Найти в Дзене
Петербургский Дневник

Архитекторы обсудили новый проект реконструкции крематория в Красногвардейском районе

Члены Градостроительного совета Петербурга вновь рассмотрели архитектурно-градостроительный облик реконструкции крематория на Шафировском проспекте, 12. «Основная идея нашего проекта – сохранение исторического наследия наших коллег-предшественников. Крематорий не является объектом культурного наследия. Однако в своей работе мы обращаемся к методам, с которыми работают реставраторы, а также занимаемся приспособлением объекта под современное использование и нужды учреждения», – сказал главный архитектор проекта Евгений Стопкин. Заказчиком работ является Специализированная служба Санкт-Петербурга по осуществлению погребения умерших. Как отметил Евгений Стопкин, в течение последних лет наблюдается рост числа кремаций на территории учреждения, а также увеличение количества ритуалов прощания с покойными. Сегодня эта цифра составляет около 15-16 тысяч ритуалов в год. Отметим, что проект реконструкции крематория рассматривается членами Градсовета не первый раз. В конце прошлого года представле

Члены Градостроительного совета Петербурга вновь рассмотрели архитектурно-градостроительный облик реконструкции крематория на Шафировском проспекте, 12.

«Основная идея нашего проекта – сохранение исторического наследия наших коллег-предшественников. Крематорий не является объектом культурного наследия. Однако в своей работе мы обращаемся к методам, с которыми работают реставраторы, а также занимаемся приспособлением объекта под современное использование и нужды учреждения», – сказал главный архитектор проекта Евгений Стопкин.

Заказчиком работ является Специализированная служба Санкт-Петербурга по осуществлению погребения умерших. Как отметил Евгений Стопкин, в течение последних лет наблюдается рост числа кремаций на территории учреждения, а также увеличение количества ритуалов прощания с покойными. Сегодня эта цифра составляет около 15-16 тысяч ритуалов в год.

Отметим, что проект реконструкции крематория рассматривается членами Градсовета не первый раз. В конце прошлого года представленную на суд архитекторов работу отправили на доработку.

По словам Евгения Стопкина, по разработанному городом техническому заданию мощности будущего обновленного крематория будут увеличены. Также с 4 до 6 вырастет количество малых залов для прощания. Один из них предусматривает возможность просмотра процесса кремации. Также будет увеличено количество средних залов для прощания на втором этаже – с 3 до 5. Обновления ждет зона судебно-медицинской экспертизы и службы ритуальных услуг. Планируется обустроить «службу одного окна», где будут выдавать урны с прахом.

Что касается архитектурно-градостроительного облика будущего комплекса, авторы предлагают воссоздать исторический главный южный фасад здания крематория.

«В этом случае мы сохраняем высоты, детали, элементы, а также применяем натуральные отделочные материалы с использованием исторических фактур. Мы уточняем, изменяем габариты площади внутреннего двора, сохраняя при этом основные модули и пропорции витражей, фризов и других архитектурных элементов. Воссоздаем фриз внутреннего двора с применением отполированного лабрадорита (вид горной породы. – Прим. Ред.), восстанавливаем центральную парадную лестницу, воссоздаем центральный и прощальный зал с использованием исторических чертежей», – рассказал Евгений Стопкин.

По словам президента Санкт-Петербургского союза архитекторов и рецензента работы Владимира Григорьева, авторами проекта найден очень разумный и тонкий компромисс между необходимостью внедрения современной функции и сохранения сакрального образа крематория при его восприятии с главного входа.

«Понятно, что без увеличения объема здания выполнить задание заказчика невозможно. Поэтому все изменения, которые внесли авторы, можно считать приемлемыми. Мне представляется наиболее ценным с точки зрения архитектуры главный южный фасад здания и его восприятие со стороны центральной аллеи. Наибольшим корректировкам подвергается северный фасад объекта. Его изменение было необходимо в первую очередь из-за увеличения траурных залов здания, а во-вторых, в этих залах с большой вероятностью будет проходить прощание с военнослужащими, что должно сопровождаться салютом, поэтому решение выполнить остекление вместо глухой стены весьма нужное», – отметил Владимир Григорьев.

В целом проект получил положительный отклик у экспертов. Однако члены Градсовета обратили внимание его авторов на несколько моментов. В первую очередь на черный навес в центральной сосновой роще двора. В первоначальном историческом проекте его там не было. Эксперты предложили два варианта: либо переместить навес в другое место во дворе, либо полностью от него отказаться.

«В свое время во дворе крематория специально была разбита сосновая роща, которая своим существованием создает успокаивающую среду для людей, которые находятся в очень стрессовой ситуации. Навес можно сделать более спокойным, не таким агрессивным с точки зрения дизайна», – отметил архитектор Владимир Реппо.

Еще один момент – вопрос сохранения самой сосновой рощи. У архитекторов вызвал обеспокоенность факт ее возможной утраты на фоне будущих работ. Эксперты настаивают на сохранении рощи.

Добавим, что реконструкцию крематория проведут в пять этапов. Во время работы с основным зданием крематорий закрываться не будет – все 14 печей будут функционировать. Однако внутрь него посетителей не пустят. Проститься с умершими можно будет в других местах.