День всех влюблённых — это ещё один повод поговорить о чувстве, которое соединяет сердца, меняет любые планы и делает нашу жизнь полноценной. От мучительной страсти до вдохновения, от бесконечно счастья до безнадёжности — так многогранна любовь. И лучше поэта о ней вам никто не расскажет.
Всего месяц назад страна отметила 88-ой День рождения Владимира Семёновича Высоцкого. Его богатое творчество волнует слушателей по сей день: тема поэта и поэзии, рассуждения о жизни и смерти, фольклорные мотивы. Каждый куплет его песни может стать основой для дипломной работы филолога.
Но сегодня, в такой романтичный праздник, хочется не научных и философских изысканий, а любовной лирики. Вспомнить, с каким надрывом и талантом ярчайший исполнитель двадцатого столетия воспевал главную женщину в своей судьбе — Марину Влади. Его отношения с французской актрисой русского происхождения были долгими, сложными, полными разлук и встреч. Эта любовь стала источником глубоких переживаний и, на мой взгляд, сделала поэзию Высоцкого такой трогательной и уникальной.
С вами Алинчик. И я желаю вам сегодня послушать эти три песни Высоцкого наедине с собой или вместе с любимым человеком!
«Бал-маскарад» — до встречи с тобой
У кого из нас не было в юности экранных кумиров? Любовь к образу свойственна человеку. Она разгорается в сердце пожаром, но угасает не менее быстро. Меняются вкусы, предпочтения, мы взрослеем и находим для личного счастья простых, немедийных людей.
Почти все готовы смириться с тем, что их любовь к знаменитости глупа и невозможна. Но только не Высоцкий...
Нам обоим нет тридцати, я разведена, ты — разводишься, впереди — целая жизнь. Я осторожно замечаю: все это хорошо, но я-то в тебя не влюблена! «Неважно, — говоришь ты, — я сумею тебе понравиться, вот увидишь»
Марина Влади, из книги «Владимир, или Прерванный полёт»
Свою будущую жену Владимир Семёнович увидел в середине 1950-х годов, когда сам он ещё не мог похвастаться популярностью. В это время советские кинотеатры транслировали фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. Им обоим тогда было около восемнадцати лет. А, тем не менее, очаровался Высоцкий своей «Колдуньей» на всю жизнь. Он посвятит актрисе русского происхождения множество лирических произведений, без свойственной его творчеству сатиры. В их числе «Дом хрустальный», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру...», «То ли — в избу и запеть» — шедевры, которые пленяют языковыми оборотами, ассонансными рифмами и чувственностью исполнителя.
Но первая песня, адресованная красавице из Парижа, всё-таки будет ироничной. И называется она «Бал-маскарад».
Я платье, — говорит, — взяла у Нади,
Я буду нынче, как Марина Влади,
И проведу, хоть тресну я,
Часы свои воскресные,
Хоть с пьяной твоей мордой, но в наряде!
Совсем маленькое упоминание в тексте, который мало похож на любовное признание. Логично, что эта «ода» у Марины Влади ответных чувств к поэту не пробудила. И даже их первая встреча не помогла понять актрисе, что дерзкий Высоцкий — её будущий муж.
«Сегодня они (дети) буквально на взводе. Они услышали и выучили песенку, в которой говорится обо мне. Я быстро понимаю по твоим смеющимся глазам, что сочинил ее ты, когда мы еще не были знакомы»
Марина Влади, из книги «Владимир, или Прерванный полёт»
Тем не менее, сыновья Марины по достоинству оценили талант Владимира Семёновича. Это ли не лучший способ найти путь к сердцу женщины?
«Ноль семь» — и нет ничего невозможного!
Высоцкий — это не просто фамилия. Эта история невероятного успеха, которая вряд ли повторится с кем-то ещё. За свои сорок два года Владимир успел стать голосом поколения, сделать карьеру в театре и кино, а также заключить брак с женщиной, которая когда-то виделась ему несбыточной мечтой. Похоже на сказку, не так ли?
Однако в повседневности поэта хватало событий и обстоятельств, которые отбрасывали в тень все его достижения. В союз писателей не принимали, в СМИ не упоминали, официально публиковать песни и делать концерты не разрешали. Цензура преследовала его везде — даже в семейных отношениях. Высоцкий и Влади жили на две страны под пристальным наблюдением властей. Видеться часто не было возможности, поэтому общались супруги по телефону, всякий раз преодолевая бюрократические сложности. Конечно же, эта разлука омрачала брак, но зато прекрасно действовала на вдохновение поэта. Иначе не появилась бы в репертуаре Высоцкого очередная песня о Влади под названием «Ноль семь».
Эта ночь для меня вне закона,
Я не сплю, я кричу — поскорей,
Почему мне в кредит по талону
Предлагают любимых людей.
«Вечное 07» — в советском союзе это был номер службы заказа междугороднего и международного телефонного разговора. Набрать эти две цифры было легко, но вот успеха они не гарантировали. На линии вас голосом встречала девушка-оператор. Она строго спрашивала о наличии премиального талона или кредита — без них ловить было нечего. Но и заполучив заветную бумажку, вам пришлось бы ждать соединения с абонентом двадцать минут, час или даже два — как пойдёт. Отсюда и негодование влюблённого поэта. Но, что примечательно, в песне оператор становится для лирического героя «ангелом», а вовсе не воплощением зла.
Телефон для меня, как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянья на миг сократив.
Эта история из жизни Высоцкого и Влади хорошо объясняет трепетное отношение поэта к телефонистке.
Однажды между Влади и Высоцким произошла ссора. Как раз в тот редкий момент, когда им следовало радоваться долгожданной встрече. Если коротко, Высоцкий здорово напился. Марина была очень зла на мужа, но скандалить не собиралась. Она тихо ушла, оставив ему записку с короткой фразой: «Не ищи меня». И в тот же день улетела в Италию.
Что ж... Справедливо, но не предусмотрительно. Потому что от Владимира Семёновича ей было не убежать.
«Не беспокойтесь! Он больше не пьёт! Он уже несколько дней разыскивает вас. Просто сейчас он очень... очень счастлив»
Эфир программы «Проверено временем» радио «Комсомольская правда»
Эти слова от телефонистки на линии Марина Влади услышала через три дня после прилёта. Поэт использовал все связи, чтобы найти любимую. Операторы по его просьбе обзвонили каждую гостиницу в Риме: в конце-концов красавицу-беглянку сумели отыскать в парикмахерской. Так что, девушки, берём на заметку. Если мужчина любит, его не остановит даже КГБ!
«Песня о двух красивых автомобилях» — два гения на разных скоростях
Ещё одно произведение, название которого не вызывает романтических ассоциаций. Но, тем не менее, этот текст наполнен любовью.
«Я привозила из Парижа в Москву много машин. Ты научился водить, разбив несколько из них. Теперь тебе нужен «мерседес» – он надёжен, и можно найти запчасти у немецких дипломатов, а ещё потому, что это одна из марок, которую Брежнев получил в подарок и время от времени водит сам. А мода, как всегда, следует вкусу или внешнему виду высшего руководства»
Марина Влади, из книги «Владимир, или Прерванный полёт»
В этой песне Высоцкий намеренно рассказывает о любви к Марине через описание иномарок, автозапчастей и вечной гонки. И вождению, и любви он отдавался со всей страстью. Это чувство было сильным, стремительным и во многом разрушительным.
Будто знают — игра стоит свеч,
Только б вырваться — выплатят все по счетам.
Ну, а может, он скажет ей речь
На клаксоне, и что у них есть еще там.
Это не просто песня, а своеобразная хронология отношений Высоцкого и Влади. И здесь я позволю себе сделать мини-разбор. Не устою перед песней, которая так часто вынуждает меня рыдать.
«Будто связанные тросом» — идея неразрывной связи влюблённых сквозь время, испытания, города. Она существуют вопреки обстоятельствам, но не отменяет их. И потому оба знают: «съезжаться — пустые мечты».
«Две красивые машины» — два ярких, талантливых человека, которые не только любят, но и невольно соперничают друг с другом. Здесь, среди мерседесов и мустангов, они становятся главными участниками гонки.
В этой песне Высоцкий выбирает для себя «светло-серый лимузин» в качестве лирического героя. И неустанно просит самого себя: «не теряй её из виду». Оставить Марину в вихре скорости и амбиций так легко.
«Позабыл нажать на тормоз» — в этой фразе появляется тема пагубной зависимости поэта, неумение сбавить обороты. И она же воспринимается нами сегодня как пророчество о его преждевременном уходе из жизни.
На фоне предыдущих композиций, «Песня о двух красивых автомобилях» воспринимается как печальный аккорд в мелодии любви Высоцкого и Влади. Да, звучит произведение бодро, но сердце подсказывает: гонка закончится трагедией для обоих.
Но хватит о грустном!
Любовь, как и жизнь, не бывает безоблачной. Но, так или иначе, светлые чувства приносят человечеству свои плоды. Иногда плодами становятся дети, а, если повезёт, любовь сделает ещё и свой вклад в искусство. Совместная жизнь Владимира Высоцкого и Марины Влади ныне является страницей в истории музыки и кино. А наша с вами любовь только начинается. Не знаю, как вы меня, а я вас просто обожаю!
И антагонистов, и преданных читателей, и тех, кто на моём канале впервые. Хочу поблагодарить вас от всей души за стимул, который вы даёте моему развитию. Надеюсь сочинить вам что-нибудь для забавы ещё много-много-много-много раз!
С уважением,
Ваш Алинчик