Столкнувшись лицом к лицу с нерешённой проблемой, человек нередко остаётся один на один с ней. Близкие уговаривают смириться, профессионалы ссылаются на свой опыт — и обе стороны сходятся во мнении: задача не имеет решения. Что делать в такой ситуации? Отказаться от попыток её решить?
В то же время, границы возможного постоянно смещаются — то, что ещё вчера казались чудом или выдумкой, сегодня стало обыденным и привычным. А значит, что «невозможно» — это не приговор. И всегда найдутся те, кто сможет перевернуть старые представления.
Яна Кучина — российская журналистка и редактор, человек с детским церебральным параличом о своём опыте преодоления невозможного.
А. Бегак: Наша следующая гостья не первый раз в этой студии. Это очаровательная молодая женщина, которая любит красиво одеваться и носить модные платья. Что обычно и делают все молодые очаровательные женщины. Но она не обычная. Яна, здравствуйте.
Я. Кучина: Здравствуйте.
А. Бегак: Рад вас видеть.
Я. Кучина: Я тоже.
А. Бегак: Можно вообще о деле не говорить, просто поболтать. Я думаю, это и вам и мне было бы приятно, и, может быть, даже телезрителям интересно. Просто мы давно не виделись.
Я. Кучина: Это правда.
А. Бегак: Но все же по делу стоит поговорить. Необычность в том, что у вас ДЦП.
Я. Кучина: Да.
А. Бегак: И это диагноз, с которым вы живете довольно давно, и вы к нам приходили, о нем рассказывали всякие вещи и смешные очень. Я до сих пор об этом вспоминаю, смеюсь. О том, как вам в метро советовали есть побольше холодца, это помогает. На меня произвело сильное впечатление.
Я. Кучина: В каком-то смысле, оно помогает, это правда.
А. Бегак: Но насколько нам известно это не просто данность, с которой вы живете. Это еще отчасти ваша забота, и как бы род занятий, и как бы нагрузка, которую вы на себя берете, для того, чтобы людям в вашем положении со временем в этом мире было бы лучше жить.
Я. Кучина: Отчасти да. Так получилось, я, естественно, искала для себя какие-то решения и пути. Потому что мне, это немного наивно прозвучит, но мне действительно не нравилось жить со своим диагнозом в своем состоянии. Не с эстетической точки зрения, хотя и это тоже. Просто мне не нравилось — сколько ограничений у меня есть. И я искала способ.
В какой-то момент стала себя чувствовать лучше вопреки всему что знала. Потому что все врачи, которые со мной занимались, все реабилитологи, они растили меня с убеждением, что все, что ты можешь сделать серьезного, хорошего для своего здоровья, ты можешь сделать до 18 лет. В крайнем случае до 20. А дальше ты, как они говорили, поддерживаешь состояние. То есть, в каком состоянии ты нашел себя в 20 лет, дальше лучше не будет, только хуже, потому то возраст и старость никто не отменял.
Я им проверила. Это было очень глупо с моей стороны, я до сих пор переживаю о тех почти 10-ти годах, когда они не делали ничего, и даже больше. И я их упустила. А потом мое состояние начало ухудшаться, я начала искать способ хотя бы это остановить. И пока искала способ это остановить, я все еще думала, что нельзя ничего улучшить.
Я в общем-то нашла способ взять ДЦП, это расшифровывается как церебральный паралич, под контроль. Я стала улучшаться, ходила с тростью — я перестала ходить с тростью, я ходила в ортопедической обуви — стала покупать красивую обувь. А теперь я думаю о том, что скоро я смогу ходить на каблуках, очень хочу пойти в горы.
Сначала нужно поставить намеренно завышенную еретическую цель
А. Бегак: А теперь расскажите, пожалуйста. Вот те врачи, которые говорили то, что сейчас сказали. Это что — косность или неграмотность? А вы просто уникальный случай, который вопреки этому сделали то, что сделать невозможно. Где здесь правда?
Я. Кучина: Во-первых, мне очень повезло, это серьезно так. Мне повезло, что я нашла ответ, который я искала, а могла не найти. Во-вторых, мне повезло, что я читаю по-английски. И в третьих — в какой-то момент появляется критическое мышление. Все-таки, мне кажется, что наша система здравоохранения построена так, чтобы его отбить.
А. Бегак: А что за ответ вы нашли, читая по-английски, как я понял? Правильно?
Я. Кучина: Меня с детства смущал вот такой вопрос. Вся реабилитация, с которой я сталкивалась, была построена как спортивная. То есть, казалось, что ты накачиваешь мышцы бесконечно. Сделай 100 приседаний — не получилось 100, сделай 150. А я просто не понимала как двигаться. Я понимала даже ребенком, что просто не знаю как так пошевелить ногами.
И когда я спрашивала: что со мной случилось? Собственно, мои сомнения начались с вопроса: «Что за диагноз, что это такое?» Мне начинали объяснять, что это все-таки поражение головного мозга. И в какой-то момент я подумала: «А как мои бесконечные накачивания мышц в приседаниях поможет моему мозгу узнать, как сделать вот этот ваш красивый ровный шаг?» А у меня еще мама хореограф, я знаю насколько красивые бывают шаги.
И я стала искать реабилитацию, которая работает с мозгом. Если поражения в мозгу, то надо загрузить алгоритм движения обратно. И, возможно, это поможет. Потому что я уже точно знала, как плохо работает другое. И это помогло. Сначала это помогло чуть-чуть — у меня прошла боль, которая меня мучила. Потом мне стало легче ходить — ну просто легче по усилиям. А потом я вдруг стала ходить лучше, лучше, лучше. Каждый шаг дается все легче, даже сейчас.
Если нельзя опереться на авторитет в этой области, то двигаться через самостоятельное обучение практикума на себе
Я. Кучина: Я пошла учиться на реабилитолога. Не просто пошла к реабилитологу на реабилитацию, я пошла учиться. И пока я училась, я, во-первых, выяснила, что метод, которым я занимаюсь, работает на мне, идеально работает на мне. А во-вторых, я наблюдаю в группе — со мной занимаются люди, у них тоже такой диагноз — и он работает на них.
И это довольно универсальная методика, которая помогает людям с диагнозами, потому что они никогда не знали как двигаться. Людям, пережившим инсульт, потому что разучились двигаться. Людям с травмой, которым теперь нужно двигаться иначе. Людям, которые резко поменяли свое физическое состояние. И все это можно починить.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Насколько сложную проблему взялась решить Героиня видеозадачи?
- К каким промежуточным результатам это уже её привело?
- С какого уровня сложностью задач работаете Вы?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемое базовое видео:
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ — видео, 26 минут. Ссылка на платформу YouTube https://www.youtube.com/watch?v=EN9XhDSurTs или на на ВК-видео https://vk.com/video-191386840_456240188
Дополнительные материалы:
- 42 материала по теме «Качества творческой личности» https://vikent.ru/enc-list/category/14/
- 46 материалов по теме «Метод — умение решать задачи» https://vikent.ru/enc-list/category/19/
Использованные материалы:
Видео: Правила жизни. Эфир 22.12.2021 @SMOTRIM_KULTURA https://vkvideo.ru/video-85393518_456247583 [7:55-13:30]
Наши социальные сети:
- Телеграм: https://t.me/tema_rhema
- ВКонтакте: https://vk.com/tema_rhema
- Дзен-канал: https://dzen.ru/rhema
#ЖСТЛ #Методичность #видеоазадача #видеозадачники #видеокейс #медиаобразование #медиаграмотность #Методики #решения