Этот великолепный храм в русском стиле я встретила в Павловске по дороге в крепость БИП. Очень понравился внешне изящный и нарядный храм. Рассказываю его непростую, впрочем, как и у большинства наших церквей, историю.
Деревянный храм
В 1841 году в здании казарм Образцового Кавалерийского полка устроили церковь. Над входом в обычную воинскую казарму возвышался лишь небольшой крест - этого было достаточно, чтобы считать здание храмом.
Церковь была холодной, неотапливаемой, не было ни богослужебных книг, ни отчетной документации. Иконостас появился только в 1865 году, да и тот перенесли из Знаменской церкви Царского Села.
В 1868 году полк перевели в Петербург, а на его место прибыла 5-я батарея Гвардейской конно-артиллерийской бригады. Храм перешел к новым хозяевам и официально именовался церковью 5-й батареи. До 1894 года у храма не было постоянного священника - службы проводили приходские батюшки, которых специально приглашали.
Отец Иоанн Жемчужин
В декабре 1894 года к храму прикомандировали священника Иоанна Жемчужина. Он ехал в Павловск, представляя себе столичный храм, достойный пригорода Петербурга. Извозчик остановил лошадей около воинской казармы. Над входом - маленький крест. Это и была церковь.
Летом пришла новая беда: все гарнизонные постройки требовали ремонта. Одну казарму уже разобрали, чтобы заменить сгнившие бревна. Та же участь ждала и церковь.
У священника возникла мысль о новом каменном храме. Он обращался с проповедями, просил помощи у состоятельных горожан, искал поддержки у влиятельных особ, обивал пороги чиновников. Но всюду получал отказ. Церковь считалась внештатной, и военное ведомство не собиралось тратить деньги.
В 1897 году Павловск отмечал 100 лет со дня основания. Горожане собирали средства на памятник императрице Марии Фёдоровне. Отец Иоанн предложил идею: воздвигнуть храм в память великих Императора Павла I и Императрицы Марии Фёдоровны - основателей города.
В это время в Павловске жила очень почтенная дама - Екатерина Сергеевна Мясоедова, супруга председателя Департамента Государственной экономии. Ей было за восемьдесят, она серьезно готовилась к уходу и подолгу беседовала со священником о жизни вечной. Узнав о его заветной мечте, старушка пожалела, что не имеет достаточных средств. Но помогла иначе. Екатерина Сергеевна написала записку с просьбой военному министру А. Н. Куропаткину.
5 (17) октября 1898 года вышел приказ номер 259 по Военному ведомству. Гарнизонная церковь принималась в штат. С этого дня она официально именовалась церковью гарнизона города Павловска.
Счастливый отец Иоанн немедленно отправился к отцу Иоанну Кронштадтскому. Великий пастырь земли Русской выслушал рассказ и произнес пророческие слова: "Поздравляю! Стройте церковь, да непременно каменную. Если Господь судил строить церковь, она будет выстроена, и деньги будут"
В тот же день отец Иоанн Кронштадтский внёс первую лепту на храм и благословил сбор пожертвований. Состоятельные горожане начали жертвовать сотни и тысячи.
Проекты и великий князь
Отец Иоанн Жемчужин заказал первый эскиз. Церковь получилась недорогой, без украшений, чем-то напоминая храм на его родине. С этим проектом он отправился к владельцу Павловска - великому князю Константину Константиновичу.
Утверждение проекта затянулось почти на полтора года. Князь то отсутствовал, то не имел времени, то требовал новый чертёж с видом окружающей местности. А потом проект ... забраковал!
При этом князь сказал:
"Нужно строить церковь художественную, красивую, чтобы она была памятником, достойным имени великих основателей и устроителей Павловска и не резала бы глаза жителям города своим некрасивым видом. А такая церковь, как спроектирована, годна для деревни или для захолустного уездного города, а не для Павловска".
Отец Иоанн заказал второй проект академику архитектуры А. А. Карбоньеру. Стройку оценили в 50 тысяч рублей, за чертежи архитектор запросил 300 рублей, а за авторский надзор - еще 4000. Но и этот проект князь отверг.
Великому князю Константину Константиновичу очень нравилась церковь Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость в Петербурге. Её построил академик Императорской академии художеств - архитектор Александр Иванович фон Гоген и нечто подобное князь пожелал увидеть в Павловске.
Отец Иоанн обратился к фон Гогену. Тот, создатель многих роскошных дворцов и особняков, за проект Никольского храма в Павловске денег не взял. Эскизы выполнили в 1899 году.
Отец Иоанн с восторгом рассматривал чертежи: "Вот, значит, какая у нас будет церковь: легкая, изящная, похожая на корабль, несущийся по волнам житейского моря". Смущала только цена - храм выходил значительно дороже 50 тысяч. Но батюшка уже целиком полагался на Божью помощь.
Строительство: от закладки до освящения
Великий князь Владимир Александрович приказал образовать комиссию по строительству. В нее вошли четыре полковника, подпоручик великий князь Андрей Владимирович, архитектор фон Гоген и отец Иоанн Жемчужин.
Торжественную закладку храма в память основателей Павловска - Павла I и Марии Фёдоровны назначили на 18 (30) июня 1900 года.
Для наблюдения за работами фон Гоген пригласил студента Института гражданских инженеров Валентина Людвиговича Гофмана. Ему сняли дачу в Павловске, чтобы он постоянно следил за строительством.
15 (28) августа 1902 года храм освятили. Службу вел протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский. На освящении присутствовали государь наследник Михаил Александрович и члены августейшей фамилии.
Старую деревянную церковь разобрали в 1902 году. Позже на месте её алтаря установили чугунный крест. По личному ходатайству великого князя Михаила Александровича должность настоятеля храма стала штатной. Полностью строительство завершилось к 1904 году. На третий день после открытия в новом соборе служил святой Иоанн Кронштадтский. Он изумленно воскликнул: "Какой чудный, какой дивный храм!"
Архитектура и убранство
Никольский собор строили на века. Длина - 32 метра, ширина - 19, 5 метра, высота с крестом - тоже 32 метра. Храм рассчитан на тысячу молящихся.
Стены сложили из особого красно-коричневого кирпича, привезенного из Франции. Декоративные элементы оштукатурили. Архитектурный стиль - русский, с шатрами и пятиглавием. По углам здания - шатровые башенки, украшенные двуглавыми орлами.
Храм квадратный в плане, с выступающей полукруглой апсидой с востока и колокольней с запада. С трех сторон, кроме алтарной части, на фасаде поместили три образа - покровителей артиллерийских батарей, стоявших в Павловске: Святитель Николай Чудотворец, Михаил Архангел, Великомученик Георгий Победоносец.
Колокола отлили в Петербурге на заводе Орлова. Самый большой колокол весил 169 пудов - почти 2, 7 тонны.
Особой гордостью стал ажурный крест на центральной главе. В середину креста вставили шлифованные стекла. Когда свет преломлялся о грани, от креста распространялись радужные отражения. Удивителен был и проект купола. Инженерное решение со стеклянным куполом создавало внутри особенное освещение.
Иконостас - дубовый, резной, исполнен в русском стиле XVII и XVIII веков художником Субботиным. Образы для иконостаса написал художник Порфиров.
Царские врата украсили фарфоровыми иконами. Изображения евангелистов и сюжет "Благовещения" выполнила на фарфоре художница Зедергольм. Образы Марии Магдалины, апостола Павла и другие написал художник Розанов. Стены и своды храма покрыли росписями. Общая стоимость здания составила 120 тысяч рублей.
Годы забвения
20 ноября 1933 года. Леноблисполком постановил закрыть церковь. Сначала здание отдали под клуб 32-й моторизованной бригады, а затем устроили склад и мастерскую по ремонту бронетехники.
Это было самое страшное время. Танки и тяжелая техника въезжали внутрь, проламывая двери и стены. В стены вбили горизонтальные металлические балки - на них поднимали машины для ремонта. В алтарной части, в апсиде, пробили дополнительный широкий въезд.
В годы оккупации Павловск заняли немецкие вой.ска. Собор сильно пострадал от обс.трелов. В конце 1941 года службы в храме возобновились и продолжались до конца 1943 года. Потом здесь снова были мастерские.
В 1960-е годы здание занял военный склад. Внутри возвели капитальную стену, наглухо перегородив пространство бывшего храма. В 1987 году собор признали памятником архитектуры местного значения, но это ничего не изменило. До 1991 года здесь по-прежнему находились танковая мастерская и склад воинской части.
Возвращение
6 мая 1991 года в храме отслужили первый молебен - первую службу за долгие десятилетия. А 29 июня - первую Божественную литургию. В том же году храму присвоили статус собора. В 1995 году Никольский собор включили в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Восстановление шло долго. В августе 2002 года собор торжественно отметил уже столетие. К этому времени по фотографиям восстановили иконостас, привели в порядок дренажную систему. К началу 2004 года основные реставрационные работы завершили.
В декабре 2001 года на Балтийском судостроительном заводе отлили новый главный колокол. В 2001 году устроили боковой Георгиевский придел. В 2011 году рядом с собором установили бронзовый бюст императора Николая II.
За алтарем собора сохранилась могила основателя храма - протоиерея Иоанна Жемчужина. Захоронение восстановили, и сейчас за ним бережно ухаживают.
Собор сегодня
Никольский собор - действующий, центр духовной жизни Павловска. При нем работает Просветительский центр "Логос" с воскресной школой, богословским лекторием, кинолекторием.
Известна также златошвейная мастерская собора. Мастерицы возродили традиции петербургского золотого шитья по бархату и парче. Здесь создают богослужебные облачения - по старинным образцам, с удивительной красоты узорами.
Четверть века, с 1991 по 2016 год, настоятелем храма был протоиерей Валерий Швецов. Он стоял у истоков восстановления собора из руин, поднимал его буквально с нуля. Батюшка скончался 25 января 2023 года и похоронен на Павловском кладбище.