Многие годы к этому священнику стекались люди с разных концов земли, жаждущие мудрого совета. 97-летний батюшка, ещё при жизни стал легендой, трижды чудесным образом возвращаясь того света. До последних дней к нему шли паломники за благословением, и он с улыбкой наставлял:
Смерти бояться не нужно, но молодым стоит сосредоточиться...
Жизненный путь отца Паисия, в миру Михаила Даниловича Олексюка, начался в августе 1924 года в Черновцах, на фоне сложной геополитической обстановки, когда Западная Украина принадлежала Польше, а его родная Буковина и Бессарабия находились под управлением Румынии. Отец Михаила, оставивший службу в австрийской армии после 1918 года, трудился лесником при новой власти, а мать, Екатерина Виксич, преподавала французский язык старшеклассникам. Будучи первенцем в семье, Михаил рос вместе с младшей сестрой Зоей, родившейся четырьмя годами позже. Его обучение началось в шесть лет в румынской школе, где духовное воспитание было неоспоримым приоритетом: Закон Божий изучали с первого класса, а каждый урок неизменно обрамлялся молитвой Отче наш, что заложило прочный фундамент его веры.
Жизнь испытывала его на прочность с юности. В 1948 году 23-летнего Михаила, талантливого парня, только вернувшегося в родные Черновцы, арестовали за учебу в Бухаресте в военные годы. Семейное застолье было прервано появлением строгих людей, которые вежливо, но непреклонно увезли его. Собранные сестрой в дорогу припасы вызвали лишь снисходительные улыбки конвоиров — они знали, что ждет впереди. Его бросили в машину, словно вещь, и отправили навстречу аду.
Путь в Соликамск стал первым кругом испытаний. В переполненном, раскаленном вагоне, где люди задыхались от жажды, глоток воды из лужи стоил золотых коронок. По прибытии уже не живых выгружали штабелями. Михаила выбросили вместе с ними, но заметили слабое дыхание — он выжил вопреки всему.
Второе воскрешение случилось в карагандинском лагере. Заваленного камнями в каменоломне извлекли бездыханным и отправили в морг. Очнувшись ночью в мешке среди ледяных тел, он до утра бегал, чтобы не замерзнуть, чем поверг в шок врачей: человек, у которого отсутствовал пульс, снова стоял на ногах.
До этого Михаил русского языка совсем не знал. Выучил его в лагерях.
Смерть отступила и в третий раз, когда за неделю до 90-летия старец Паисий попал в страшную аварию. Медики лишь разводили руками, поражаясь его жизненной силе, недоступной обычным людям.
Вера сопровождала его с детства, но монашеский постриг он принял уже в зрелости, после кончины супруги. За плечами этого удивительного человека была работа прорабом, звание мастера спорта и более тысячи прыжков с парашютом. Он оставил после себя не только духовное наследие, но и возведенные храмы, включая величественную церковь во имя Архистратига Михаила, где и провожали старца в последний путь.
Стоит сказать, что в молодости Михаил предпринимал решительные попытки изменить ход своей судьбы. Он искал себя, прожив три года в Москве и Загорске, однако зов сердца вернул его в Барнаул. Спустя несколько лет перед ним открылись новые горизонты: приглашение в Киев и собственная квартира, но здоровье внесло свои коррективы — изнуряющие приступы малярии заставили его страдать целый год. Вердикт профессора медицины был категоричен: климат губителен, единственное спасение — возвращение в родную Сибирь.
Барнаул стал для Михаила Даниловича не просто городом, а истинной второй родиной, где он обрел широкий круг друзей и единомышленников. Будучи человеком разносторонним и владея множеством специальностей, он неизменно находил время для серьезных занятий спортом: вплоть до 1980 года покорял небо на планерах, заслужив звание мастера спорта, и совершал прыжки с парашютом. При всей своей активной мирской жизни он сохранял глубокую веру, оставаясь преданным прихожанином.
Позже в Знаменском монастыре он принял монашеский постриг с именем Паисий. Его духовный путь начался с сана дьякона в Никольском храме, затем, став иеромонахом, он нес слово Божье в Чарышском и Залесовском районах и около десяти лет служил во Власихинской церкви. Но истинным центром его духовного подвига стала часовня при краевой психиатрической больнице в поселке Новосиликатном, которой он посвятил более 18 лет самоотверженного служения.
31 августа 2016 года свершилось долгожданное событие, к которому батюшка шел все эти годы, — на территории больницы началось возведение храма Архангела Михаила. В свои 90 с лишним лет отцу Паисию пришлось вновь обратиться к навыкам архитектора, лично участвуя в проектировании. Его невероятная энергия и активное участие в строительстве, которым могли бы позавидовать даже молодые, подкрепленные Божьей благодатью, принесли скорые и зримые плоды. Уже 11 июля 2018 года храм увенчали восемь сияющих золоченых куполов с крестами. До последнего отец Паисий продолжал свое неустанное служение.
На сомнения в том, не слишком ли грандиозен замысел храма для небольшого Новосиликатного, батюшка ответил веским историческим примером.
Вспомните преподобного Серафима Саровского, который начал строительство в глухом лесу, а впоследствии вокруг обители вырос целый город. Весьма вероятно, что и здесь со временем поднимутся небоскребы в десятки этажей, с высоты которых наша церковь может показаться совсем небольшой. Однако она непременно будет стоять, оставаясь видимым духовным ориентиром, столь необходимым людям. Мы возводим этот храм с прицелом на тысячелетия, созидая наследие для будущих поколений. Здание будет стоять незыблемо, ведь в его конструкцию заложена колоссальная прочность — одних только арматурных каркасов использовано пятьдесят тонн.
А его были заветы просты, но глубоки:
Любите друг друга, никогда не жалейте себя и преодолевайте трудности с песней и молитвой.
В ночь на 10 ноября 2020 года старейший клирик Алтайской митрополии игумен Паисий (Олексюк) завершил свой земной путь.
Царство Небесное.
Слава Богу за всё!