Найти в Дзене
Братья и сестры птицы

Белые мишки среди птиц: что происходит с белой чайкой

Если спросить про символ Арктики, все вспомнят белого медведя. А вот о белой чайке знают немногие. И видели её единицы. Между тем это самая северная птица планеты — настоящая жительница льдов. По-латыни она называется Pagophila eburnea — «любительница ледяного поля». А по-аглийски - ivory Gull, чайка из слоновой кости. Белая чайка гнездится только в высоких широтах — всего в четырёх странах: Канаде, Гренландии (Дания), Норвегии и России. У нас её можно встретить на Земле Франца-Иосифа, островах Карского моря и архипелаге Северная Земля. В отличие от полярной крачки — рекордсменки по дальним перелётам — белая чайка никогда не покидает Арктику. Она держится кромки дрейфующих льдов и почти не садится на воду. Гнездится там, куда человеку добраться сложно: на небольших островах и мысах. Гнёзда находили даже на дрейфующей льдине. Иногда птицы используют и постройки полярников. Выживать здесь непросто, поэтому в еде белая чайка не привередлива. Питается рыбой (чаще всего сайкой), морскими бе

Если спросить про символ Арктики, все вспомнят белого медведя. А вот о белой чайке знают немногие. И видели её единицы. Между тем это самая северная птица планеты — настоящая жительница льдов. По-латыни она называется Pagophila eburnea — «любительница ледяного поля». А по-аглийски - ivory Gull, чайка из слоновой кости.

Фото: Норвежский полярный институт
Фото: Норвежский полярный институт

Белая чайка гнездится только в высоких широтах — всего в четырёх странах: Канаде, Гренландии (Дания), Норвегии и России. У нас её можно встретить на Земле Франца-Иосифа, островах Карского моря и архипелаге Северная Земля.

В отличие от полярной крачки — рекордсменки по дальним перелётам — белая чайка никогда не покидает Арктику. Она держится кромки дрейфующих льдов и почти не садится на воду. Гнездится там, куда человеку добраться сложно: на небольших островах и мысах. Гнёзда находили даже на дрейфующей льдине. Иногда птицы используют и постройки полярников.

Фото bierdna, iNaturalist
Фото bierdna, iNaturalist

Выживать здесь непросто, поэтому в еде белая чайка не привередлива. Питается рыбой (чаще всего сайкой), морскими беспозвоночными, падалью. Может отобрать добычу у других птиц, разорить гнездо — даже своего вида. Клюёт остатки добычи белых медведей и кормится на свалках у полярных станций. В Арктике выбирать не приходится.

Фото: Норвежский полярный институт
Фото: Норвежский полярный институт

По размеру она примерно с сизую чайку, чуть крупнее. И, к радости бердвотчеров, не устраивает сложных задач с определением: взрослая птица белая круглый год. Белоснежный верх сочетается с черными ногами. Только молодые выглядят «грязновато» — с тёмными пестринами на крыльях и хвосте.

Орнитолог Мария Гаврило называет белых чаек «белыми мишками среди птиц». И правда: как и белые медведи, они зависят от морского льда и служат индикаторами состояния арктических экосистем. Главная угроза для них — сокращение площади льдов из-за потепления климата.

фото ca_thrasher
фото ca_thrasher

Первые тревожные сигналы пришли из Канады: там за двадцать лет численность сократилась примерно на 80%. Есть и другая проблема — загрязнение. В канадской Арктике фиксируют высокие концентрации ртути, в российских морях — хлорорганические соединения. Как именно это влияет на птиц, до конца пока не ясно.

В мире гнездится меньше 11,5 тысячи пар белой чайки. Это одна из самых малоизученных морских птиц.

фото maciejsobieraj
фото maciejsobieraj

В России серьёзные исследования проводились в разные годы. Экспедицию 2006 года участники вспоминают как одну из самых удачных: тогда провели синхронные учёты, собрали материал для генетических анализов и получили важные данные о распределении колоний.

А вот мониторинг 2020 года оказался тревожным. Работы шли в северо-восточной части Карского моря и в море Лаптевых. Учёные обследовали восемь колоний, работали с вертолётов и беспилотников, установили GPS-трекеры. И именно тогда в трёх крупнейших колониях в ядре ареала был зафиксирован нулевой успех размножения: ни один птенец не поднялся на крыло. Общая численность птиц, пытавшихся гнездиться, оказалась минимальной за весь доступный период наблюдений.

Мария Гаврило и белые чайки. Фото М. Иванов
Мария Гаврило и белые чайки. Фото М. Иванов

При этом точных итоговых цифр последнего учёта я так и не нашла — возможно, они остались в научных отчётах или не были опубликованы. И это тоже показательно: даже сейчас мы знаем о самой северной птице планеты меньше, чем хотелось бы.

Генетические исследования показали важную вещь: птицы Канады, Гренландии, Шпицбергена и России образуют единую популяцию. А большая её часть гнездится именно в России. Значит, от состояния наших колоний во многом зависит судьба вида в целом.

Белая чайка — эндемик Арктики. Если она исчезнет здесь, её не будет нигде в мире

Птицы
1138 интересуются