Найти в Дзене
Российская газета

"Зашли на чай, остались жить": Почему иностранцы переезжают в Россию и где они находят свой дом

Почему иностранцы поехали жить в Россию, и где они находят свой дом Только русским могла прийти в голову такая дерзкая идея - звать жить в Псков граждан ЕС, где зарплаты ого-го как выше. У своего дома шуткой встречает, смеясь над собой, переселенец из Канады Стевимир Эрцеговац. Его жена Каролина в смартфоне показывает на новое лицо Пскова - инсталяцию "Россия начинается здесь". Стальной слоган с 2016 года стоит на берегу реки Великая у стен кремля. "Вот она во всем и виновата, - смеется Каролина, - запостили ее с видео. Из-за нее и выбрали Псков". Заходим в двухэтажный особняк Каролины и Стевимира Эрцеговац. Навстречу горохом высыпает вся их семья - 16-летняя Селена, 13-летняя Милена, Магдалена 11 лет, Ангелина 9, Адриана 7, и два брата - четырехлетний Доминик и почти двухлетний Милан. Девочки смущаются, мальчишки зовут играть в футбол во дворе детской деревни SOS Псков. - Это семейные коттеджи, - объясняет местные особенности Стевимир. - Здесь приемные родители воспитывают приемных де
Оглавление

Почему иностранцы поехали жить в Россию, и где они находят свой дом

Только русским могла прийти в голову такая дерзкая идея - звать жить в Псков граждан ЕС, где зарплаты ого-го как выше. У своего дома шуткой встречает, смеясь над собой, переселенец из Канады Стевимир Эрцеговац. Его жена Каролина в смартфоне показывает на новое лицо Пскова - инсталяцию "Россия начинается здесь". Стальной слоган с 2016 года стоит на берегу реки Великая у стен кремля. "Вот она во всем и виновата, - смеется Каролина, - запостили ее с видео. Из-за нее и выбрали Псков".

   Псков. Эрцеговац рядом с почитаемой семьей Остробрамской иконой Божией Матери. / Владимир Емельяненко
Псков. Эрцеговац рядом с почитаемой семьей Остробрамской иконой Божией Матери. / Владимир Емельяненко

"Зашли на чай, остались жить"

Заходим в двухэтажный особняк Каролины и Стевимира Эрцеговац. Навстречу горохом высыпает вся их семья - 16-летняя Селена, 13-летняя Милена, Магдалена 11 лет, Ангелина 9, Адриана 7, и два брата - четырехлетний Доминик и почти двухлетний Милан. Девочки смущаются, мальчишки зовут играть в футбол во дворе детской деревни SOS Псков.

- Это семейные коттеджи, - объясняет местные особенности Стевимир. - Здесь приемные родители воспитывают приемных детей. Коммуна такая, чтобы одинокие дети нашли своих мам и пап. А мы тут временно, пока продадим свой дом в Хорватии и купим тут, недалеко. А пока право проживания в SOS Пскове продлеваем каждые два месяца.

Хозяин особняка приглашает в кухню-гостиную.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

- К чаю, по русскому обычаю, есть в нем что-то, - делится по пути к столу Стевимир. Он скороговоркой сравнивает свое вселение на все готовое в SOS-Псков с приемом его семьи в приемную семью - Россию. За полгода выучил русский язык, IT-специалист, он быстро нашел профильную работу на заводе "АВАР". Говорит: "Ну а что? Зашли на чай, остались жить". Серб из Хорватии, член национальной сборной США по легкой атлетике, IT-менеджер в правительстве Канады, не слабо шутит по-русски. Ему на выученном русском, с сербо-хорватскими и польскими оборотами вторит полька Каролина: "В Канаде мы выбирали возвращение между Хорватией и Польшей, но в интернете завирусились ролики из России. Я думала, что только я их видела, а смотрю, они и у мужа в смартфоне. Калининград, Алтай, Владивосток. Я такая: "Поехали?" А он: "Подумаем". Ну, думаю, дело плохо. Так и вышло".

Читайте также:

Голландец из Христофоровки: Как Петрус Ван дер Вольф стал Петром Волковым и нашел себя на Сахалине

Стевимир улыбается, вспоминает, как вместе с женой рассматривал ролики о Пскове от движения "Путь домой".

- Мы православные, в Канаде с этим трудно, храмов мало, Хорватия тоже в основном католическая, - делится Стевимир. - А на Псков я смотрел, как на кино, думал, так уже не бывает.

И супруги, подумав, в разгар коронавируса рисковать не стали, перебрались в родную для главы семьи Хорватию, но Псков, Стевимир подбирает слово, "удаленно мониторили" год. В итоге серб и полька, с опытом жизни в США, Канаде и Германии, стали первыми дипломированными иностранцами, кто без знания русского языка откликнулся на предложение переехать в Псковскую область по программе импатриации. Ее идея - звать на ПМЖ не мигрантов, а квалифицированных специалистов, разделяющих российские традиционные ценности - сработала. По данным МВД России, только за 2025 год в РФ переехали жить 2800 иностранцев. И чаще всего - 1400 человек за 2025 год - иностранцы едут в Псковскую область.

"Только русским могла прийти в голову такая дерзкая идея - звать жить в Россию граждан ЕС, где зарплаты ого-го как выше"

Антипрививочники и традиционалисты

- Граница рядом, - объясняет выбор многих Стевимир, - рядом родные. Экспаты часто работу по контракту выбирают еще в Петербурге. География. Она и нас сделала импатриантами. У меня в Хорватии брат. У Каролины родители в Польше.

Супруги Эрцеговац просят не называть имен их родных. Еще недавно они запросто обменивались в мессенджерах фото и постили видеоотчеты друг другу, но теперь канал "Путь домой" о переезде на ПМЖ в Россию заблокировали в ЕС.

- Конкуренция, - убежден Эрцеговац. Он считает, что дело не только в 60 тысячах подписчиках канала "Путь домой", которые рассматривают Россию как вид на жительство или, как он и Каролина, используют канал для связи с родными. И хотя волонтеры движения "Путь домой" завели новый канал, куда перебираются пользователи, незаметно произошло нечто большее. В мессенджерах родные и знакомые уже не задают вопросов о том, в каком ГУЛАГе поселили переселенцев. Они видели их коттеджи или квартиры. Еще быстрее отпали вопросы о пустых полках в магазинах и кислых щах, которые "русские хлебают лаптем". Началась мыслительная работа. Самотеком, без поддержки волонтеров "Путь домой" в Псков из Франции перебралась многодетная семья Кристофера и Магален Марсиё. Приехали с автодомом на колесах, продав квартиру, и не зная ни слова по-русски.

Читайте также:

Движение "Путь домой" разрабатывает цифровой путь переселения соотечественников

- Это уже сдвиг, - считает Стевимир, - косвенное признание, что конкуренция за людей смещается из круга экономической или колбасной эмиграции в плоскость ценностей. Семья Марсиё, они, кстати, как и я, айтишники, так и говорят, что придерживаются традиционных христианских взглядов на воспитание детей и не согласны с ЛГБТ-системой (движение признано в России экстремистским и запрещено) образования во французских школах. Даже нам еще вчера такие аргументы показались бы блажью.

Каролина и Стевимир не из тех, кто стоят на том, что они уехали из Канады или Хорватии потому, что там было плохо.

- Из Канады мы не хотели уезжать, - вспоминает Каролина. - У мужа была хорошая работа, у меня - должность криминолога со знанием пяти языков, включая жестовый. Все было хорошо. Пока не выросли первые дети, и мы не почувствовали, что они отдаляются. Еще не как иностранцы, но примерно как мы для канадцев, а мы им все равно чужие. Мы там так и не стали своими, не обрели друзей. Жили благополучно, но немного как в вакууме. И вот когда по этому пути пошли наши дети, мы поняли, что их теряем, что надо что-то менять. ЛГБТ-пропаганда (движение признано в России экстремистским и запрещено) еще особо не давила, но толерантность к ней вызывала страх за будущее детей. Помню, зашла в супермаркет, а там мужчина со щетиной, накрашенными губами и ногтями, с приклеенным женским бюстом. Я перекрестилась, что была одна. Мы с мужем понимали, что, если наши дети будут на такое смотреть, для них это рано или поздно станет нормой.

Возвращаясь в Хорватию, Эрцеговац думали, что знают куда едут. Зарплаты ниже, чем в ЕС, цены "туристические" на все круглый год, но народ научился жить. Еду недорого можно покупать в Боснии и Герцеговине, одежда дешевле в Венгрии и Австрии, все рядом, а главное - у обоих супругов востребованные профессии. Но старая-новая родина встретила так, как никто не ожидал.

- Вам знакомо, что такое кондом? - спросили Каролину и Стевимира в органах опеки, когда они пытались, как в Канаде, перевести часть детей на домашнее образование, потому как их переезд пришелся на пик пандемии. Они признаются, что опешили от хамского вопроса-напора, но выбрали линию достижения договоренностей. И как в стену уперлись в жесткие условия органов опеки - себя и старших детей привить вакцинами Pfizer/BioNTech или Moderna, попутно пройдя полную вакцинацию всех детей. Родители думали, что случилось недоразумение, начали собирать справки о вакцинации части детей в Канаде, а у них за спиной поползли слухи, будто они "антипрививочники", и им по законам ЕС грозит до трех лет тюрьмы. Когда же ювенальная юстиция подняла вопрос о том, что Эрцеговац не справляются с воспитанием семерых детей, которые у них "нигде не учатся и не здоровы", они поняли, - надо уезжать.

Читайте также:

"Нам надо в Россию, потому что только она сможет остановить это снова"

"Никто не строит храм в одиночку"

- Когда я вошла в дом в деревне SOS Псков, - Каролина показывает на вид за окном, где играют дети, - первое что увидела - деток за окном, а в гостиной, потом в нашей спальне - Остробрамская икона Божией Матери, так говорят в России, в Польше - это икона Богородицы Остробрамская. Я поверить не могла. Так бывает? Это моя любимая икона. Ее почитают и католики, и православные. Она всегда со мной.

Знаком свыше считают в семье Эрцеговац все, что с ними произошло дальше. В спешке переезда они, опасаясь преследования ювеналов, которые зачастили с угрозами, не успели продать свой дом в Хорватии. Его продал брат Стевимира. Начались муки перевода денег в Россию, находящуюся под санкциями ЕС. Правозащитники нашли путь перечисления средств через третьи страны. Пришло время Доминику идти в детсад. "Сбежал, - разводит руками Каролина. - Часто болел, не понимал детей, не хотел в сад, а во дворе с детьми из деревни SOS, не сразу, но дело пошло лучше. Играют, дерутся, вместе в кружки и секции ходят. Наверное, непростые судьбы сближают".

   Еще в Хорватии. Часть детей семьи Эрцеговац на отдыхе во дворе. / Фото: Из архива семьи Эрцеговац
Еще в Хорватии. Часть детей семьи Эрцеговац на отдыхе во дворе. / Фото: Из архива семьи Эрцеговац

Каролина, глядя на трудности адаптации детей, решила заняться семьей, а с работой повременить. Тем более что несоответствия положений западной юриспруденции с российской, снижают ее шансы на должность криминолога. "Скорее, буду искать что-то связанное с языками", - говорит она. Да и когда семья начала учить русский, он легко дался полиглоту Каролине. Стевимир заговорил тоже быстро и пошел работать в IT-сферу, а девочки, и в этом семья тоже видит знак свыше, пошли в православную гимназию № 28. Сгладило стресс привыкания то, что там учатся дети из Австралии, ЮАР, Франции, Германии, Латвии и Литвы. Но удивлением для девочек Эрцеговац было то, что русские дети и взрослые из Литвы и Латвии наравне с иностранцами сдают тест по русскому языку. Когда они пошли еще и в воскресную школу православной культуры при гимназии, наверное, в самый многонациональный класс в городе, все постепенно встало на свои места.

- Я бы не сказал, что детей разных стран в гимназии и воскресной школе объединяет вера, скорее, духовная культура, - делится опытом родительских наблюдений Стевимир. - Наверное, это та основа, которую мы не могли нащупать в Канаде, когда почувствовали, что наши старшие как чужие нам без знания того, откуда и кто мы, родители. А тут... мы напряглись, что даже русские сдают тест по русскому языку. Ну, думаю: "Если им свои - чужие, что же будет с нами?" Но гимназия особенная. Она помогает поверить в себя и детям, и родителям. И мы поняли, что хотим помогать каждому, как помогал и помогает нам. Тут в воздухе разлито, что никто не строит храм в одиночку. Каждый несет свой камень, ему по силам.

И все же семья Эрцеговац просит передать российским властям их непонимание - почему русские иностранцы, зная русский, не имеют преференций при сдаче теста по русскому языку? С ними согласился директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Вайно.

- Мы видим, что нужна доработка стандарта помощи импатриантам, - говорит Александр Вайно. - Основные запросы нам приходят по линии работы с детьми. Тут ожидается доработка правил тестирования по русскому языку. Вторые по значимости - вопросы работы, потому что европейское трудовое законодательство достаточно отличается от российского. В новой редакции стандарта помощи импатриантам, правила трудоустройства будут упрощены или нивелированы в пользу переезжающих. Параллельно с МВД России ведется работа по устранению административных барьеров при предоставлении госуслуг иностранцу, когда у него есть только разрешение на временное пребывание. Вот пока у нас такая дорожная карта помощи импатриантам.

Читайте также:

Русист Марина Королева о трудностях детей-репатриантов в поступлении в школу: Люди возвращаются на историческую родину. Какие еще экзамены?

"Каждый несет свой камень"

За чашкой кофе бывалые путешественники Эрцеговац, на вопрос о том, когда для них в России закончился туризм и началась эмиграция, отвечают как муж и жена. "Когда болеют дети, - первой находится Каролина, - сильно раньше, чем через полгода, как это бывает у эмигрантов". "Еще до переезда, - дополняет жену муж, - я из туристической страны, а там умеют жить вопреки тому, что видишь и ценам. Знал куда едем". Эрцеговац заранее не смущало, что средняя зарплата в России ниже, чем в ЕС почти на треть.

- Когда простужаются дети, сразу ясно: то, как работают аптеки, больницы и скорая, примерно такой пульс и у страны, - ставит диагноз Каролина. - Мы болели под присмотром, что далеко не везде в ЕС и Канаде доступно, если нет страховки. Нас тут не отправили на самолечение, не разорили финансово, давали варианты лекарств. То с чем мы столкнулись, - на уровне. Или как мне сказали: "Вы болели календарно". Я сначала не поняла, а потом… Сезонно - это у русских как средняя температура по больнице, да? Или средняя зарплата. И со временем я поняла разницу: в России средняя зарплата прикрывает тылы, лечит, оставляет чуть-чуть на будущее, а на Западе она подпитывает амбиции. Авто менять по сезону, дом по статусу, путешествия не ради новых впечатлений, а чтобы "сервис был безупречным". Я и в России это увидела, но я не против сервисов, просто их удобство не должно подменять смыслов: для кого-то - семьи, для кого-то самовыражения, для кого-то - веры, для кого-то - служения делу. Вот мне кажется в России сервисы, спотыкаясь, служат людям, а не их амбициям.

"Когда простужаются дети, сразу ясно: то, как работают аптеки, поликлиники-больницы и "Скорая", примерно такой пульс и у страны"

У Троицкого собора кремля у супругов Эрцеговац сама собой родилась идея - вопреки санкциям, доехать до Вильнюса. Там, в часовне у ворот Остро брама (Каролина уточняет: "В переводе с польского - "Острые ворота"), хранится икона их семьи - икона Богородицы Остробрамская. Для них это икона единения славян и литовцев. По преданию, святыня попала в Вильно через литовского князя Ольгерда. Он привез ее из Херсонеса. По другой версии, икону Ольгерду после принятия им христианства прислал император Византии. Жена Ольгерда, княжна Иулиания из Твери, передала образ в Троицкий монастырь Пскова.

- Опять в Пскове происходит что-то важное, - считает Стевимир Эрцеговац, - будто кто-то нажал на кнопку: "А давайте жить как предки". Без надрыва, без революций, не важно, красных или ЛГБТ (*запрещено в РФ). Я когда попал в Печоры, замолчал. Это место, где есть шанс замедлить параллельную реальность, чтобы заразиться мудростью предков. И улицы Пскова, пусть местами с пустыми глазницами окон, но видно, это не подлатать фасады, а переосмыслить пространство. Псков показывает не только историю, но и свой характер. Реконструкция не делает его туристическим шоурумом, сохраняет дух места, где хочется жить. Где есть история, которая и про будущее. Но в настоящем Россия не всегда уважает себя. Она, как молодая девушка, думает, что все такие, как она, а она - особенная.

Читайте также:

Вернувшийся из США ученый создает новый метод борьбы с опухолями: В чем суть его разработок и почему он решил уехать из Америки

Официально

Какие новшества ждут импатриантов?

Как сообщил "РГ" директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Вайно, обновленную редакцию регионального стандарта интеграции импатриантов, АСИ скоро представит. Это информация о работе и жизни в РФ, помощь в переезде и адаптации. Стандарт внедрен в 2025 году в девяти пилотных регионах - в Москве, Московской, Новгородской, Нижегородской, Псковской, Калужской, Самарской, Владимирской и Липецкой областях. Итеперь АСИ предлагает использовать три подхода помощи импатриантам: опыт Москвы, Московской и Псковской областей.

Вторая часть обновленного стандарта упрощает правила подтверждения диплома и трудоустройства иностранцев. Отдельно стандарт делает мягче правила сдачи теста по русскому языку детьми. Еще рассматривается возможность отмены теста по русскому языку для детей, если один из их родителей этнический русский, а дети учились в русской школе.

Третья часть обновленного стандарта - упрощение получения ВНЖ для молодых талантов - студентов, бизнесменов, деятелей культуры и науки, спортсменов. С лета 2027 года молодые таланты смогут отправлять ходатайства о ВНЖ через портал "Госуслуги", работать без патента, переселяться вне квоты и без сдачи экзамена по русскому языку, его можно учить в процессе адаптации.

Читайте также:

Лидер движения "Путь домой" Анатолий Бублик - о переселении в Россию и гонке за умы

Автор: Владимир Емельяненко