Сейчас обсуждается интервью министра спорта РФ Михаила Дегтярёва, который разделил спортсменов на тех, кто сменили гражданство ради участия в Международных соревнованиях, и тех, кто под нейтральным флагом всё равно едут, выигрывают медали и привозят их в Россию. Дегтярёв сказал, что «если российский спортсмен отказался от гражданства ради участия в международных соревнованиях, то для него нужно закрыть въезд в страну и лишить всех званий, потому что такие действия – предательство в чистом виде. Другое дело - те, кто вопреки всему, под давлением, через тернии, суды едут на международные соревнования. Эти ребята не кидали свои паспорта на стол, как некоторые. Да, они едут под нейтральным флагом, но от гимна и флага не отказывались. Весь мир знает, что они русские. Привозят домой награды и прославляют спорт». На мой взгляд, достаточно жёсткое заявление. Напомню, что сейчас идёт Олимпиада в Италии. В обществе разное отношение.
Сергей Михеев: Моя позиция ещё более жёсткая. Что касается первой категории: да, это предательство в чистом виде - люди продают родину за деньги. «Пока мне здесь удобно делать карьеру, зарабатывать деньги и получать известность, то хорошо, я буду гражданином России. А как мне стало неудобно (начались проблемы с карьерой, деньгами), то мне наплевать на вашу Россию, - я поехал в другое место и там получу паспорт». Я думаю, что к ним внутри страны надо относиться соответствующим образом и со всеми вытекающими последствиями.
Дегтярёв прав, что их надо и гражданства лишать, и другие меры воздействия к ним применять. Это было бы правильно и поучительно для остальных. Необходимо давать моральную оценку подобным поступкам, в том числе понимать, на какой мы стороне: там, где всё про деньги, или там, где есть какие-то принципы. В противном случае получаются разные «вселенные»: в этой «вселенной» надо умирать за родину, а в той «вселенной» можно наплевать на всё, главное - деньги и комфорт. Так не получится - это внушает людям ощущение лжи.
По первой категории я согласен с Дегтярёвым, а по второй не согласен. Мне ясно, что это официальная позиция наших спортивных властей: «Они молодцы - всё равно поехали!» Я не понимаю смысл этого: они привозят медали - и что дальше? Выступление без флага, без гимна, без формы, огромное количество унизительных ограничений, которые заставляют принимать подлые международные спортивные чиновники, – всё это является ударом по России. Когда вы на это соглашаетесь, оправдывая медалями, то соглашаетесь с унижениями России! Кстати, и этих спортсменов постоянно унижают - даже сейчас на Олимпиаде унижают (много новостей по этому поводу). Когда вы соглашаетесь на это, то принимаете их правила: «Да, бейте нас по голове. Вы к нам так? Ну что же - мы вынуждены согласиться». На мой взгляд, это унизительно для любой страны, а тем более для такой, как Россия.
Я не вижу никакого смысла в том, что мы на это соглашаемся. «Ну и что, что мы выступаем без флага и без гимна? Давайте мы на СВО тоже не будем поднимать флаги над теми населёнными пунктами, которые занимаем, - ведь все и так знают, что мы их заняли. Давайте не будем писать на товарах, которые мы производим на экспорт: «Сделано в России», а просто скажем, что сделано в России. Давайте пойдём навстречу ребятам - ведь для них это шанс выступить». Здесь есть фальшь, потому что, с одной стороны, мы осуждаем тех спортсменов, кто предал, а с другой стороны, почему мы оставляем возможность выступления без флага? Потому что боимся, что ещё предадут. На мой взгляд, пусть все, кто готов предать, предадут и уедут из России! Какими бы талантливыми спортсменами, учеными и т.д. они ни были,если человек к этому внутренне склоняется, то рано или поздно это произойдёт.
Я понимаю, что это жёсткая ситуация, но тем не менее. Почему от одних требуется абсолютный патриотизм, а другим говорят: «Ладно, тут можно». Эти слова, что «все и так знают, что они русские»… Да, все знают, что они русские, и понимают, что эти русские соглашаются на те унизительные для русских и России условия, которые навязывают Олимпийские комитеты. Ради чего? Ради возможности выступить, получить медаль и потом сказать, что «вот, она у нас есть». Если честно, то картинка так себе. А насчёт предателей полностью солидарен.
Вы говорите, что МОК ничего не делает, но чиновники МОК очень внимательно следят за украинскими спортсменами. Пресекли ещё одну попытку устроить провокацию на Олимпиаде. На этот раз фристайлистка Екатерина Коцар хотела выйти в шлеме с надписью: «Будьте храбрыми, как украинцы!», но ей сказали, что нужно выйти в нейтральном шлеме. Дегтярёв говорит, что в этом году больше признания российских спортсменов именно как «российских», а не «спортсменов с российскими корнями». Всё больше федераций будут признавать право россиян выступать под триколором, под своим национальным гимном. Возвращение России в большой спорт серьёзно беспокоит украинских русофобов. Очень переживает депутат Верховной рады и бывший олимпийский чемпион Жан Беленюк, который заявил, что «2026 год станет годом масштабного возвращения России в международный спорт, в том числе под собственной символикой, и это плохо».
Сергей Михеев: Посмотрим. Если возникают положительные моменты, то это хорошо. Я понимаю нашу политическую позицию: она заключается в том, что «давайте будем потихоньку размывать эту ситуацию. Глядишь, она начнёт меняться в нашу сторону». Может быть, такая логика имеет место быть, но будет видно по результату: получится – хорошо, не получится – значит, не получится. В любом случае это выглядит криво - давайте не обманывать друг друга. Абсолютное большинство наших людей воспринимают данную ситуацию очень «кисло». Постоянно подчиняясь чужим правилам и требованиям, мы всё равно сохраняем, закрепляем систему несуверенности, когда мы «снизу», а они «сверху». Хотите/не хотите, но это так.
Из Германии вопрос о предателях - о тех, кто уехал: «А русские немцы не за деньгами ли уезжали в 1990-е годы? Они тоже предатели?» Ведь после развала СССР в начале 1990-х годов не только русские немцы уезжали в Германию. Уезжали и спортсмены: хоккеисты, фигуристы; они там выступали, потом тренировали, и никто их предателями не называл. С другой стороны, не было запрета выступать под российским флагом, не было ангажированного отношения олимпийских чиновников.
Сергей Михеев: С одной стороны, правильное замечание, что тогда не было такого унизительного санкционного давления и явной предвзятости. С другой стороны, хотите прямого ответа на прямой вопрос? Я честно скажу, что любой, кто бросает родину за деньги, в той или иной степени предатель. Хотя в судьбе каждого, наверное, можно разбираться.
Что касается немцев, то здесь другая ситуация. Они немцы по национальности, и Германия для них создала программу репатриации: это не тоже самое, что русский человек взял и за деньги всё бросил.
Основная масса тех, кого Вы называете «русскими немцами», в силу известных исторических обстоятельств жила не в РФ, а в Казахстане. Когда-то их репрессировали и выслали из Поволжья в Казахстан, и они уезжали в Германию не из России. Да, были те, кто из России, но огромное количество «русских немцев» уехали в Германию не из России. Это не одно и тоже.
Уезжали и эти люди работают до сих пор, в отличие от других переселенцев - из стран Африки, которые сидят на пособиях и вызывают всё больше возмущения. Я не слышал, чтобы в Германии возмущались потоку «русских немцев». Слушатель пишет: «Как говорили про спорт, что главное, мы выиграли в 1945 году, и сейчас надо выиграть».
Сергей Михеев: Так кто-то говорит про спорт?
Так написал наш слушатель.
Сергей Михеев: Согласен - и сейчас надо выиграть. Правда, я не понял, где и конкретно в чём. Как 1945 год связан с нынешней Олимпиадой в Милане - не очень понятно, но то, что надо выиграть, соглашусь.