Найти в Дзене

«Главное — чтобы спектакль был высокохудожественный, эстетичный, этичный»: Денис Бокурадзе – об экспериментах с режиссерами и новых спектаклях «Грани»

В 2026 году драматический театр «Грань» отмечает 55-й сезон на пороге больших перемен, его ждут новый дом и новые режиссерские имена. Уже 21 февраля зрители увидят премьеру спектакля «Ах, любовная ЧехоВерть». Ориентировочно к осени 2026 года театр получит новое здание. О том, как «Грань» сохраняет идентичность и одновременно смело экспериментирует, о юбилейных планах и новой постановке ведущему Александру Семочкину в программе «Диалоги» на радио «КП-Самара» рассказал художественный руководитель и режиссер Денис Букурадзе. — На год 55-летия у театра большие планы. Это не только «Ах, любовная ЧехоВерть», но и «Гроза в будущем» Островского, и «Мой бедный Марат» — сразу три премьерных спектакля. Давай начнем с выставки «Театр чудес», которая тоже открылась в год юбилея. — Да, в год 55-летия мы открыли выставку «Театр чудес» в выставочном центре «Виктория». Она посвящена истории театра и перспективам, начиная от спектаклей Эльвиры Дульщиковой до наших последних постановок. В выставочном про
Оглавление
   В 2026 году драматический театр «Грань» отмечает 55-й сезон на пороге больших перемен. Фото: "КП-Самара".
В 2026 году драматический театр «Грань» отмечает 55-й сезон на пороге больших перемен. Фото: "КП-Самара".

В 2026 году драматический театр «Грань» отмечает 55-й сезон на пороге больших перемен, его ждут новый дом и новые режиссерские имена. Уже 21 февраля зрители увидят премьеру спектакля «Ах, любовная ЧехоВерть». Ориентировочно к осени 2026 года театр получит новое здание. О том, как «Грань» сохраняет идентичность и одновременно смело экспериментирует, о юбилейных планах и новой постановке ведущему Александру Семочкину в программе «Диалоги» на радио «КП-Самара» рассказал художественный руководитель и режиссер Денис Букурадзе.

Юбилейный год и премьеры

— На год 55-летия у театра большие планы. Это не только «Ах, любовная ЧехоВерть», но и «Гроза в будущем» Островского, и «Мой бедный Марат» — сразу три премьерных спектакля. Давай начнем с выставки «Театр чудес», которая тоже открылась в год юбилея.

— Да, в год 55-летия мы открыли выставку «Театр чудес» в выставочном центре «Виктория». Она посвящена истории театра и перспективам, начиная от спектаклей Эльвиры Дульщиковой до наших последних постановок. В выставочном пространстве собрана жизнь театра, показываются записи спектаклей дважды в неделю. Зрители приходят полными залами, после просмотров общаются с актерами, задают вопросы. Формат позволяет одновременно увидеть историю театра, насладиться спектаклями и пообщаться с участниками постановок.

— Это действительно великолепная возможность пообщаться с актерами. Для зрителя это шанс прикоснуться к театру. А для меня, как творческого человека, особенно интересно, что галерея «Виктория» находится совсем рядом с будущим зданием театра, буквально через дорогу. Такой мостик из прошлого в будущее: посмотришь на историю театра в выставке и буквально через пару шагов видишь, что ждет его впереди.

— Да, выходишь из галереи, поворачиваешь направо — и видишь новое здание. Все просто. А теперь о том, что ждет зрителя в ближайшее время. 21 февраля состоится премьера комедии «Ах, любовная ЧехоВерть». Режиссер-постановщик — приглашенный из Пензы мастер Владимир Бирюков, заслуженный деятель искусств РФ, обладатель шести «Золотых масок». Это первый случай с 2011 года, когда в нашем театре постановку делает не художественный руководитель, а приглашенный режиссер. Спектакль состоит из двух водевилей Чехова: «Медведь» и «Предложение», объединенных общим названием «Ах, любовная ЧехоВерть». Любовь лежит в основе обоих водевилей. Жанр легкий и востребованный, особенно в провинции, и мы решили преподнести его через куклы. Идея возникла еще в 2013 году, когда я познакомился с Владимиром Бирюковым на фестивале «Помост». Он тогда руководил Пензенским театром кукол «Кукольный дом». Позже мы с художником Виктором Никоненко, который много лет сотрудничает с Бирюковым, договорились пригласить режиссера в театр. Работа с куклами для драматического состава непривычна: артисты осваивают новую технику, это физически тяжело, но интересно. В первой части спектакля — только куклы, во второй — они взаимодействуют с актерами. Первая часть идет около 50 минут, вторая — 55 минут с антрактом. Зритель увидит историю через свежий художественный взгляд и другую выразительность.

— Интересно посмотреть, как Владимир Бирюков, человек с шестью «Золотыми масками», и театр, у которого тоже есть свои маски, будут взаимодействовать. Насколько важна ваша роль как художественного руководителя внутри этой постановки?

— Для меня очень важно не вмешиваться, не разрушать, не диктовать, а наблюдать, почувствовать, как спектакль будет рождаться, и в нужные моменты направить. Естественно, я контролирую процесс с технической стороны, чтобы все соответствовало профессиональному уровню. Наш театр сейчас переходит на серьезный профессиональный рельс, и нам нужно наладить все механизмы работы. Государственные театры, которые есть в области, уже давно отлажены: цеха и службы работают слаженно. А мы эту систему выстраиваем с нуля.

— У «Грани» всегда был свой почерк. Когда говоришь про театр, каждый новый спектакль неизбежно сравнивается с предыдущими. Приходишь на постановку и замечаешь отсылки к прошлым работам. Здесь что-то откликается, а что-то нет, и понимаешь, что театр продолжает строить собственный стиль. Сейчас появляется новый человек, Владимир Бирюков, кукольник из Пензы. Появится новая грань или грани размоются?

— Мне хотелось бы, чтобы «Грань» расширяла свои возможности и художественное восприятие. Важно, чтобы спектакль был интересен не только тем, кто любит мое творчество и мои постановки, но и привлекал зрителей, любящих кукольный жанр, новое направление. Главное — чтобы спектакль был высокохудожественный, эстетичный, этичный, красивый. Что касается перекличек с предыдущими работами, я сознательно делаю такие «мостики» через персонажей, реплики и мизансцены, чтобы выстроить определенную биографическую линию спектаклей театра.

— Но зрители, приходя на «Ах, любовная ЧехоВерть», будут ждать эстетики Букурадзе: ощущение актера на сцене, когда каждый шаг, каждое действие, каждый взгляд, взмах руки что-то обозначает.

— Мне очень интересно, как все это получится. Для нас это эксперимент — и на то он эксперимент, чтобы посмотреть, как пойдет, как получится. Надо еще подобрать своих режиссеров, собрать команду, с которой можно работать. Это тоже очень непростой путь, сразу попасть прямо в «десятку» невозможно. Но то, что это будет качественная работа хорошего профессионала, пусть со своим языком, своим почерком — приживется она или нет, покажет только время.

— После 21 февраля мы увидим спектакль несколько раз или он идет только один день, а потом уже в следующем сезоне?

— Он выйдет 21 февраля и будет идти до 3 марта. После этого мы перейдем к другой постановке Чехова — «Три сестры».

О новом здании

— Давайте поговорим о будущем здании театра «Грань», которое мы все ждем в Новокуйбышевске. Количество зрителей увеличится, потому что мест станет значительно больше. Здание будет трехэтажным, и на каждом этаже свои залы, чтобы одновременно или в разное время шли совершенно разные спектакли. Появятся новые режиссерские имена, новые проекты.

— Совершенно верно. Это нас и подтолкнуло: в одном зале такое реализовать невозможно. Мы целыми днями репетируем — либо спектакли, либо репетиции, либо тренинги. Зал занят. В новом здании будет три зала: первый, второй и третий. Они отличаются. Первый этаж — историческая сцена, замечательное пространство. Почему историческая? Потому что она полностью повторяет то пространство, в котором мы существуем сейчас.

— То есть это будет тот же камерный зал?

— Тот же камерный зал, только чуть выше, на полметра. Пространство абсолютно такое же. Те зрители, которые привыкли к нынешней «Грани» и не хотят переходить в другой зал, смогут посещать спектакли на первом этаже и оставаться в той же атмосфере.

— Получается, что все знаковые работы театра тоже будут показываться в этом зале?

— Не все. Я разделил их на три блока. Историческая сцена на первом этаже, основная сцена на втором этаже — на 200 мест, и камерная сцена на третьем этаже. Она похожа на историческую, но высотой восемь метров. Это дает возможность работать с вертикалью, потому что сейчас мы упираемся головой в потолок — чуть выше табуретки, а художник по свету уже ругается: «Ты куда их поставил, на 60 сантиметров?».

— Сейчас аудитория, услышав цифру 200 мест, сразу заинтересуется, что же это за спектакль будет на такой большой площадке. Ведь камерность, к которой мы привыкли в спектаклях «Грани», как будто может потеряться на 200 местах. Или нет? И самое главное: наверняка все будущие работы, которые будут ориентированы на большой зал, потому что потребность аудитории смотреть спектакли театра достаточно высокая.

— Я как режиссер сейчас занимаюсь подготовкой к репетициям. Уже готовы сценография и костюмы к новому спектаклю — это Островский, «Гроза». И, как всегда, я очень надеюсь, что все будет хорошо. В конце года мы покажем премьеру. Для меня это знаковая вещь, потому что когда-то я сам играл в спектакле по этому материалу — в «Материале в грозе». Это был дипломный спектакль Виктора Тимофеева, я там играл Тихона. Прошло время, изменились ощущения, теперь у меня совсем другой взгляд. Этот спектакль делал выпускной курс, который работал с Вадимом Горбуновым, их вторым педагогом. Ребята очень вдохновились, я посмотрел на материал совершенно другими глазами и захотел с ним поработать. Это не будет повторением того, что делали в 1999 году, это будет новая история, которая, мне кажется, сегодня актуальна. История о фундаментальных вещах и нашей культуре.

О новых режиссерах

— Когда мы обсуждали постановку с любителями театра, стало известно буквально два-три месяца назад, что ты будешь ставить «Грозу». Многие говорили, что материал вроде бы не перекликается с твоим творчеством — классическая постановка, классический автор. Многие театры ставят «Грозу», и это очень сложно. Но тем интереснее увидеть, как ты ее прочтешь. Все, что ты делал с мировой литературой, даже с Чеховым, читалось очень ясно как твой стиль.

— Я от себя не собираюсь отступать. У меня нет задачи делать что-то, не свойственное мне. Если бы я хотел избежать своего почерка, пригласил бы другого режиссера. Все, что идет из меня, изнутри, — именно так, я не умею по-другому.

— Каждый раз, когда приходишь на спектакль, интересно задать вопрос: почему именно сегодня, именно в этот момент, именно этот материал?

— На этот вопрос не отвечу. Это внутреннее ощущение. Просыпаешься и понимаешь: сегодня я буду работать над этим. Сложно объяснить — тут много факторов: погода, природа, экономика, политика, люди, окружение. Всё вместе влияет на твоё мироощущение, предощущение того, что будет впереди и позади. Как будто это внутреннее погодное явление, которое подсказывает путь. Иногда даже сам после премьеры думаешь: как это получилось? Какие силы помогли?

— Конечно, у режиссера есть свои мысли и задачи в каждом спектакле. Режиссер улавливает то, что происходит в обществе, в информационной среде, вокруг нас, и находит отклик в произведении, доносит его через постановку — иногда даже на шаг вперед.

— «Гроза» будет идти на новую сцену на 200 мест, а желающих попасть будет еще больше. Я рассчитываю, что спектакль все-таки будет идти на новой сцене, и ориентируюсь именно на нее. Но пока мы работаем в тех условиях, которые есть, поэтому пока живём здесь. Думаю, что зрители смогут увидеть постановку в Большом зале, на основной сцене.

Как будто вывод сам собой напрашивается: значит, мы все-таки ждем, что к концу года новое здание театра будет представлено зрителям, раз премьеру обещаем к концу года.

— И вы ждете, и мы ждем. Вполне возможно, что премьера состоится осенью или в начале зимы в нашем нынешнем пространстве, а дальше спектакль будет жить уже в новом здании на основной сцене. Недавно была встреча с новым председателем правительства Самарской области на объекте, проговорили существующие сложности и пути их решения. Все готово, чтобы переезд состоялся в этом году. Люди ждут и интересуются, пишут в правительство. Надеемся, что переносов больше не будет: раньше анонсировали 2024-й, затем 2025-й, теперь 2026-й. Хотелось бы остановиться на одной дате. Новый сезон, если не сразу с сентября, то осенью театр отметит свой следующий день рождения в новом здании: одно — 8 октября, другое — 12 ноября. Тут еще важная история: встраивание театра в общегородскую повестку, в жизнь Новокуйбышевска. Появление «Грани» в сквере — это не только театр, но и инфраструктура, благоустройство. Чем быстрее театр войдет в сезон и начнет премьеры, тем быстрее жизнь вокруг заиграет новыми «Гранями».

— В этом году вы ставите «Мой бедный Марат», и там тоже приглашенный режиссер. Здесь есть перекличка: новые имена, поиск, выбор произведения интересен.

— Здесь другая крайность. Если Владимир Бирюков — заслуженный деятель искусства РФ, шесть «Золотых масок», огромный опыт и художественное руководство десятилетиями, то здесь будет совершенно юный режиссер, выпускница Щукинского училища, Светлана Заграфова. Это будет ее дипломная работа. Мы познакомились, пообщались, и ее видение оказалось близко театру. Она взяла работу над спектаклем «Мой бедный Марат». Всего три действующих лица, задействованы выпускники нашего курса, которые в этом сезоне пополнили театр. Процесс очень активный, ребята пробуются, кто в состав войдет — неизвестно заранее.

Новым молодым актерам нужно размяться и почувствовать сцену, прежде чем работать над крупными постановками. Этот спектакль — возможность для них «войти в ряд» со своими ровесниками.

— Она работает с молодыми актерами, и они ощущают горящий глаз, энтузиазм. Это очень ценный опыт. Премьера планируется на 24 апреля, перед майскими праздниками. Тема серьезная — блокадный Ленинград, военная история, психологическая работа с материалом. Актеры глубоко копаются в персонажах, обогащают друг друга. Но дело в том, что пока идет подготовка, мы не можем показывать другие спектакли на площадке, так как она занята под репетиции, свет, постановку. Например, сейчас идет выпуск Чехова, в марте играем «Корабль дураков» и «Три сестры», а потом театр временно блокируется для зрителей. Если бы было новое пространство с несколькими сценами, спектакли шли бы одновременно, новые премьеры выпускались бы параллельно. Больше Было бы больше возможностей играть и встречаться со зрителем.

— Мы можем только пожелать удачи, чтобы театр в этом году переехал в новое здание, работа отстроилась, новые имена появились, количество спектаклей увеличилось, и чтобы у всех желающих была возможность попасть на работы театра «Грань».

Полное интервью с Денис Бокурадзе слушайте 18 февраля в программе «Диалоги» на «Радио Комсомольская правда» в Самаре, частота вещания — 98,2 FM.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru