Найти в Дзене

Убить Нью-Вегас: второй сезон сериала Fallout

В свое время казалось, что переход и Bethesda, и Obsidian под крыло Microsoft положит конец многолетней холодной войне этих компаний и станет залогом выхода если не Fallout: New Vegas 2, то хотя бы ремейка первой части. Теперь эти предсказания сбылись крайне извращенным способом: столица игорного бизнеса постъядерных США и впрямь вернулась на экраны, однако пройти по следам Курьера довелось не игроку, а троице киногероев – хорошей Люси, плохому Говарду и никакущему Максимусу. По словам шоураннера сериала Fallout, Женевы Робертсон-Дворет, сценаристам второго сезона было поставлено жесткое условие: происходящее должно соответствовать сразу всем концовкам игры. Результатом стало появление какой-то странной версии пустыни Мохаве, в которой проиграли все без исключения фракции, а выжившие решили основательно выкрутить градус абсурда. Например, центральный район Нью-Вегаса обращен в руины, заселенные Когтями смерти, – а через хилый заборчик от них загадочным образом умудряется процветать Фри
Оглавление

В свое время казалось, что переход и Bethesda, и Obsidian под крыло Microsoft положит конец многолетней холодной войне этих компаний и станет залогом выхода если не Fallout: New Vegas 2, то хотя бы ремейка первой части. Теперь эти предсказания сбылись крайне извращенным способом: столица игорного бизнеса постъядерных США и впрямь вернулась на экраны, однако пройти по следам Курьера довелось не игроку, а троице киногероев – хорошей Люси, плохому Говарду и никакущему Максимусу.

По словам шоураннера сериала Fallout, Женевы Робертсон-Дворет, сценаристам второго сезона было поставлено жесткое условие: происходящее должно соответствовать сразу всем концовкам игры. Результатом стало появление какой-то странной версии пустыни Мохаве, в которой проиграли все без исключения фракции, а выжившие решили основательно выкрутить градус абсурда.

Для оптимизации производства питаться фабричные дети должны были одной только колой
Для оптимизации производства питаться фабричные дети должны были одной только колой

Например, центральный район Нью-Вегаса обращен в руины, заселенные Когтями смерти, – а через хилый заборчик от них загадочным образом умудряется процветать Фрисайд. Легион разделился на две половины, уже много лет воюющие на крошечном пятачке за завещание Цезаря: как только одна сторона пробивается к скелетику отца-основателя, вторая ее отгоняет, и так до бесконечности. Ну а там, где в игре стоял пресс фальшивомонетчиков, теперь работает другой вариант «печатного станка» – цех беспризорников, по 22 часа в сутки голыми руками откручивающих крышки с бутылок газировки (где они их берут в таких количествах – не уточняется).

Рыцари Братства Стали ведут себя то как каратели-нацисты (вламываются на вышеописанное предприятие с намерением казнить всех мутировавших детишек), то как нетрезвые гопники (при разграблении Зоны-51 ломают ценную технику и устраивают поножовщину). Дамба Гувера, краеугольный камень всего New Vegas, мелькает на фоне и не отсвечивает, потому что сценарий построен вокруг другого источника бесконечной энергии – чудо-батарейки из первого сезона. А еще в сюжете фигурирует новинка: чипы, позволяющие контролировать человеческие мозги. Именно с их помощью папа главной героини и намерен перевоспитать всю Пустошь.

-2

Казино не всегда выигрывает

Изобретателем данных чипов является не очередной безумный ученый, а Роберт Эдвин Хаус: самый главный дядя в Нью-Вегасе, гений и миллиардер, переживший ядерную войну в высокотехнологичном саркофаге. Прошедшим New Vegas он хорошо знаком как работодатель Курьера и один из главных участников тамошней игры постъядерных престолов. Персонаж неоднозначный, но положительный (его убийство в игре – определенно злой поступок, дающий большой минус к карме), с отлично прописанным характером и вменяемой мотивацией.

Однако госпоже Робертсон-Дворет зачем-то понадобилось поставить его с ног на голову и вымазать черной краской: сериальный Хаус ведет себя как опереточный злодей, в чьих действиях особо нет ни смысла, ни логики. Например, до войны ему ничего не стоило заявиться в неблагополучный район с полным багажником долларов, раздразнить в баре компанию реднеков, тут же предложить одному из них кучу денег за участие в эксперименте, а после отказа – прилепить ему чип и приказать забить своих товарищей битой (после чего у бедняги взрывается голова). А если бы прилепить не успел? А если бы чип не сработал? Логика, вместе с привычным по игре образом Хауса как рационального и параноидального интеллектуала, принесена в жертву дешевой эффектности.

Заявиться в бар реднеков с кучей денег и без охраны – поступок настоящего финансового гения
Заявиться в бар реднеков с кучей денег и без охраны – поступок настоящего финансового гения

В финале же, уж простите за спойлер, и вовсе выясняется, что все это время довоенный миллиардер был виртуальной личностью. Напомним, в этом его подозревали многие персонажи New Vegas, и сюрпризом было как раз то, что он оказался нормальным человеком, чью жизнь поддерживали уникальные технологии. В сериале же все вывернули с точностью до наоборот: Хаус – искусственный интеллект, а «мясное» тело существовало только для отвлечения внимания всяких искателей приключений. Ход уровня «у Толкина нигде не сказано, что Исилдур и Хелм не стали назгулами, значит, они стали назгулами» из Shadow of War.

Фаллаутоимитатор

Кроме Хауса (и секс-робота FISTO), никаких значимых персонажей из игровой вселенной в сериал не перекочевало, однако это не спасает от ощущения, что перед нами какой-то постапокалиптический карго-культ. Второй сезон изобилует красиво воссозданными, но не играющими сюжетной роли деталями из New Vegas, а также героями, написанными явно по мотивам игровых, но формально не имеющими к ним никакого отношения – будь то похожий на Маркуса супермутант (сыгранный целым Роном Перлманом!), или посол Братства в курточке точь-в-точь как у Артура Максона из Fallout 4.

Банду элвисопоклонников в сериале зачем-то превратили в гулей
Банду элвисопоклонников в сериале зачем-то превратили в гулей

Более того, в такие симулякры превращаются и главные герои: линия Максимуса и старейшины Квинтуса напоминает сюжет из New Vegas про Веронику и ее приемного отца Элайджу, а Говард Купер фактически становится сериальным заменителем Курьера, несущего мистеру Хаусу очень важный супергаджет. Только Люся-Гуся остается верна себе и по-прежнему старается решать все квесты максимально глупым и бескорыстным способом. Хотя, казалось бы, события первого сезона должны были научить ее тому, что тратить последний стимпак на проходную незнакомку, сопровождать ее в лагерь отморозков-легионеров и зачитывать там лекцию на тему «вы ничего не понимаете в латыни и истории, и вообще злодеи!» – не самая хорошая мысль. Последователи Цезаря, знаете ли, за такие речи могут и распять. Впрочем, безвременная гибель на кресте Люси не грозит: как и в первом сезоне, герои почти, чуть-чуть, понарошку сталкиваются со смертельными опасностями, но непременно выходят сухими из воды волею случая и пробегавшего мимо NPC. Вершиной же творческой мысли  становится появление огромного войска НовоКалифорнийской Республики – да-да, той самой, от которой в первом сезоне остался лишь ядерный пепел и кучка опустившихся солдат (да и тех в финале перестреляли). Откуда, спрашивается, такая армада? Ниоткуда. А ведь можно было на протяжении новых серий хотя бы намекнуть на какой-то гарнизон НКР в этом регионе, но нет, экранное время тратится на разговоры об очевидном и бессмысленные филлеры.

-5

Радиоактивный капустник

После вышесказанного может сложиться впечатление, что сериал совсем уж плох и бездарен. Отнюдь: операторская работа, реквизит и спецэффекты все еще на очень хорошем уровне. Силовая броня – как настоящая (она, кстати, и есть настоящая, для съемок были построены работающие экзоскелеты), Когти смерти – как живые. Более того, ни повесточкой, ни морализаторством сериал в лицо зрителю особо не тычет, хотя мог бы, ведь этим местами грешил и игровой New Vegas. Но происходящему на экране катастрофически не хватает связности и логики, и это губит второй сезон. Сюжет рассыпается на отдельные сцены, действие скачет между прошлым и настоящим, количество экранного времени персонажей не переходит в качество их характеров.

Что самое обидное, зритель обречен много-много раз ловить себя на мысли «ну вот доработать чуть-чуть, и было бы хорошо!» Например, предводитель одной из половинок Легиона, явно срисованный с могучего легата Лания из New Vegas, снимает страховидный шлем – и под маской оказывается выросший и постаревший мальчонка Кевин из «Один дома». В смысле, персонажа играет Маколей Калкин, который на брутального качка (каким был Ланий), никак не тянет, а потому данный эпизод воспринимается как грубая пародия, шарж, гротеск. Но ведь можно было ввернуть, что этот новый персонаж именно что донашивает доспех за тем самым Ланием – и комедия обернулась бы живой иллюстрацией того, насколько плохи дела в Легионе, раз на смену легендарному военачальнику пришел лопоухий ноунейм.

Маколей Калкин, ужас Пустошей и гроза НКР
Маколей Калкин, ужас Пустошей и гроза НКР

Другая сцена: посол Братства Стали с Восточного побережья требует отдать ему волшебную батарейку, потому что дела в Бостоне обстоят неважно. А что же там случилось такого? Ну вставьте хоть одну фразу про события Fallout 4: и фанатам радость, и простым зрителям станет понятнее! Однако самым большим надувательством вышли намеки на роль Курьера в происходящем, которые мелькнули «чтобы было» и не получили никакого развития, несмотря на идеально подходящую к ним сцену с именной силовой броней.

Никаких рок-н-ролльщиков в Вегасе!

Несмотря на определенные проблемы (например, с той же логикой сюжета), первый сезон сериального Fallout получился достаточно цельным и интересным; да и атмосферу игр – если считать только части от Bethesda – передавал неплохо. А вот сиквел взвалил на свои плечи пару тонн в общем-то ненужных ему деталей из самой проработанной игры серии, предсказуемо надорвался и все рассыпал.

А ведь когда появились промо-кадры второго сезона, фанаты больше всего переживали из-за неканоничного положения динозавра в Новаке
А ведь когда появились промо-кадры второго сезона, фанаты больше всего переживали из-за неканоничного положения динозавра в Новаке

При этом как экранизация он все еще намного лучше, скажем, «Ведьмака»: сценаристы не так мощно выворачивают оригинал наизнанку, а актеры похожи на своих персонажей и пытаются играть. Однако у нетфликсовского «Ведьмака» есть один несомненный плюс: он существует сам по себе, и на остальные произведения по этой франшизе никак не влияет. А вот сериальный Fallout уже включен в канон вселенной, и даже если Obsidian каким-то чудом получит возможность сделать New Vegas 2 – она уже не сможет продолжить сюжет оригинальной игры; студии придется работать с тем, что ей досталось после сериала. А на это вряд ли согласится уже сама Obsidian.

-8