Найти в Дзене

Деревенский музейный кластер: приступаем к созданию

«Деревенский музейный кластер» – так называется поддержанный Фондом президентских грантов проект «КАМА рекордз», к работе над которым мы вместе с партнерами приступили в феврале этого года в Игринском районе Удмуртии. О чем наш новый проект, кто в нем участвует и как он может изменить жизнь территорий, где располагаются Народный музей исчезнувших деревень и будущий Музей тканых историй, рассказывает руководитель проекта директор некоммерческой организации «ТО «Рыба Морзе – КАМА рекордз» Александр Юминов. – Александр Геннадьевич, что такое деревенский музейный кластер и как он пересекается с предыдущими проектами «КАМА рекордз» – «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии», «Народный музей исчезнувших деревень», «Хранители», «Тканые истории деревни Кузьмовыр»? Что связывает все ваши проекты? – Последние десять-двенадцать лет работы во всех проектах на сельской территории мы придерживаемся выработанной нами стратегии. Мы не выступаем в качестве некой команды кризисных менеджеров быс
Пресс-конференция открытия Народного музея исчезнувших деревень
Пресс-конференция открытия Народного музея исчезнувших деревень

«Деревенский музейный кластер» – так называется поддержанный Фондом президентских грантов проект «КАМА рекордз», к работе над которым мы вместе с партнерами приступили в феврале этого года в Игринском районе Удмуртии. О чем наш новый проект, кто в нем участвует и как он может изменить жизнь территорий, где располагаются Народный музей исчезнувших деревень и будущий Музей тканых историй, рассказывает руководитель проекта директор некоммерческой организации «ТО «Рыба Морзе – КАМА рекордз» Александр Юминов.

Церемония премии «Хранители-2021» в Сепском доме культуры
Церемония премии «Хранители-2021» в Сепском доме культуры

– Александр Геннадьевич, что такое деревенский музейный кластер и как он пересекается с предыдущими проектами «КАМА рекордз» – «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии», «Народный музей исчезнувших деревень», «Хранители», «Тканые истории деревни Кузьмовыр»? Что связывает все ваши проекты?

– Последние десять-двенадцать лет работы во всех проектах на сельской территории мы придерживаемся выработанной нами стратегии. Мы не выступаем в качестве некой команды кризисных менеджеров быстрого реагирования, которые приезжают и делают так, чтобы все было хорошо. Напротив, мы предварительно долго разговариваем с территорией, изучаем, что там происходит, что интересно самой территории и что интересно нам. Из этого общения рождаются взаимоотношения, общие темы и понимание возможной синхронной работы т.е. то, из чего складываются проекты, которые с одной стороны, развивают нас как организацию, а с другой –полезны территории.

Александр Юминов проводит экскурсию для философов и социологов УдГУ в Народном музее исчезнувших деревень. 2022 год
Александр Юминов проводит экскурсию для философов и социологов УдГУ в Народном музее исчезнувших деревень. 2022 год

Для нас было понятно, что с открытием Музея тканых историй, который мы планируем в июне этого года, складывается такая ситуация, что на соседних территориях, довольно близко друг к другу будут расположены два музея совсем не похожие друг на друга не только по идее и содержанию, но и визуально Народный музей исчезнувших деревень и Музей тканых историй. И мы решили, что нужно создать такие условия, при которых они смогут помогать друг другу. Народный музей исчезнувших деревень, существующий уже десять лет, требует некоего свежего взгляда, который может предоставить Музей тканых историй. А Музею тканых историй требуется аудитория для того, чтобы начать эффективно работать – та, что уже есть у музея исчезнувших деревень. И нам посчастливилось, что в качестве одного из партнеров проекта выступает игринский малый бизнес в лице ОАО «Комета» со своим туристическим маршрутом «В гости к Колобку Игнату».

Близость истории, близость территории, конечно, тоже сыграла свою роль. Музеи будут находиться на одном векторе. Передвигаясь из Игры от колобка Игната в сторону Сепа, логично заехать в Кузьмовыр и познакомиться с Музеем тканых историй. А у тех, кто едет в Кузьмовыр, возникнет желание добраться до Сепа – даже у тех, кто уже был в Народном музее исчезнувших деревень, чтобы посмотреть, что там изменилось с последнего посещения. Так что все, конечно, связано.

Туристы идут по маршруту «Секретной карты деревни Сеп»
Туристы идут по маршруту «Секретной карты деревни Сеп»

– Сеп, где находится Народный музей исчезнувших деревень, и Кузьмовыр, где создается Музей тканых историй, принадлежат к разным территориальным отделам. Отличаются друг от друга и местные сообщества, с которыми вы будете работать. Предвидите ли какие-то трудности?

– Напротив, даже очень хорошо, поскольку придется взаимодействовать не только местным сообществам и тем, кто непосредственно будет связан с музеями. Для территориальных отделов появление этих музеев, объединение их в кластер – это стимул и одновременно инструмент для того, чтобы они могли изменять хозяйственную часть существования своих территорий. Администрациям придется взаимодействовать между собой, потому что это в их интересах – сделать так, чтобы менялась жизнь в поселениях.Например, чтобы туристы наиболее эффективно добирались до места. Это же уже влияние на экономику. Собственно говоря, пример Сепа показывает то, как может поменяться обычная, не связанная с музеем, жизнь, какие бонусы появляются благодаря такой проектной деятельности.

Здесь будет Музей тканых историй! Экспертная группа в Кузьмовыре. 2025 год
Здесь будет Музей тканых историй! Экспертная группа в Кузьмовыре. 2025 год

– В этом году у «КАМА рекордз» новый партнер – производственное коммерческое предприятие ОАО «Комета», на первый взгляд далекое и от музейной тематики, и сохранения культурного наследия. Тем, кто живет в Удмуртии, «Комета» знакома прежде всего по продуктам питания (и особенно знаменитым игринским пельменям!) «ИгНат». Что подвигло к такому непривычному партнерству, какие общие задачи мы будем решать? Если не ошибаюсь, в творческой биографии «КАМА рекордз» это первый опыт сотрудничества с производственной бизнес-структурой.

– Так и есть. По роду своей деятельности в Удмуртии я был знаком с достаточно большим количеством разных бизнесменов, но, как правило, представление о партнерстве сводилось в их понимании к очень простой схеме. Скажем так, есть группа, которая имеет какую-то аудиторию, и бизнес может воспользоваться этой аудиторией для рекламы своего продукта. Честно говоря, это очень неэффективная стратегия, но до сегодняшнего дня других вариантов мне практически не попадалось. Случай ОАО «Комета» уникален – коммерческое предприятие, которое в основном (хотя и не только) занимается продуктами питания берет на вооружение нестандартный метод продвижения и вдруг рассказывает о своем продукте и предприятии не с помощью привычных всем рекламных объявлений, а с помощью экскурсионного маршрута на производство, который они назвали «В гости к Колобку Игнату»! Для Удмуртии, да и, пожалуй, не только для Удмуртии, это редкий случай. Во время первых встреч мы наметили рамки наших взаимоотношений и поняли, чем мы можем быть полезны друг другу.

– Остальные партнеры проекта – кто они?

– Наши традиционные партнеры – прежде всего администрация Игринского района и территориальных отделов «Сепский» и «Сундурский» – поскольку в проектах мы ставим слишком большие задачи, которые невозможно решить без участия администраций. Еще одна любимая и важная история – партнерство с образовательными структурами. В этом году это Школа дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Студенты, как молодые и свободные люди, хорошо чувствуют время, и они нам помогут с визуальной частью. Ими во время учебного процесса будет разработана айдентика кластера с сохранением индивидуальности музеев. Так же мы предлагаем студентам поработать над темой сувенирной продукции: чтобы они сделали это, опираясь на творчество и умения мастеров Сепа, Кузьмовыра, Чуралуда, Байвала. А это и ткачихи, и вязальщицы, и кузнецы, и столяры, и гончары… И лозоплетение у нас есть! Хотя такое взаимодействие, это тоже вопрос непростой. Студенты, с одной стороны, теоретически могут напридумывать много всего веселого и классного. Но, с другой стороны, смогут ли – и захотят ли? – это принять и выполнить местные мастера? Пока в нашей практике студенты всегда предлагали что-то неожиданное и новое и в то же время такое, что можно было реализовать. Вспомните Народный музей исчезнувших деревень, который до сих пор попадает в рейтинги самых необычных, интересных и классных музеев, а дизайн-концепцию этого музея придумала студентка Самарского государственного технического университета.

Церемония премии «Хранители-2021» в Сепском доме культуры. Профессор Татьяна Григорьевна Владыкина – почетный гость церемонии
Церемония премии «Хранители-2021» в Сепском доме культуры. Профессор Татьяна Григорьевна Владыкина – почетный гость церемонии

– Есть ли какие-то абсолютно новые вызовы, которые творческая группа «КАМА рекордз» ставит в проекте «Деревенский музейный кластер»?

– Создание деревенского музейного кластера – уже само по себе вызов. Да, кластерная музейная система, конечно, существует, но в основном в больших городах. Есть целые музейные кварталы, где все понимают, что общая деятельность идет на пользу всем. Турист, приезжая в такой музейный квартал, может выбрать то, что ему нравится и получить больше впечатлений. Но существует гипотеза, что такие кластерные системы могут существовать и эффективно развиваться не только в больших городских пространствах, но и на малых территориях. Вот мы и попробуем эту гипотезу подтвердить. Поэтому да, наше желание создать деревенский кластер – большой вызов.

Художник Петр Стабровский и Александр Юминов рассуждают о концепции будущего музея. 2025 год
Художник Петр Стабровский и Александр Юминов рассуждают о концепции будущего музея. 2025 год

Существуют, конечно, разные возможные препятствия. Смогут ли два соседних музея взаимодействовать друг с другом в сегодняшней ситуации, когда все борются за ресурсы? Мы знаем, что часто контакт между активными организациями тормозится из-за страха, что другая сторона будет тебя эксплуатировать и отдавать тебе меньше, чем ты ей. Возможно, эта сложность и внесет какие-то коррективы в нашу кластерную деятельность. Но я, зная Сеп, а сейчас уже и достаточно хорошо зная Кузьмовыр уверен, что все у нас получится.

Проект «Секретная карта деревни Сеп». 2022 год. Изучение сепских маршрутов вместе с экспертами
Проект «Секретная карта деревни Сеп». 2022 год. Изучение сепских маршрутов вместе с экспертами

Текст – Светлана Мальцева.

Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект «Деревенский музейный кластер» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ