Приходит мужик к стоматологу, высыпает на стол горсть осколков и шамкает:
— Доктор, посмотрите, сколько зубов я на ринге потерял!
Врач брезгливо ковыряет осколки пинцетом:
— Голубчик, так это же не зубы, это ореховая скорлупа.
— Ну да, ореховая. А зубы-то внутри остались!
Хотя, если вдуматься, любой советский ребенок знает, что лучший способ избавиться от молочного зуба (а заодно и от пломбы) — это не нитка и дверь, а ириска «Золотой ключик». Про ириски и их способность склеивать челюсти намертво мы когда-нибудь, может, и поговорим, но сегодня разговор будет про другого героя наших новогодних подарков. Про того, кто всегда лежит на дне пакета.
Да шучу, шучу! Не всегда на дне.
Практически все знают, что наша кондитерская промышленность — это суровая школа жизни. Это вам не тающие во рту бельгийские пралине. Наша история про грильяж, козинаки и карамель — она намного душевней, потому что закаляет характер. Чтобы съесть нашу конфету, нужно приложить усилие, проявить волю и иметь крепкий прикус.
Там, на Западе, сладости — это про нежность и эндорфины, у нас — про выживание и стратегию разгрызания. Жестче только сухари из армейского пайка (очень рекомендую попробовать, гарантирую незабываемые ощущения и визит к ортодонту).
Но мы отвлеклись. Вернёмся к нашему герою в фиолетовом плаще. Благодаря своей твердости и специфической начинке, эти конфеты у нас считаются... ну, скажем так, «на любителя». Это обычный грильяж с дробленым орехом и шоколадной глазурью.
Помимо наших бабушек, которые почему-то обожают именно этот «бетонный» десерт, «Крокант» уважают... китайские люди. Но у нас отношение к этой конфете довольно прохладное, потребительское. Лежит она в вазочке на ресепшене, валяется в бардачке машины на «черный день». Мы их едим, когда всё вкусное уже съедено. Благодаря этой «любви» «Крокант» у нас стоит вполне вменяемых денег и дефицитом не является.
Из всего многообразия конфет наши люди ценят трюфели, суфле, что-то мягкое и шоколадное, а грильяж, как правило, остается напоследок. Изредка только какой-нибудь любитель похрустеть целенаправленно купит кулек этих фиолетовых кирпичиков. Маркетологи особо не парятся, народ жует без энтузиазма, но стабильно.
Правда, в последнее время этот грильяж начал исчезать с полок оптовых баз. Казалось бы, кому он нужен в таких количествах? На шоколадные батончики спрос понятен, на элитный шоколад тоже. Но твердый грильяж?
Что же всегда остается в тени и считается проходным товаром, так это наш скромный «Крокант».
Однако в последнее время появился запрос откуда не ждали: из Китая. Да, именно китайцы начали закупать в России безумные партии этих конфет и увозить к себе в китайский Китай 😁.
Дело даже доходит до абсурда: за конфетами, которые многие считают просто «норм» и не более, прямо в Россию приезжают китайские фуры. На маркетплейсах творится форменное безумие, перекупщики сметают товар коробками, чтобы перепродать его на TaoBao или AliExpress. Таможенники крутят у виска, так как не понимают, что нашли соседи в этом грильяже, китайцы же хихикают и прут «фиолетовое золото» в промышленных масштабах.
Именно такую картину можно увидеть в приграничных городах. Блогеры снимают обзоры, тиктокеры хрустят на камеру, а продажи растут по экспоненте. У китайцев этот товар — абсолютный вирусный хит.
У многих увидевших это бессмысленное, на первый взгляд, помешательство, возникает вопрос: уважаемые китайские товарищи, вы с дуба не рухнули? У вас своих сладостей мало? Вам зачем столько нашего грильяжа?
Оказывается, в этом есть резон, и «Крокант» китайцам очень нужен.
Во-первых, вкусовые рецепторы у китайцев настроены иначе, не так, как этого бы хотелось производителям молочного шоколада. Поэтому всё, что слишком сладкое, приторное и маслянистое, у них не в почете. Им подавай баланс. А наш «Крокант» — он как раз такой. Не слишком сладкий, с легкой соленой ноткой ореха. Для них это идеальный десерт.
Во-вторых, за последние пару лет китайский TikTok захватил тренд на ASMR и хрустящую еду. А «Крокант» очень «любит» издавать громкий, отчетливый хруст при укусе. Именно этот звук китайцы записывают на видео, собирая миллионы просмотров. Благодаря такой звуковой «фишке» конфеты стали звездами соцсетей.
Что даёт существенную прибавку в узнаваемости. И пара-тройка рублей в себестоимости производства — просто ничто по сравнению с тем, насколько взлетает хайп. Помните, что дедушка Маркс говорил про прибыль? Так вот, ради лайков и репостов современный потребитель готов на всё, даже сломать зуб.
В-третьих, и это самое интересное... может быть, вы даже будете шокированы: львиную долю этих конфет китайцы закупают не просто к чаю, а на свадьбы!
Да, вы не ослышались. На самые настоящие, пышные китайские свадьбы.
У них эти конфеты называют просто — «Фиолетовые конфеты» (Purple Candy). И они стали обязательным атрибутом бракосочетания.
Такой десерт считается символом чего-то крутого, стильного и, как ни странно, богатого. В чем же шок? Да в том, что сама по себе конфета у нас бюджетная. А там — это премиум-класс для гостей.
Да, вы не ослышались, нация с тысячелетней кулинарной историей фанатеет от нашего грильяжа!
Вместо традиционных китайских сладостей, на столах теперь красуются горы фиолетовых фантиков. Почему? Маркетологи до сих пор чешут затылки. Есть версия, что фиолетовый цвет в Китае сейчас в тренде, он выглядит благородно и дорого. Плюс сама упаковка блестящая, яркая — то, что нужно для праздника.
Они закупают их мешками! Оптовики в Китае продают «Крокант» с наценкой, которой позавидовали бы наркобароны.
В китайской рознице этот грильяж превращается в желанный подарок. И несмотря на то, что это просто сахар, патока и орехи, он всё равно остается феноменом, который невозможно логически объяснить. Его ценят за «русский характер», за твердость (символ крепкого брака, возможно?), пьют с ним чай, дарят коллегам и хрустят всем офисом.
Мы могли бы спокойно поднять цены в десять раз, сделать ребрендинг и продавать это как «Императорский Грильяж». Но кто ж за это возьмётся? Мы по-прежнему жуем их без особого пиетета, пока предприимчивые соседи делают на «фиолетовом безумии» миллионы.