Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

ШПАГА ВИТУСА БЕРИНГА (Владивосток)

«Смерть Беринга», иллюстрация художника Никитина к книге М. А. Лялиной «Русские мореплаватели, арктические и кругосветные» (1898 г.) В 1924 году в музее Владивостока появился уникальный экземпляр – шпага Витуса Беринга, датского мореплавателя на русской службе, открывшего пролив между Азией и Америкой. Моряки, затрудняясь произносить «Витус Ионассен», звали его Иван Иванычем и относились с огромным уважением. Жизнь датчанина была полна приключений, а смерть застала в пути, на далёком острове в двухстах пятидесяти километрах от побережья Камчатки. Шестидесятилетний капитан не пережил вынужденную зимовку после кораблекрушения и скончался 8 декабря 1741 года. Прошло без малого два столетия, и другой легендарный путешественник – Владимир Клавдиевич Арсеньев (этнограф, писатель, автор увлекательнейшей книги «Дерсу Узала») побывал у могилы Беринга. Исследуя остатки зимовья, Арсеньев и его спутники обнаружили старые землянки, а внутри них – медные ковши, скобы, бутылки и другую утварь с выбр

«Смерть Беринга», иллюстрация художника Никитина к книге М. А. Лялиной «Русские мореплаватели, арктические и кругосветные» (1898 г.)

В 1924 году в музее Владивостока появился уникальный экземпляр – шпага Витуса Беринга, датского мореплавателя на русской службе, открывшего пролив между Азией и Америкой. Моряки, затрудняясь произносить «Витус Ионассен», звали его Иван Иванычем и относились с огромным уважением. Жизнь датчанина была полна приключений, а смерть застала в пути, на далёком острове в двухстах пятидесяти километрах от побережья Камчатки. Шестидесятилетний капитан не пережил вынужденную зимовку после кораблекрушения и скончался 8 декабря 1741 года.

Прошло без малого два столетия, и другой легендарный путешественник – Владимир Клавдиевич Арсеньев (этнограф, писатель, автор увлекательнейшей книги «Дерсу Узала») побывал у могилы Беринга. Исследуя остатки зимовья, Арсеньев и его спутники обнаружили старые землянки, а внутри них – медные ковши, скобы, бутылки и другую утварь с выброшенной на берег шхуны, а у самой могилы – шпагу с эфесом из чёрной латуни и инициалами «В. Б.». Арсеньев отнёсся к находке очень бережно, забрал её и передал в дар музею.

Среди культурной публики начался ажиотаж: на шпагу легендарного капитана приходили посмотреть не только жители Владивостока, но и гости города. О находке писали газеты, к ней водили на экскурсии школьников, а фотографию экспоната с гордостью отправили в Московский исторический музей. Мол, знай наших! И у нас на Дальнем Востоке есть уникальные исторические артефакты, коих не сыскать в столице. Через некоторое время из Москвы пришёл ответ:

«Определение сфотографированного Вами оружия как шпаги Витуса Беринга – ошибочно. Это морской палаш второй половины XIX века».

Оказалось, ценный артефакт не принадлежал мореплавателю, а был оставлен на его могиле во время торжественной церемонии 1891 года, посвящённой 150-летию со дня гибели Беринга и 210-летия со дня его рождения.

#беринг #сибирь #арсеньев

Читайте также на моем канале: "Итальянский принц в поисках бензина в Улан-Удэ"