Василий Качалов (настоящая фамилия Шверубович) – великий советский и русский актер, мастер художественного слова и педагог. Родился 11 февраля 1875 года в Вильнюсе, в семье священника. Отец хотел, чтобы сын стал продолжителем священнического рода, однако, мать, происходившая от старинного дворянского рода, в раннем возрасте привила ему любовь к литературе и искусству.
Пусть к призванию
Школьную скамью в 1-й Виленской гимназии Качалов делил с Феликсом Дзержинским, Борисом Горевым и Константином Галковским. Уже тогда мальчик начал понимать свое призвание: обладал феноменальной памятью, выразительно читал стихотворения, участвовал в любительских спектаклях. А коронным номером начинающего актера был монолог Чацкого.
В 1893 году Василий поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но и тут страсть к сцене победила – он начал играть в драматическом студенческом кружке под руководством Владимира Давыдова.
Как появился псевдоним
Театральный дебют случился в 1896 году в Суворинском театре Литературно-артистического общества. Тогда же появился знаменитый «Качалов» – псевдоним, который, по версии Фаины Раневской, начинающему актеру дал сам Александр Суворин, владелец театра, редактор газеты «Новое время», близкий друг и наставник Чехова. По другой версии, новую фамилию Василию придумал Федор Шаляпин – он увидел ее в газете, которую читал как раз на встрече с актером, в кофейне. Ещё одна версия гласит, что артист выбрал себе псевдоним, прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова, бывшего губернатора Архангельской губернии.
От актера провинциального театра до легенды МХТ
С 1897 года Василий Качалов ездит по стране с гастролями от Василия Долматова, до 1900 года выступает в Казани и Саратове в «Казанско-Саратовском товариществе актёров» под руководством Михаила Бородая.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко разглядели в молодом провинциальном актере будущую звезду, ив 1900 году пригласили в труппу недавно открывшегося Московского Художественного театра. Однако, при первой встрече Станиславский испытал ужасное разочарование, сказав: «Вы – чужой. Чужой! Может быть, года через два-три вы освоитесь с нами, поймете нас, примете то, что у нас».
К тому времени Василий Качалов уже умел находить подходы к ролям, взаимодействовать с публикой и понимать ее настроение. Удивительная проницательность и умение чувствовать психологию персонажей быстро сделали его одним из самых незаменимых актеров театра. Первой большой работой стала роль Берендея в «Снегурочке» Островского, затем он стал дублером Станиславского в чеховских пьесах, потом последовали Тузенбах в «Трех сестрах» Чехова, Барон из «На дне» Горького, Иван Карамазов в инсценировке романа Достоевского.
Антон Павлович, хоть и был критичен изначально критичен, высоко оценил работу актера, и в знак признательности после спектаклей «Вишнёвый сад» и «Три сестры» подарил ему свою книгу с автографом. «Дорогому Василию Ивановичу Качалову на добрую память от глубоко уважающего, любящего и признательного автора»
Во время революций, со своей труппой, которую возглавлял Станиславский, Качалов давал гастроли на юге России, в Европе и даже Америке, а с 1924 году играл в Москве и получал огромные гонорары – до 1000 рублей, которые тратил не только на личные нужды, но и на помощь подопечным актерам.
Василий Иванович прослужил в МХТ почти полвека, сыграл около 60 ролей и стал главной «звездой» театра. Каждая новая роль и постановка была настоящими событиями для целой столицы, Гамлет Качалова стал лучшим в истории театра, за что критики назвали его «русским Гамлетом».
Дружба с Фаиной Раневской
Много лет великолепная Фаина Раневская и талантливый Василий Качалов были близкими друзьями. По воспоминаниям актрисы, их первая встреча произошла на Столешниковом переулке, когда она услышала знакомый голос. Осознав, что это Качалов, ее кумир и первая любовь, она переволновалась настолько, что упала в обморок. Он же, как настоящий джентльмен, помог ей прийти в себя и не покидал до момента, пока не убедился, что все в порядке. Спустя несколько лет Раневская снова оказалась в Москве. Мечтая попасть на спектакль Качалова, она написала ему письмо, в котором поделилась своим желанием и вспомнила тот обморок. В ответ ей сообщили, что у администратора театра её ждут два билета.
Так началась многолетняя и крепкая дружба великолепной Фаины Раневской и талантливого Василия Качалова. Они часто встречались вне сцены, ходили друг к другу в гости, вели долгие беседы об искусстве, читали друг другу стихи. По ее словам, он был интеллигентен, умел слушать и чувствовать собеседника. Позже она признается: «В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню»
«Дай, Джим, на счастье лапу мне»
Еще одним близким другом Качалова был один из самых знаменитых поэту серебряного века Сергей Есенин. Василий очень любил его творчество и стал одним из первых исполнителей есенинских стихов со сцены. До последних лет жизни он включал их в программу своих литературных вечеров.
Одно из своих самых известных произведений Есенин посвятил питомцу товарища – доберману Джиму.
«Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду»
Первая строчка из этого стихотворения может показаться вам знакомой. Именно ее произносил Лукашин в «Иронии судьбы»!
Василий Качалов стал настоящей легендой русского театра и эталоном актерского мастерства. Его имя присвоено Казанскому Большому драматическому театру, гимназии в Вильнюсе и улицам в Казани, Новосибирске и Москве.
Правнучка по материнской Ольга Любимова – журналист и театровед, министр культуры Российской Федерации. В память о великом народном артисте СССР, в феврале 2025 года, она открыла выставку «Быть Качаловым» к 150-летию актёра в Московском Художественном театре имени Чехова.