Найти в Дзене

Сговоры, поддельные договоры и необоснованные тарифы: глава Самарского УФАС – о самых громких и необычных делах 2025 года

В Доме журналиста состоялась пресс-конференция руководителя Самарского УФАС России Леонида Пака. Глава ведомства представил развернутый отчет о работе управления в 2025 году. Основные темы — контроль за госзакупками, борьба с картелями, нарушения в сфере ЖКХ, реклама и недобросовестная конкуренция. В 2025 году Самарское УФАС рассмотрело 609 жалоб на действия заказчиков в сфере закупок. По словам руководителя ведомства Леонида Пака, это чуть больше, примерно на шестую часть, чем в 2024 м. Обоснованными признаны около 20% обращений. «Раньше мы не проводили проверки по отозванным жалобам. Но с 2024–2025 годов по всей России принято решение: даже если участник отозвал жалобу, мы проводим внеплановую проверку. Практика показывает, что иногда жалобы отзывают не потому, что участник передумал, а потому что заказчик повлиял на это решение. Если находим нарушение — выдаем предписание и привлекаем к ответственности», - рассказал Леонид Пак. Один из самых сложных блоков — включение в реестр недоб
Оглавление
   В 2025 году Самарское УФАС рассмотрело 609 жалоб на действия заказчиков в сфере закупок. Дарья ДОЛИНИНА
В 2025 году Самарское УФАС рассмотрело 609 жалоб на действия заказчиков в сфере закупок. Дарья ДОЛИНИНА

В Доме журналиста состоялась пресс-конференция руководителя Самарского УФАС России Леонида Пака. Глава ведомства представил развернутый отчет о работе управления в 2025 году. Основные темы — контроль за госзакупками, борьба с картелями, нарушения в сфере ЖКХ, реклама и недобросовестная конкуренция.

Каждая пятая жалоба обоснована

В 2025 году Самарское УФАС рассмотрело 609 жалоб на действия заказчиков в сфере закупок. По словам руководителя ведомства Леонида Пака, это чуть больше, примерно на шестую часть, чем в 2024 м. Обоснованными признаны около 20% обращений.

«Раньше мы не проводили проверки по отозванным жалобам. Но с 2024–2025 годов по всей России принято решение: даже если участник отозвал жалобу, мы проводим внеплановую проверку. Практика показывает, что иногда жалобы отзывают не потому, что участник передумал, а потому что заказчик повлиял на это решение. Если находим нарушение — выдаем предписание и привлекаем к ответственности», - рассказал Леонид Пак.

Грань между ошибкой и умыслом

Один из самых сложных блоков — включение в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчики все чаще инициируют эту процедуру в случаях, когда подрядчик не выполняет работы.

«Мы тщательно рассматриваем каждое обращение, потому что включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это мера ответственности, после которой субъект два года не может работать на рынке госзакупок. Надо оценить, действительно ли он вел себя недобросовестно или это следствие объективных причин».

По словам главы ведомства, корень проблемы часто кроется в качестве документации. Если на старте проект или смета прописаны нечетко, не учтены скрытые работы, подрядчик физически не может завершить объект в срок. Особенно остро это проявляется в строительстве и благоустройстве. В 2025 году таких обращений было много, в основном по ремонту социальных объектов и благоустройству.

Борьба с фальшивыми контрактами

Еще одна острая тема — оценка квалификации участников при проведении конкурсов. Заказчики обязаны выбирать исполнителей с опытом, но недобросовестные компании все чаще подделывают документы.

«Был случай, когда компания подала заявку на благоустройство и заявила контракты на сотни миллионов рублей в Красноярске. Мы запросили Сибирский федеральный университет и оказалось, что таких контрактов не существовало вообще. Скачали из интернета, вставили в заявку и отправили. По сути — мошенничество. Но в уголовно-правовой плоскости — это мошенничество, только если получена выгода. А здесь мы выявили факт и отклонили заявку».

«Шито белыми нитками»

Еще один громкий случай связан со строительной компанией в Ульяновске. Она участвовала в закупке и в качестве подтверждения опыта представила договор на строительство многоквартирного дома. Сумма контракта — от 10 до 20 миллиардов рублей. Однако проверка показала, что оплата по договору растянута на десять лет, а на момент подачи заявки перечислено только 100 тысяч рублей. В Самарском УФАС такие документы назвали недостоверными и «сшитыми белыми нитками». Заявку отклонили.

Леонид Пак говорит, что такие действия подталкивают добросовестных участников к ответным нарушениям: «Они думают, что раз у других такая схема проходит, значит, и мы можем что-то скомпилировать. А это путь в никуда».

По мнению главы Самарского УФАС, необходима корректировка законодательства. Однако пока критерий оценки опыта — право заказчика, и повлиять на него в этом смысле невозможно.

Жалобы на закупки госкомпаний

В 2025 году в Самарское УФАС стало поступать больше жалоб на закупки госкорпораций. Речь идет о компаниях с государственным участием и о естественных монополиях. Всего специалисты УФАС рассмотрели 153 такие жалобы. По итогам проверок они выдали 31 предписание и выявили 50 нарушений.

Леонид Пак привел несколько примеров из практики. Первый пример — земельный участок в Тольятти. Администрация города проводила аукцион на аренду земли под строительство. Но сумму арендной платы рассчитали неверно. На это пожаловались, и УФАС признало нарушение.

Часто поступают жалобы на фонд капитального ремонта. Одна из подрядных организаций пожаловалась на проведение аукциона по разработке проектной документации по ремонту и модернизации лифтов. Там прописано, что подрядчик может получить оплату в течение года. Леонид Пак отметил проблему, которая касается не только этого случая, но и работы фонда в целом:

«В положении фонда капремонта есть отрицательный момент. Фонд может рассчитываться с подрядчиком в течение года. В нынешних условиях это серьезное ограничение для работы. Потому что подрядчик выполняет работы сейчас, ему нужно платить зарплату, закупать материалы. А деньги он получает неизвестно когда. Формально — в течение года. Но этот критерий «в течение года» — он очень субъективный. Кому то фонд выплачивает деньги через два месяца. А кому то — через десять. Где этот выбор? Как он определяется? Это большой вопрос».

Третий пример — сертификаты на трубы. Заказчик прописал в документации требование, что участник должен предоставить сертификаты качества на товары, которые он будет использовать. Но проблема в том, что участник еще не выиграл торги. Он не закупал трубы и стройматериалы. Значит, сертификатов у него нет и взяться им неоткуда.

Автоперевозчики и сговор в Сызрани и Тольятти

Одно из самых резонансных направлений 2025 года — дела о картелях на рынке пассажирских перевозок. Дела возбуждены по материалам прокуратуры Тольятти и областной прокуратуры.

«В Сызрани произошел уникальный случай. Я такого в практике не помню. Там две компании-перевозчика сговорились снизить тарифы, чтобы вытеснить третьего конкурента».

В краткосрочном периоде граждане от такой странной ситуации выиграли: проезд через весь город упал с 30 до 10 рублей. Но классическая экономическая теория такова, что за демпингом следует возврат, и в большем размере.

«Как в истории с американскими лоукостерами. Крупная компания субсидировала убытки за счет других направлений, вытеснила мелких, и потом подняла цены. В Сызрани сценарий повторился. Перевозчик, оставшийся один, пожаловался в прокуратуру и ФАС. Ведомство подтвердило, что сговор был. Были наложены штрафы, решение не оспаривали».

Одинаковая цена при разных маршрутах

Иная ситуация сложилась в Тольятти. В прошлом году там выросли цены на проезд. На некоторых маршрутах стоимость перевозки стала даже выше, чем в среднем по региону. Тольятти — город протяженный, районы разбросаны друг от друга далеко. Но дело не только в этом. Рынок перевозок в Тольятти нерегулируемый. Это значит, что каждый перевозчик сам устанавливает цену. И у разных перевозчиков она должна быть разной. Потому что у всех разные маршруты, разная протяженность, разный подвижной состав, разные расходы.

Но в прошлом году у всех перевозчиков Тольятти цена стала одинаковой. А их там около десятка.

Леонид Пак объясняет: «Если тариф нерегулируемый, цена не может быть одинаковой у всех. Это невозможно экономически обосновать. Протяженность маршрутов разная, условия работы разные. А цена одна».

УФАС провело проверку и пришло к выводу и выяснила, что перевозчики сговорились. Доказательства нашлись в том, как именно они поднимали цены. Одни повышали стоимость проезда — через две недели поднимали вторые, потом третьи, потом снова первые. На разных маршрутах прослеживалась одна и та же схема. В итоге внутрирайонный проезд в Тольятти установили на отметке 40 рублей.

При этом, например, расстояние между Комсомольским и Центральным районом небольшое. Между Центральным и Автозаводским — тоже. Но тариф один: приехал в другой район — плати 40 рублей. Почему так — непонятно. Это один город, одно муниципальное образование. При этом длина маршрутов у перевозчиков варьируется от 7 до 50 с лишним километров.

УФАС вынесло решение, дело передали в суд. Первая инстанция встала на сторону антимонопольной службы. Сейчас перевозчики подали апелляцию.

Обзвоны, спам, мелкий шрифт

Большой блок работы Самарского УФАС связан с рекламой. Основная масса обращений касается навязчивых обзвонов и сообщений, которые приходят гражданам без их согласия.

Леонид Пак отмечает, что с этим сталкиваются практически все. Звонят и ведут себя так, будто человек дал согласие на обработку персональных данных, хотя на самом деле он его никому не давал. При этом нередко граждане сами виноваты в такой ситуации — ставят галочки, не читая документы. Поставил отметку за скидку в магазине — и автоматически согласился на маркетинговые исследования. А дальше компания распространяет данные, и человека начинают штурмовать спамом.

Отозвать такое согласие сегодня — отдельный квест. По закону нужно писать отдельное письменное заявление и отправлять его по почте. Пак рассказал, что в Госдуме уже обсуждается механизм автоматического прекращения согласия при расторжении договора.

Показательное дело прошлого года — реклама кредитной карты от банка. Крупными буквами заявлялось 200 дней беспроцентного периода, а все остальные условия были прописаны мелким шрифтом. Гражданин не прочитал, воспользовался картой и получил задолженность под 6 % годовых.

Человек возмутился, написал заявление в надзорное ведомство. УФАС признало рекламу незаконной и выдало предписание. Теперь у потребителя есть право обратиться в суд и оспорить начисленные проценты, поскольку они стали следствием недостоверной рекламы.

Микрофинансы все еще существуют

Еще одна зона постоянного контроля — микрофинансовые организации, точнее псевдокредиторы, которые рекламируют экспресс-займы без регистрации в Центробанке. Такая деятельность незаконна, но они продолжают продвигать свои услуги. УФАС получает информацию от Центробанка и привлекает нарушителей к ответственности.

Отдельно Пак остановился на деле, связанном с похоронным бизнесом в Чапаевске. Это социально значимая история. Муниципальное казенное учреждение нарушало порядок предоставления услуги по захоронению. Заявления граждан не регистрировались, а вся работа строилась в пользу муниципального бюджетного учреждения «Ритуал». Другие компании, работавшие на этом рынке, формально имели доступ к информации, но реальные условия работы для них были затруднены. Услуга выдавалась с так называемым посадочным принципом. То есть муниципальное учреждение фактически назначало конкретную похоронную службу и направляло граждан только туда. УФАС вмешалось, ситуация остается на контроле ведомства.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru