Дом под звездным небом. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Сергей Соловьев. Актеры: Михаил Ульянов, Александр Баширов, Илья Иванов, Мария Аниканова, Дмитрий Соловьёв, Алла Парфаньяк, Александра Турган, Ольга Всеволодская-Голушкевич, Александр Абдулов, Валерий Светлов, Ольга Малинина, Анна Соловьева и др.
«Дом под звездным небом» — заключительная часть трилогии Сергея Соловьева. В основе «Ассы» был вполне правдоподобный сюжет, лишь временами соскальзывающий в область абсурдистского китча. В «Черной розе – эмблеме печали, красной розе — эмблеме любви» на первый план целенаправленно вышли сюрреалистические, вызывающе эпатажные аттракционы. В «Доме под звездным небом» ерническая стилистика «маразматической фантасмагории» мгновенно вызывает ассоциацию с известным анекдотом о человеке, который каждую гайку закручивал до тех пор, пока с нее не слетела резьба...
Впрочем, фильм начинается вполне пристойно — с путешествия видного ученого, лауреата всевозможных премий (Михаил Ульянов) в Америку, к сыну-карлику. Сцены эти сняты оператором Юрием Клименко в манере рекламного клипа: светящийся всеми огнями радуги Нью-Йорк, полет над городом на вертолете и т.д. и т.п.
Однако сразу же после возвращения лауреата домой, в атмосфере ленты все отчетливее ощущается аромат соловьевской «Розы...». Мало того, что какой-то прохиндей, оказавшийся в конце концов дьявольским мутантом, распиливает пополам дочь несчастного академика, так еще и вокруг его дачи появляются подозрительные личности с явно террористическими замашками.
Сергей Соловьев весьма эффектно использует имидж Михаила Ульянова как общественного деятеля, вставляя в свой фильм подлинную хронику его депутатско-делегатских выступлений на различных съездах. Да и сам актер бесстрашно пародирует многих своих персонажей прежних лет: важных и мудрых государственных деятелей, находящихся на вершине славы и почета.
С помощью чрезвычайно пластичных и выразительных актеров Баширова и Иванова — эксцентрично цирковых Рыжего и Белого клоунов — режиссер заводит нелепейший хоровод погонь, взрывов, стрельбы и тому подобных впечатляющих актов.
Все мерзости нашего бытия, весь идиотизм эпохи распадающейся на глазах государственной системы, экономического краха и нравственного тупика представлены в «Доме под звездным небом» в издевательски-гротескной форме. И хотя мне, честно говоря, гораздо ближе картины «старого» Соловьева, не могу не выразить своего восхищения перед способностью режиссера так весело и озорно показывать на экране все то, что в реальной жизни выглядит отнюдь не столь забавно.
Киновед Александр Федоров
Дом свиданий. СССР, 1991. Режиссер Вадим Дербенёв. Сценаристы: Анатолий Степанов, Эдуард Хруцкий. Актеры: Борис Щербаков, Михаил Жигалов, Алёна Хмельницкая, Ирэна Дубровская, Лариса Полякова, Екатерина Кмит, Аристарх Ливанов и др.
Зрители, которых привлечет название фильма Вадима Дербенева «Дом свиданий», скорее всего, будут разочарованы. Это не эро*ическая мелодрама, а детектив в духе Агаты Кристи (только в упрощенном варианте). История о ментах-оборотнях, вознамерившихся выудить из интердевочек информацию о богатеньких клиентах, разыграна вполне связно и динамично, хотя действие картины почти целиком замкнуто в пространстве шикарной загородной виллы...
Когда-то подававший большие надежды оператор, а затем и режиссер («Последний месяц осени») Вадим Дербенев уже не первый раз снимает криминальные ленты, скалькированные с зарубежных оригиналов.
«Дом свиданий» вполне укладывается в эту серию «тайн» и «загадок». Фильм для одноразового и отнюдь не обязательного просмотра. А вот название ленты, в самом деле, завлекательное...
Киновед Александр Федоров
Дон Диего и Пелагея. СССР, 1927. Режиссер Яков Протазанов. Сценарист А. Зорич. Актеры: Мария Блюменталь-Тамарина, Анатолий Быков, Владимир Михайлов, И. Левкоева, Иван Юдин, Владимир Попов, Осип Брик, Александр Громов, Даниил Введенский, Михаил Жаров и др. 1,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
...Жарким летним днем начальник заброшенного полустанка с многозначительным названием «Заминка», около которого редко останавливаются даже почтовые поезда, томился от безделья, почитывая старинный рыцарский роман о благородном Доне Диего...
Тягучая, томная атмосфера передана в комедии Якова Протазанова блестяще. «Диего» ждет-не дождется ну хоть какой-нибудь зацепки, ничтожнейшей причины оказаться при «деле»: показать свою власть, важность и «авторитет».
И такая оказия случилась. Малограмотная бабка Пелагея переходила через рельсы, лелея почти несбыточную надежду продать проезжающим крынку молока. И вот тут-то старушку «задержал с поличным» не в меру ретивый начальник станции, обвинив ее в переходе путей в «неположенном месте».
М. Блюменталь-Тамарина сыграла простую крестьянку, выделив ее природный ум и затаенную усмешку по отношению к спесивому бюрократу «Дону Диего». Но тот оказался далеко не последним бюрократом в районе. Состоялся суд, вынесший Пелагее суровый приговор: три месяца тюрьмы...
Финал картины парадоксален, если не фантасмагоричен: Пелагея освобождена, а местные старики идут записываться в комсомол... Быть может, именно поэтому комедия "Дон Диего и Пелагея" — одна из немногих картин Протазанова, единодушно отнесенных кинокритиками 1920-х годов к числу его несомненных удач.
И в самом деле: комсомольцы, восстанавливающие справедливость и защищающие простой народ от подозрительных «спецов». Что может быть лучше для «генеральной линии»?
Кстати, еще одного «спеца» играет в картине Михаил Жаров. Полувоенный френч (из нагрудного кармана кокетливо выглядывает носовой платочек), клетчатое кэпи, галстук-бабочка, слащавые тоненькие усики... О познаниях этого «спеца» по сельскому хозяйству можно судить по одному его вопросу насчет свеклы: озимая она, или яровая?
Таким образом, Яков Протазанов очень хорошо чувствовал «конъюнктуру момента»: ведь именно против подозрительных в смысле социального происхождения «спецов» в те времена один за другим возбуждались образцово-показательные судебные процессы...
Киновед Александр Федоров