Найти в Дзене

«Доктор Живаго» Борис Пастернак

Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара – это извините, увольте, это не по нашей части. Я обещала вам пост про эту книгу и напишу о ней так, как чувствую и как получается. Знаете, иногда бывает, что книга настолько нравится, настолько тебя задевает, что кажется: никакие слова не передадут красоты и величия произведения, которое ты прочитал. Я также понимаю, что не все со мной согласятся в оценке этого романа, ведь о нём до сих пор ходят противоречивые отзывы. Но я влюбилась в «Доктора Живаго». И самое странное, я не увидела в нём никакой прямой антисоветчины. Я увидела знакомого нам ещё со школы «маленького человека», которого перемалывает эпоха, раздирают исторические события, в то время как он просто хочет жить и любить. Мне кажется, именно любовь - это основополагающая канва этого романа. И речь здесь обо всех её проявлениях: романтической, дружеской, родительской. Но са
Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара – это извините, увольте, это не по нашей части.

Я обещала вам пост про эту книгу и напишу о ней так, как чувствую и как получается. Знаете, иногда бывает, что книга настолько нравится, настолько тебя задевает, что кажется: никакие слова не передадут красоты и величия произведения, которое ты прочитал.

Я также понимаю, что не все со мной согласятся в оценке этого романа, ведь о нём до сих пор ходят противоречивые отзывы. Но я влюбилась в «Доктора Живаго». И самое странное, я не увидела в нём никакой прямой антисоветчины. Я увидела знакомого нам ещё со школы «маленького человека», которого перемалывает эпоха, раздирают исторические события, в то время как он просто хочет жить и любить.

Мне кажется, именно любовь - это основополагающая канва этого романа. И речь здесь обо всех её проявлениях: романтической, дружеской, родительской. Но самая большая любовь, описанная в книге - это любовь к Родине. Сколько же в ней любви к России. Не у героя, а у самого Пастернака. Эти бесконечные оттенки снега, запах осени, воздух, дороги… Это безоговорочная, тихая, упрямая любовь к родине даже тогда, когда с ней происходит страшное.

И вообще, мне очень нравится, как Пастернак пишет о любви. Она у него не идеальная, не возвышенно-страстная, а скорее виноватая, невозможная, неправильная по всем внешним меркам, но при этом живая и настоящая.

И ещё я не могу не отметить тему веры. Именно веры, а не религии. Какая она у Пастернака красивая. Негромкая, непоказная. В его устах вера становится ближе и понятнее. И в какой-то момент я поймала себя на мысли, что если бы такой человек говорил с людьми о вере, верующих стало бы в разы больше.

После прочтения меня не отпускает одна мысль: я вообще не знаю, как относиться к тем событиям.

С одной стороны, читаешь и видишь, что к власти приходят страшные, грубые люди. Нет, не все конечно, но есть определенный пласт людей, который создает это впечатление. Те, кто говорит от имени народа, но сам народ ничего не решает - его просто ведут туда, куда нужно. Крестьяне не получили власть, её получили те, кто оказался жёстче остальных.

И часть меня думает: может быть, этого не должно было быть.

А потом я задаю себе вопрос, а где была бы я, если бы этого не случилось? Вполне возможно, я из тех самых 80%, которые были бы крепостными. И сейчас жила бы совсем другой, далеко не дворянской и не интеллигентной жизнью и смотрела бы на всё иначе.

И вот это раздвоение очень болезненное. Потому что чувствуется, что после этих событий уровень культуры и развития страны упал - это почти физически ощущается в тексте. Но при этом ты понимаешь, что твоя сегодняшняя жизнь, возможно, стала возможной благодаря этим же жестоким событиям. Разум допускает. Сердце - не принимает.

После прочтения книги я впервые поймала настоящую обсессию: начала смотреть всевозможные видео о Гражданской войне и о судьбе самого Бориса Пастернака. А судьба у него была очень непростая. Мне до сих пор больно от осознания, что человек, который так любил Родину, был на ней столь презираем.

И если уж говорить о противоречивых отзывах, то они сопровождали роман с самого начала. Например, В. В. Набоков охарактеризовал его как «жалкую вещь». Но многие увидели в нём трогательную исповедь - и я, пожалуй, соглашусь именно с ними.

Тем не менее роман взбудоражил умы, затронул сердца. А не это ли самое важное в литературе?