- Новые документы, как пишет The New York Times, подробно описывают попытки грязного американского извращенца наладить стратегические, а иногда и взаимовыгодные отношения с российскими чиновниками
- Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!
Новые документы, как пишет The New York Times, подробно описывают попытки грязного американского извращенца наладить стратегические, а иногда и взаимовыгодные отношения с российскими чиновниками
Кремль ухватился за последнюю публикацию документов, касающихся Джеффри Эпштейна, заявив, что шокирующие подробности его связей с ведущими американскими и европейскими деятелями бизнеса, политики и культуры подчеркивают моральную развращённость Запада.
Однако в документах также подробно описываются контакты Эпштейна в аналогичных кругах в России, где он налаживал связи с чиновниками и обменивался услугами, в том числе с теми, кто, как он надеялся, мог бы способствовать встрече с президентом Владимиром В. Путиным.
В 2014 году Эпштейн подружился с Сергеем Беляковым, тогдашним заместителем министра экономического развития, который учился в академии Федеральной службы безопасности, преемника советского КГБ. В какой-то момент Эпштейн обратился к Белякову за советом по поводу того, что он описал как попытку шантажа со стороны русской женщины в отношении бизнесмена. Другие электронные письма и судебные документы ясно показывают, что этим бизнесменом был миллиардер-финансист Леон Блэк.
Через двух высокопоставленных норвежских дипломатов — министра иностранных дел Словакии и Эхуда Барака, бывшего премьер-министра Израиля, — Эпштейн стремился встретиться с Путиным или министром иностранных дел России Сергеем В. Лавровым. После избрания Дональда Дж. Трампа в 2016 году Эпштейн предложил свои услуги, чтобы помочь россиянам понять нового американского президента.
«Думаю, вы могли бы предложить Путину, что Лавров сможет получить ценную информацию, поговорив со мной», — написал Эпштейн в 2018 году Торбьорну Ягланду, бывшему премьер-министру Норвегии, который тогда возглавлял Совет Европы.
По всей видимости, Эпштейну так и не удалось встретиться с Лавровым, не говоря уже о Путине, но документы предоставляют новые подробности о широте его контактов, связанных с Россией, которую он рассматривал как возможность для политических и деловых интересов, а также как источник молодых женщин, которых он заманивал в свою сеть. Они также показывают, как российские чиновники обращались к Эпштейну за советами, информацией и, возможно, инвестициями.
Некоторые связи Эпштейна с Россией были известны и раньше, но массив из более чем 1,3 миллиона файлов, опубликованных Министерством юстиции в прошлом месяце, вызвал новые вопросы у критиков России о том, не открыли ли эти связи двери для деятельности российской разведки.
Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил на прошлой неделе, что его правительство проведет расследование связей, задокументированных в этих документах.
Некоторые из упомянутых в них лиц впоследствии подали в отставку, в том числе Брэд Карп, председатель элитной юридической фирмы Paul Weiss, который обменивался электронными письмами с Эпштейном по поводу Блэка. В Великобритании эти разоблачения потрясли правительство премьер-министра Кира Стармера. Они привели к отставке главы администрации Стармера после увольнения прошлой осенью Питера Мандельсона, посла Великобритании в США.
Другие лица, связанные с Эпштейном и Россией, также сталкиваются с последствиями. Среди них Ягланд и еще один норвежский дипломат, Терье Род-Ларсен, чья жена, Мона Юул, в воскресенье подала в отставку с поста посла страны в Иордании и Ираке.
На прошлой неделе Мария Захарова, пресс-секретарь МИД России, использовала эти разоблачения для того, чтобы очернить Соединенные Штаты и Европу. «Теперь мы знаем, как западная элита обращается с детьми, в том числе и со своими собственными», — сказала она на брифинге, имея в виду эксплуатацию несовершеннолетних девочек со стороны Эпштейна.
Госпожа Захарова не ответила на вопросы о связях Эпштейна с российскими чиновниками, однако критики правительства Путина назвали официальный ответ неискренним.
«Со стороны российских чиновников совершенно лицемерно говорить о традиционных ценностях, — заявил Иван Жданов, оппозиционный политик, который разоблачил использование высокопоставленными российскими чиновниками услуг эскорта. — У нас дома и так немало Эпштейнов».
Тысячи документов в архивах выявили сложную сеть взаимоотношений, которые порой оказывались выгодными для каждой из сторон.
Эпштейн, стремясь восстановить свою репутацию после признания вины в 2008 году по обвинению в склонении несовершеннолетней к проституции, по-видимому, рассматривал Россию как способ возродить свой бизнес. Некоторые российские чиновники, в свою очередь, стремились сохранить деловые связи после того, как санкции, введенные в ответ на аннексию Крыма Украиной в 2014 году, нанесли удар по экономике Москвы.
Эпштейн регулярно встречался с Виталием И. Чуркиным, представителем России в Организации Объединенных Наций с 2006 года до его смерти в 2017 году, и организовал стажировку для его сына Максима после его окончания Колумбийской школы бизнеса в 2016 году.
В 2017 году Эпштейн пытался организовать встречу в Нью-Йорке с Валерием Гергиевым, директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а с 2023 года также руководителем Большого театра в Москве.
Другой знакомый Эпштейна описал его как потенциальный канал связи с Путиным. Представитель Гергиева, Р. Дуглас Шелдон, заявил, что некая «третья сторона» пыталась организовать встречу, но, по его мнению, она не состоялась.
В электронных письмах Джагланду Эпштейн предположил, что мог бы помочь правительству Путина выйти из экономической изоляции. В небрежном, неграмотном стиле многих своих сообщений он предложил Путину создать «усовершенствованную российскую версию биткоина».
Адвокат Ягланда, Андерс Бросвеет, заявил в своем заявлении, что его подзащитный будет сотрудничать со следствием, проводимым в настоящее время в Норвегии, не комментируя при этом характер своих контактов с Эпштейном. Адвокаты, представляющие интересы норвежского дипломата Рода-Ларсена и его жены, Юул, не сразу ответили на запрос о комментарии.
Эпштейн несколько раз планировал посетить Россию, однако из имеющихся документов неясно, сколько раз он это сделал.
В 2014 году он запланировал встречи с заместителем министра финансов Сергеем А. Сторчаком и заместителем главы Центрального банка России Алексеем Ю. Симановским. Год спустя его пригласили на ежегодный Санкт-Петербургский международный экономический форум, который иногда называют «Давосом» Путина.
Заместитель министра экономического развития Беляков, с которым Эпштейн подружился годом ранее, помог оформить трехлетнюю многократную визу.
По мере того как Беляков продвигался по карьерной лестнице в российской политике и бизнесе, Эпштейн знакомил его с титанами Силиконовой долины, такими как Питер Тиль и Рид Хоффман, а также с Бараком, бывшим премьер-министром Израиля. Тиль и Барак не ответили на запросы о комментариях; пресс-секретарь Хоффмана заявила, что они никогда не встречались и не смогли найти приглашение на встречу.
Беляков также интересовался возможными инвестициями в Россию. В 2016 году он занял должность в суверенном фонде страны, где, по словам Эпштейна, «ищу любые возможности для привлечения денег в Россию». Он спросил, заинтересует ли Эпштейна новая система криптовалютных платежей Mycelium.
Беляков, с которым удалось связаться в Москве, отказался от комментариев. Максим Чуркин, сын бывшего представителя ООН, ныне работающий в Сбербанке в России, не ответил на запрос о комментарии.
Мрачный подтекст, пронизывающий все документы, заключается в том, что Эпштейн также рассматривал Россию как источник привлечения большего числа молодых женщин.
Интерес Эпштейна к России прослеживается в его разговорах. «Девушки невероятны», — гласило сообщение, отправленное тогдашним министром иностранных дел Словакии Мирославом Лайчаком Эпштейну в 2018 году по пути на встречу со своим московским коллегой, Лавровым.
«Ну да, конечно, — ответил мистер Эпштейн. — Это их лучший экспортный товар».
«После добычи нефти», — возразил Лайчак.
«В Саудовской Аравии есть нефть, — возразил Эпштейн. — А в Москве есть девушки».
После того, как его переписка с Эпштейном стала достоянием общественности, Лайчак подал в отставку с поста советника по национальной безопасности премьер-министра Словакии Роберта Фицо. В интервью радио Словакии на прошлой неделе он заявил, что проявил «недальновидность» и что его общение с Эпштейном было всего лишь «мужской болтовней».
Документы свидетельствуют о том, что Эпштейн осыпал женщин, с которыми встречался, подарками, вниманием и, в некоторых случаях, финансовой поддержкой.
На момент смерти наследницей его имущества была Карина Шуляк из Беларуси, близкого союзника России. Согласно документам, он познакомился с ней в 2012 году и оплатил ее обучение в стоматологическом колледже. Она была последним человеком, которому он звонил в 2019 году, прежде чем, по словам властей, он покончил с собой в тюремной камере в Нью-Йорке.
В то же время он поддерживал отношения с Марией Прусаковой, российской чемпионкой по сноубордингу, участницей зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году. По всей видимости, они познакомились в 2011 году, когда ей был 21 год, и поддерживали связь в течение нескольких лет.
Судя по их переписке, зафиксированной в материалах дела, между ними были интимные отношения, и он оплачивал её поездки, пока она училась в юридической школе в Париже, а также, по крайней мере, часть её расходов на проживание и другие нужды, когда она получала степень магистра права в Калифорнийском университете в Беркли в 2016 и 2017 годах.
Прусакова, как и другие женщины, упомянутые в электронных письмах, вербовала других женщин для встреч с Эпштейном, часто ссылаясь на их возраст и внешность. Не всегда было ясно, для чего именно она их вербовала, хотя в одном из писем она предлагает услуги женщины в качестве «массажистки».
Она стала воспринимать процесс найма как рутину. «Найти вам идеальных кандидатов — это работа на всю жизнь :-)», — написала она Эпштейну после того, как помогла ему найти личного помощника.
Спустя несколько дней после его ареста по федеральным обвинениям в июле 2019 года она написала ему в последний раз. «Джеффри, я волнуюсь», — написала она ему в сообщении. В конце она добавила эмодзи в виде желтого сердечка. Прусакова не ответила на запросы о комментариях.
Эпштейн также работал с Марией Дроковой, которая в подростковом возрасте была пресс-секретарем националистической молодежной группы в России под названием «Наши». Её лидеры имели тесные связи с правительством Путина, которое и создало эту группу подавления политических волнений среди молодежи.
Дрокова, которая с тех пор переехала в Соединенные Штаты, вышла замуж и взяла фамилию Бухер, организовала для Эпштейна серию встреч в 2017 и 2018 годах с журналистами The New York Times и других новостных организаций, чтобы помочь восстановить его репутацию — безвозмездно, подчеркнула она в заявлении, опубликованном ею в понедельник на X.
Тем не менее, документы указывают на личные, порой игривые отношения. В 2017 году он договорился отправить ей сумку Prada стоимостью 1790 долларов. В июне 2019 года, за два месяца до смерти Эпштейна, она отправила ему фотографии, сделанные подругой в Париже — «они прекрасны, но я не могу показать их в социальных сетях», — написала она ему в сообщении.
«Обнаженные?» — настаивал он, в его голосе звучало разочарование.
«В следующий раз я буду в Париже», — ответила она.
Бухер, которая сейчас руководит венчурной компанией Day One Ventures в Сан-Франциско, отказалась обсуждать свои отношения с Эпштейном. В своем заявлении на сайте X она выразила сожаление по этому поводу, добавив, что сотрудничала со следователями и поддерживала связь с другими жертвами его преступлений.
«Теперь я ясно вижу, насколько он был мрачным и злым человеком — мастером манипуляций, который с пугающей точностью пользовался уязвимостью других», — написала она.
В 2015 году, когда Эпштейн обеспокоился отношениями русской женщины с Блэком, он обратился за помощью к Белякову.
«Мне нужна услуга», — написал Эпштейн своему другу, объясняя, что женщина пытается вымогать деньги; «это плохо скажется на бизнесе для всех участников», — добавил он.
Беляков пообещал помочь и настаивал на предоставлении более подробной информации, заявив, что поговорит с тем, кто знает больше. В итоге он ответил кратким изложением деятельности женщины, хотя и не объяснил источник информации.
Женщина, как он рассказал Эпштейну, предоставляла «сексуальные услуги и эскорт», зарабатывая 100 000 долларов в месяц. Он сказал, что у нее не было «покровителей», то есть защиты в Москве. Лучшим решением, по его мнению, было бы лишить ее визы в Соединенные Штаты.
© Перевод с английского Александра Жабского.