Тюменскую область накрывает волна смертельно опасного вируса — бешенства, только за последние два месяца, согласно официальным данным, в регионе ввели карантин в 21 населенном пункте. Темпы пугают — за последнюю неделю список пополнили сразу 10 сел. Угроза подкрадывается и к Тюмени — ближайший очаг зафиксирован всего в 20 километрах, в крупном селе Перевалово.
«На части территории села Перевалово Тюменского района введен карантин по бешенству животных. Соответствующее постановление подписано в региональном правительстве», — рапортует инфоцентр правительства региона.
Введение карантина фактически накладывает «вето» на любую активность, связанную со зверями. В охваченных вирусом зонах теперь официально запрещены выставки, ярмарки и любые массовые торги. Животных запрещено не только вывозить за пределы поселков, но и отлавливать в лесах — даже если дикого зверя планировали передать в зоопарк.
Пока тюменские села одно за другим закрываются на карантин, федеральные власти указывают на системные провалы, которые привели к биологической угрозе. В беседе с корреспондентом URA.RU депутат Госдумы, член комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Олег Михайлов заявил, что ситуация в Тюмени критическая и требует немедленного вмешательства надзорных органов.
Провал мусорной реформы
Одной из главных причин стремительного распространения вируса к людям депутат считает несанкционированные свалки. Они и стали «столовыми» для диких зверей.
«Проблема мусорных свалок до сих пор не решена. Если бы мусорная реформа, идущая с 2018 года, была реализована в полном объеме, мы бы к 2026 году давно забыли о таких явлениях. Но реформа буксует. На свалках лисы находят легкое пропитание и вступают в схватки с местными собаками. Происходит заражение, и по этой цепочке вирус неизбежно приходит к человеку», — пояснил Олег Михайлов.
Кадровый голод в лесах
Другой системный сбой произошел в системе надзора за лесами. Из-за мизерных зарплат в отрасли некому заниматься профилактикой болезни среди диких животных.
«У нас огромные проблемы с управлением лесной отраслью и охотхозяйствами. Инспекторов катастрофически не хватает из-за низкого уровня оплаты труда — люди просто не идут на эту работу. В итоге некому эффективно проводить подкормку диких животных вакциной. Это реальный способ минимизировать очаги бешенства, но заниматься этим в лесах Тюменской области сейчас практически некому», — подчеркнул депутат.
Сельская безнадежность
Третьим звеном в «смертельной цепи» стала ситуация в селах. Вакцинация домашних животных там, по словам Михайлова, превратилась в формальность или вовсе игнорируется.
«Владельцы животных в сельской местности часто не вакцинируют питомцев. Либо не видят смысла, либо просто не имеют такой возможности на месте. Если у человека в удаленном селе есть собака, а ветеринарного пункта поблизости нет, животное остается беззащитным перед вирусом», — резюмировал депутат. Он подчеркнул, что властям и надзорным органам Тюменской области необходимо активизироваться, пока эпизоотия не переросла в масштабную трагедию.
100% летальный исход
Ветеринарный доктор, эксперт международной категории и президент Союза кинологических организаций России Владимир Уроженский в разговоре с корреспондентом URARU сообщил, что главная проблема — тотальное непонимание людьми серьезности ситуации. Бешенство не лечится. Вообще, заявляет врач.
«Лечения не существует. Если симптомы проявились — вы умрете в 100% случаев. Единственный шанс выжить — немедленная реакция после укуса. Нужно сразу промыть рану водой с мылом, обработать йодом и перекисью, и лететь в травмпункт. Там назначат схему вакцинации. Это единственный способ спасти жизнь. Другого нет», — отрезает доктор.
Ветврач предупредил — любая попытка «спасти» лисичку на трассе может стать последним поступком в жизни человека. Эксперт призывает водителей не приближаться к раненым зверям из-за риска заражения бешенством. «Не вздумайте помогать! Бешенством болеют все, от волков до кошек. Это недооцененная угроза, которая убивает», — подчеркнул ветеринар.
Столкнулись с несправедливостью тюменских чиновников, беспределом в ЖКХ или проблемами в медицине? Стали свидетелем трагедии или попали в безвыходную ситуацию? Мы поможем придать вашу проблему огласке. Расскажите свою историю нашему корреспонденту Эльмире Якубович: по почте — yakubovich@ura.ru или по телефону редакции +7 (345) 265 84 14.