчас продолжается». Галину особенно раздражала Токарева, которая давала пространные интервью о Данелии. «Я ее презираю за «грязный рот»! Когда, старая, простите, страшная и толстая женщина рассказывает об интимной близости со знаменитым режиссером, невольно думаешь: «Неужели у Данелии был такой плохой вкус, что он столько лет с ней спал?». Хотя как литератор она мне нравится. Нормальная женская писательница. А в молодости она была хорошенькой, шустрой и невероятно прилипчивой. Вот ее роман с Георгием и затянулся».
К Любови Соколовой Галина относилась с уважением, восхищаясь ее достоинством в принятии разрыва. «У нее были все причины злиться на меня, якобы из-за меня они расстались», — признавала Галина. — «Но она все поняла и ни разу не сказала про меня ничего плохого».
Последние годы: новая жизнь и борьба с зависимостью
Когда Данелия и Юркова поженились, ей было 40 лет, а ему — 54.
«В первый раз я в 19 лет выскочила за актера Владимира Губанова, с которым в «Щуке» училась, сына Кирилла родила», — рассказывала Галина. — «Кирилл носит фамилию знаменитого отчима. Георгий Николаевич сам решил дать моему сыну свою фамилию. Общих детей он уже не хотел. «Нет так нет», — согласилась я».
Галина Юркова сыграла ключевую роль в борьбе Данелии с алкогольной зависимостью. Известно, что режиссер всегда любил выпить, но после смерти сына Николая его пристрастие стало особенно сильным.
«Он прошел кодировку у Александра Довженко. Я в Крыму снимала фильм, там про этого психиатра и узнала», — делилась Юркова. — «Вернулась в Москву и предложила Георгию закодироваться. Сказала, что если не сделает, уйду от него. Вместе с ним и кинооператор Вадим Юсов закодировался. Правда, был один режиссер, который нарушил кодировку, выпил в поезде по пути из Феодосии в Москву и сразу умер».
Сын Данелии, Николай, был женат трижды, и от разных женщин у него родились две дочери — Рита и Алена. «Я Георгия Николаевича буквально заставила с Аленкой общаться, она никому не нужна была», — утверждала Галина. — «А Люба Соколова отказалась признавать ее внучкой, хотя девочка очень на нее похожа. Сейчас Алена рекламой занимается. А вот Маргариту, Марго, Соколова любила. Свои квартиру и дачу ей оставила. Маргарита сейчас миллионерша. Она — хозяйка семейного бизнеса по производству тортов «Венский цех».
Как хорошо, что у Любови Соколовой была любимая внучка, которая хоть чуточку уменьшала горе от потери сына. С Галиной режиссер прожил до конца своих дней. Он скончался в 2019 году в возрасте 88 лет. «Супруг не был романтиком. Мне на день рождения, бывало, нарисует цветочек и со словом «Поздравляю» преподносит. На этом — все. Мы и свадьбу не отмечали. Просто пошли в загс, расписались, потом дома вместе с его дочкой, моими сыном и сестрой чуть-чуть посидели. Но о том, что выбрала Данелию, как своего мужчину, я ни разу не пожалела», — признавалась Юркова.
Что вы думаете о столь запутанной личной жизни великого режиссера — можно ли было избежать этих драм?