В издательстве «Бомбора» и Яндекс Книгах выходит «Бестиарий Ведьмака» за авторством белорусского художника и популяризатора мифологии Евгения Кота. Специально для гида по мифологическим созданиям автор нарисовал больше сотни существ из знаменитой вселенной Анджея Сапковского, а также привел их описание из романов, игр и экранизаций о Белом Волке. С разрешения издательства публикуем фрагмент, в котором рассказывается о трех созданиях, хорошо знакомых фанатам серии про Геральта из Ривии, — баргесте, бесе и бруксе.
На Кинопоиске, кстати, выходило множество материалов о вселенной ведьмака.
Баргест (фольклор северных графств Англии)
Оригинальное написание — Barghest (от северо-английского «burh-ghest», искаженного «town/burg-ghost», то есть буквально «городской призрак»), также Barguest, Bargest.
Во многих культурах мира можно встретить образ чудовищного пса, стоящего на границе мира живых и мертвых, охраняющего чертоги смерти или преследующего живых, кому уготована скорая гибель. Такие демонические или призрачные собаки широко известны в мифологии европейских народов — от древнегреческого Цербера, трехглавого стража Аида, чье рычание заглушало стоны грешников, до четырехглазого Гарма из скандинавских саг, возвещающего своим воем о начале Рагнарёка, последней битвы между богами и чудовищами, неизбежно ведущей к гибели всего мира. Даже Канарские острова не были исключением: мифические тибицены, выходившие из пещер и вулканов с наступлением ночи, наводили ужас на гуанчей, населявших архипелаг еще до прихода испанцев. Также не стоит забывать и о Дикой охоте, непременно сопровождаемой чудовищной сворой адских гончих.
Но наиболее популярны и многочисленны подобные создания были на Британских островах, где призрачных псов можно встретить буквально повсеместно, от Корнуолла на самом юге Англии, родины дьявольских собак Дэнди (Devil’s Dandy Dogs), огнедышащих или извергающих языки пламени из обезглавленных обрубков шей, до севера Горной Шотландии с ее Ку-Ши (Cu Sith), огромной лохматой псиной ростом с двухгодовалого теленка, покрытой темно-зеленой шерстью. Не стоит забывать и о легендарных валлийских Кун-Аннун (Cŵn Annwn), красноухих предвестниках смерти, чей полный дикой тоски вой усиливается, если они далеко, и стихает, когда они совсем близко.
Самой же известной призрачной гончей по праву можно считать баргеста из фольклора северных графств Англии. Это дух — предвестник смерти, который в облике лохматого черного пса с огромными клыками и горящими глазами преследует обреченных жертв. Кроме этого наиболее распространенного облика, он также может принимать различные формы — от здоровенного рогатого пса, осла, кабана или даже теленка до огненной человеческой фигуры. Но каким бы ни был его вид, появление баргеста неизменно считается приметой скорой и неминуемой смерти очевидца либо кого-то из его близких родственников.
Как и в случае с другими призраками, рассказы о баргестах связаны с конкретными местами. Так, в Северном Йоркшире рассказывают, что в ущелье с говорящим названием Троллерс-Гилл (буквально «задница тролля») водится баргест, способный взглядом своих огромных глаз превращать человека в камень, а смерть вызывать одним лишь прикосновением, оставляя при этом на теле жертвы ужасающие раны. Местные утверждают, что именно здесь сэр Артур Конан Дойл вдохновился на написание своей «Собаки Баскервилей». В Уитби баргест появлялся в виде безголового человека или чудовищного пса, исчезающего в языках пламени. В Дареме рассказывали о баргесте-оборотне, который жил недалеко от Дарлингтона и принимал облик исчезавшего в пламени безголового человека, обезглавленной дамы, белой кошки, кролика и, конечно же, черного пса. Кроме всего этого, он был способен становиться невидимым и незримо бродить по округе, звеня цепями.
Также существуют истории о призрачных похоронных процессиях из теней с факелами в руках, собиравших за собой всех местных собак, которые воем и лаем возвещали о смерти какого-то знатного человека. Во главе такого шествия следовал баргест, он бил лапой каждого, кто оказывался на его пути, оставляя на теле жертвы незаживающую рану. Иногда также добавляли, что замыкал процессию сам будущий покойник.
Но наиболее распространенные истории встреч с баргестом рассказывают о том, как он в ночи начинает преследовать позднего путника. При этом сам зверь обычно не показывается на глаза, а скорее дает о себе знать приближающимся ужасным лаем, воем, грохотом и звоном цепей. Как правило, спастись от него можно, перейдя вброд реку, так как считается, что баргест боится проточной воды.
Персонаж в мире «Вeдьмaкa»
В мире «Ведьмака» это беспощадный призрак возмездия, неотмщенная душа, вернувшаяся после смерти в облике безглазого черного пса с огромными когтями и клыками, окруженного зеленым или желтоватым призрачным свечением. Согласно одной легенде, впервые баргесты появились, когда зверски был убит заводчик гончих. И в тот раз они не исчезли, пока не умер последний из убийц. По другому поверью, появление призрачных псов считается предзнаменованием Дикой охоты. Как правило, баргесты преследуют своих жертв ночью, нападая стаей, во главе которой нередко стоит адская гончая (Hellhound).
Упоминания
- «Ведьмак: Кошмар волка»
- «Ведьмак»
- «Ведьмак 3: Кровь и вино»
- «Ведьмак: Охотник на чудовищ»
- «Ведьмак: Настольная ролевая игра»
Бес (славянский фольклор)
Польское написание — Bies, в английской локализации игр — Fiend.
В славянском фольклоре бесы — обобщенное название различных представителей нечистой силы, однако чаще всего бес — это то же самое, что и черт. Как и черт, бес черного или темного цвета, он мохнат, имеет хвост и рога, когти на руках и копыта на ногах. Он может быть хромым, кривым (косоглазым, одноглазым или трехглазым), склонен к оборотничеству («ходит в личинах», превращается в жабу, мышь, пса, кота, волка, медведя, льва, змея). С приходом христианства слово «бес» обрело новый оттенок, став нарицательным для любого богопротивного существа или демона, к коим были без разбора отнесены все дохристианские сущности, включая духов-хранителей.
Персонаж в мире «Ведьмака»
В книгах Сапковского бес упоминается только в эмоциональных оборотах речи («чтоб вас бес разорвал», «иди ты к бесу»), для которых в русском языке более привычно слово «черт». А как полноценный участник сюжета бес впервые появляется в игре «Ведьмак 3: Дикая охота». В игровой вселенной бесы — одни из опаснейших реликтов, с какими только можно столкнуться на Континенте. Выглядят они как гигантские олени с вытянутой трехглазой головой, увенчанной оленьими или лосиными рогами, и ужасающей клыкастой пастью. Передние лапы бесов четырехпалые, с когтями, задние же конечности оканчиваются копытами. Эти существа обладают невероятной физической силой и отличными способностями к регенерации. Кроме того, они способны загипнотизировать противника с помощью своего третьего глаза. Бесы родственны чертям, суккубам и сильванам, однако, в отличие от последних, они не умнее обезумевшего медведя, несущегося на жертву всей своей тушей.
Несмотря на внушительные размеры, силу и ярость, бесы тем не менее не лишены естественных врагов. Так, например, на них нередко и вполне успешно нападают грифоны. Иногда случаются стычки бесов с чертями, но правда, лишь с самыми крупными и сильными из них. Также в играх можно найти упоминания неблагоприятных для бесов столкновений с гаркаинами, превосходящими их по силе. В качестве концепта игрового беса была взята иллюстрация Павла Зыха из польскоязычной книги «Славянский бестиарий», в свою очередь, основанная на раннем изображении рюбецаля, помещенном Мартином Хельвигом на карте Силезии 1561 года.
Упоминания
- «Ведьмак 3: Дикая охота»
- «Ведьмак 3: Кровь и вино»
- «Ведьмак: Охотник на чудовищ»
- «Ведьмак: Настольная ролевая игра»
- Комикс «Убивая чудовищ»
Брукса (португальский, испанский и латиноамериканский фольклор)
Оригинальное написание у Сапковского — Bruxa или Bruxsa 1, от португальского «Bruxa» («бруша») и испанского «Bruja» («бруха»), буквально «ведьма» по-испански и по-португальски.
Несмотря на свое название, бруха не столько ведьма, сколько вампир, при этом ставший таковым не после смерти, как это у вампиров принято, а вполне себе живой. Точнее, живая. То есть, чтобы стать брухой, нужно не умереть, а родиться. Считается, что, если в семье появляются на свет подряд семь дочерей, седьмая непременно будет брухой. Однако эта девочка может избежать подобного проклятия, если будет рождена с каким-либо телесным изъяном либо если кто-нибудь из ее братьев или сестер станет ей крестным отцом или матерью. Также брухой становится продавшая душу дьяволу фельтисейра (feiticeira) — традиционная в общеевропейском понимании ведьма, чье название переводится скорее как «чародейка». От такой сделки она получает способность становиться невидимой либо превращаться в животных и птиц, а также колдовать без помощи призываемых духов. Днем бруха выглядит как красивая женщина, живущая обычной жизнью, иная даже замужем и с детьми; ночью же выходит на охоту в поисках крови. Обычно жертвами брух становились младенцы, главным образом некрещеные. Ради их крови брухи незримо проникали по ночам в дома сквозь замочные скважины. Чтобы защитить ребенка, ему под подушку следовало положить ножницы, раскрытые в форме креста.
Кроме того, по вторникам и пятницам между полуночью и двумя часами ночи бруха охотится на запоздалых путников или детенышей животных, кружа по округе призрачной птицей, о присутствии которой можно догадаться лишь по хлопанью крыльев и женскому смеху, пению или мелодичному насвистыванию, доносящемуся откуда-то сверху.
Персонаж в мире «Ведьмака»
Брукса в мире «Ведьмака» — это разновидность вампира, обладающая телепатическими и гипнотическими способностями, она может выносить солнечный свет, изменять внешность и оглушать противника криком. Как и высшие вампиры, она пьет кровь, не калеча жертву. И среди прочих вампиров брукса наиболее «человечна»: она разумна, способна на чувства и эмоции, симпатию и любовь. В людском обличье она выглядит как изящная и привлекательная девушка с тонкими чертами лица, бледной кожей, длинными темными или рыжими волосами и черными глазами. В истинном же своем облике брукса представляет собой огромного черного нетопыря с перепончатыми крыльями, вытянутой безглазой мордой и узкой пастью, заполненной рядами иглоподобных снежно-белых клыков.
В своем бестиарии Анджей Сапковский заверяет, что брукса — персонаж исключительно женского пола, однако тут же приводит в качестве рекомендованной литературы книгу Уильяма Реллинга «Brujo» («Колдун»). Да что там, стоит лишь посмотреть на название испанской и португальской локализации «Ведьмака», чтобы понять, что он тоже «брухо». При этом само существо брукса в испанской и португальской локализациях названо ламией (Lamia).
Упоминания
- Бестиарий Сапковского
- «Последнее желание: Крупица истины»
- «Крещение огнем»
- «Ведьмак: Игра воображения»
- «Ведьмак: Настольная ролевая игра»
- «Ведьмак»
- «Ведьмак 2: Убийцы королей»
- «Ведьмак 3: Кровь и вино»
- «Ведьмак: Охотник на чудовищ»
- «Гвинт»
- Сериал «Ведьмак» от Netflix
Сервис Плюс Гейминг поддерживает запуск игры «Ведьмак 3: Дикая охота».
Иллюстрации: Евгений Кот