Найти в Дзене
ВФокусе Mail

Эксперт: чем обернется для США морская блокада Ирана

Американская администрация изучает возможность перехвата танкеров, транспортирующих иранскую нефть. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники в Вашингтоне, таким образом Белый дом рассчитывает подтолкнуть Тегеран к заключению соглашения, накладывающего ограничения на его ядерную программу. Однако чиновники признают, что попытка применить к Ирану ту же стратегию, которую США ранее развернули против Венесуэлы, чревата жестким ответом со стороны Тегерана и неминуемым скачком цен на нефть, что ударит по самим Штатам. В последние месяцы Вашингтон уже захватил несколько судов, перевозивших иранское сырье, в рамках кампании по блокированию танкеров, обслуживающих Венесуэлу. Речь идет о так называемом теневом флоте — судах, которые под различными, зачастую подложными флагами доставляют подсанкционную нефть из Ирана, Венесуэлы и других стран в Китай и иным покупателям. Расширение этой практики непосредственно на Иран могло бы серьезно подорвать основной источн
Оглавление

Цена вопроса

Американская администрация изучает возможность перехвата танкеров, транспортирующих иранскую нефть. Как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники в Вашингтоне, таким образом Белый дом рассчитывает подтолкнуть Тегеран к заключению соглашения, накладывающего ограничения на его ядерную программу. Однако чиновники признают, что попытка применить к Ирану ту же стратегию, которую США ранее развернули против Венесуэлы, чревата жестким ответом со стороны Тегерана и неминуемым скачком цен на нефть, что ударит по самим Штатам.

В последние месяцы Вашингтон уже захватил несколько судов, перевозивших иранское сырье, в рамках кампании по блокированию танкеров, обслуживающих Венесуэлу. Речь идет о так называемом теневом флоте — судах, которые под различными, зачастую подложными флагами доставляют подсанкционную нефть из Ирана, Венесуэлы и других стран в Китай и иным покупателям. Расширение этой практики непосредственно на Иран могло бы серьезно подорвать основной источник доходов Тегерана, но сопряжено с огромными рисками.

Главная угроза заключается в том, что Иран почти наверняка ответит зеркально: захватит танкеры союзников США в регионе или же прибегнет к минированию Ормузского пролива. Через этот узкий коридор проходит до четверти всех мировых поставок нефти, и любой инцидент там мгновенно обрушит рынок. Цены взлетят до уровней, которые создадут серьезные политические проблемы для Белого дома. Кроме того, сам процесс перехвата требует колоссальных ресурсов — для абордажа и дальнейшего сопровождения захваченного судна необходимо отвлекать боевые корабли и личный состав.

Минфин США уже внес в санкционные списки более двадцати судов, вовлеченных в перевозки иранской нефти, что создает юридическую базу для их ареста. Параллельно в регионе наращивается военное присутствие: авианосец «Авраам Линкольн» находится у берегов Омана, пять эсминцев и силы береговой охраны в Бахрейне потенциально могут быть задействованы в блокирующих операциях. Однако, как отмечают эксперты, даже единичный перехват в Аравийском море станет пробным шаром, последствия которого сложно просчитать.

Иран уже имеет опыт подобных столкновений: в ходе «танкерной войны» 1980-х годов нападениям подверглись сотни судов. Тегеран предупреждал, что в случае агрессии удары последуют по американским базам. При этом полностью перекрывать Ормузский пролив невыгодно самому Ирану, однако, если Тегеран сочтет себя загнанным в угол, он пойдет и на это, предупреждают региональные аналитики.

Ситуация осложняется тем, что крупнейшим покупателем иранской нефти остается Китай. Его независимые нефтепереработчики получают сырье со скидкой около десяти долларов за баррель, и Пекин вряд ли останется безучастным наблюдателем в случае полномасштабной блокады. В Белом доме подчеркивают, что президент предпочитает дипломатическое решение, но располагает и иными инструментами.

Разница между Венесуэлой и Ираном

Политолог-американист Дмитрий Дробницкий в беседе с ВФокусе Mail напомнил о недавнем опыте давления на Венесуэлу, но подчеркнул, что Иран — это совсем иной уровень сложности.

Венесуэла, скажем так, не очень сопротивлялась. Там ситуация была другой: суда ходили под разными флагами, курсировали между Венесуэлой, Кубой и Ираном. Скорее всего, многое было под контролем Китая, это достаточно известно. Но здесь ситуация другая. Хотя Китай почти наверняка присутствует и тут, Иран — это действительно очень серьезный вопрос, — пояснил Дробницкий.

По словам политолога, перехват судов в открытом море требует колоссальных ресурсов. «Ловить можно не только непосредственно у берегов. Но как только судно ушло в океан, потребуется задействовать очень серьезные силы. Мы видели на примере одного из танкеров, что американцам пришлось провести целую спецоперацию, задействовать ВМС и воздушное наблюдение двух держав. Но это была штучная история», — отметил эксперт.

Кроме того, он указал на правовые и политические последствия: «Перехват судов, морская блокада — это де-факто объявление войны. С точки зрения международного права это не нападение на территорию, но с древнейших времен блокада считается актом войны».

Дробницкий предупредил, что даже попытка блокады обернется тяжелыми последствиями для самих США. «Допустим, судно не подчинится. Если придется топить, то мало того, что это экологическая катастрофа, так это еще и мгновенно ударит по рынку. Цена бензина в США взлетит так, что Трампу мало не покажется. А у него и так экономика не в блестящем состоянии», — подчеркнул он.

Эксперт выделил два вопроса, от которых будет зависеть развитие событий. «Первый, насколько Вашингтон вообще готов к такому сценарию. Готов ли Трамп пойти до конца? Готовы ли конгрессмены? С Венесуэлой была быстрая операция — раз-два, окно возможностей открылось и закрылось так быстро, что Конгресс даже не успел возмутиться. Тут так не выйдет», — убежден американист.

Второй вопрос заключается в том, насколько жестко будет сопротивляться сам Иран. «Он достаточно вооружен, чтобы не просто обозначить удар, а создать такой серьезный шум в США, что операцию свернут? Я имею в виду не обозначение атак, как в прошлый раз, а реальные удары по американским базам. И наконец, Китай. Как он отреагирует? Это тоже очень большой вопрос», — заключил политолог.