Глава пятая. Знакомство продолжается
И теперь Вася был полностью поглощен своим новым знакомством. Ложась спать, или вставая утром с постели, он только и думал о предстоящем визите на гору. И по улицам города он теперь бродил лишь только для того, чтобы высмотреть, в городе ли находится компания, которую называли «дурным обществом».
И как только Вася видел их в городе, то он тут же бегом отправлялся к часовне, наполнив свои карманы яблоками и лакомствами. Валек внушал уважение Васе и был очень солидным. И он принимал эти приношения просто и откладывал, приберегая для сестры. А Маруся каждый раз всплескивала ручонками и ее глаза загорались огоньком восторга.
Маруся смеялась, и этот смех отдавался в сердцах ребят, вознаграждая за конфеты, которые мальчики жертвовали в ее пользу. Это было бледное и крошечное создание. Она еще плохо ходила, а руки ее были тонки и прозрачны. Головка ее покачивалась на тонкой шее, а глаза смотрели порой не по-детски грустно, и улыбка ее напоминала Васе мать в последние дни. И порой слезы подступали к глазам Васи.
Он невольно сравнивал Марусю со своей сестрой, так как они были в одном возрасте. Но Соня была кругла и упруга, резво бегала и звонко смеялась. Каждый день на ней были красивые платья, а в темные косы горничная вплетала ей алую ленту. Маруся почти никогда не бегала, и смеялась очень редко и тихо. Платье ее было старо и грязно, в косе у нее не было лент, но волосы были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони. И Валек искусно заплетал их ей каждое утро.
Вася был большой сорванец. И уже в первые дни он внес свое оживление в общество новых знакомых. Он пытался расшевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. Однако это удавалось плохо. Валек серьезно смотрел на Васю и на девочку, и каждый раз, когда Вася заставлял бегать Марусю с ним взапуски, он говорил, что девочка сейчас заплачет.
И действительно, когда Вася растормошил Марусю и заставил бежать, Маруся громко заплакала. Вася растерялся, а Валек сказал, что она не любит играть. Валек усадил ее на траву, нарвал цветов и кинул ей. Девочка перестала плакать и тихо перебирала растения, что-то говорила им, поднося к губам. Вася тоже присмирел и лег рядом с Валеком около девочки.
Он спросил, почему Маруся такая невеселая. А Валек отвечал, что это от серого камня, который высосал из нее жизнь. Он пояснил, что так говорит Тыбурций. Вася ничего не понимал в этих загадочных словах, которые Валек повторял за Тыбурцием. Но аргумент, что Тыбурций все знает, произвел на него действие. Он приподнялся на локте и взглянул на Марусю. Она сидела в том же положении, в каком усадил ее Валек и перебирала цветы.
Движения рук Маруси были медленны, а глаза выделились на бледном лице. И при взгляде на эту крохотную грустную фигуру Васе стало ясно, что в словах Тыбурция заключается горькая правда, которую он осознавал еще не до конца. И это было для Васи загадкой, страшнее всех призраков старого замка, которые теперь казались старой сказкой. А здесь что-то неведомое и страшное было на лицо. И до боли сжималось сердце Васи.
Под влиянием этого чувства Вася тоже умерил свою резвость. Применяясь к тихой солидности Маруси, оба они с Валеком, усадив ее где-нибудь на траве, собирали для нее цветы, разноцветные камешки и ловили бабочек. Иногда растянувшись около нее на траве, смотрели на небо, как плывут облака и рассказывали Марусе сказки или беседовали друг с другом.
Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу Васи и Валека, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. Порывистой резвости характер Васи Валек противопоставлял грустную солидность и внушал Васе почтение своей авторитетностью и независимым тоном.
Валек часто сообщал Васе много нового, о чем тот раньше и не думал. Слыша, как Валек отзывается о Тыбурции, Вася спросил, его ли он отец. Валек задумчиво отвечал, что, скорее всего, отец. А еще Валек сказал, что Тыбурций любит его, так как постоянно о нем заботиться и иногда целует его и плачет. Маруся тоже сказала, что и ее любит Тыбурций, и ее целует и плачет.
Вася рассказал новым приятелем, что у него отец нехороший и что он не любит его, и никогда его не целовал. Но Валек возражал, так как Тыбурций, который знает лучше всех все, говорил, что судья – самый лучший человек в городе, и что если бы не он, поп и еврейский раввин, то городу давно бы уже надо провалиться.
Валек утверждал, что эти три человека, среди которых был и отец Васи, за бедных людей заступаются. А отец Васи засудил даже одного графа. Про эту историю с графом Вася уже слышал. А Валек рассказал, что отец Васи не боится прогнать богатого, а когда к нему пришла старая Иваниха с костылем, то он велел принести ей стул. И что даже Туркевич никогда не делал под окнами отца Васи скандалов.
И это была правдой, Туркевич всегда проходил мимо окон дома Васи и иногда даже снимал шапку. И все эти разговоры заставили Васю глубоко задуматься. Валек указал на его отца с другой стороны, с какой ему никогда не приходило в голову взглянуть на него. Валек задел в сердце мальчику струну сыновней гордости. Ему было приятно слушать похвалы отцу.
Но вместе с тем в его сердце дрогнула и нота щемящей любви, смешанная с горьким сознанием того, что отце никогда не любил и не полюбит его так, как Тыбурций любил своих детей. А пока не забываем подписаться на наш канал. Ставим лайк! Спасибо!
Прочитать четвертую главу можно тут: https://dzen.ru/a/aY9kam6tJkrbOopS
Просмотреть шестую главу можно здесь: https://dzen.ru/a/aZK-gxr1Mns3q26B