Мой город Янгиюль. Очень хорошая тема. Сразу повеяло теплым ветерком,запахом маслозавода и хлопзавода, в вперемежку с запахом выхлопных газов редких автомобилей вилисов студебеккеров,полуторок,маленьких «Москвичей»,вместе с многочисленными повозками,телегами гужевого транспорта, проносящихся мимо по крутым булыжникам мостовой улицы Самаркандской.Эта центральная улица города ,часть Большого Узбекского тракта,делит город на две части. 1951 год, мне 5лет.Я стою под аркой у огромных ворот маслозаводских корпусов с папой держу его за большую тёплую руку.Он все время о чем -то говорит на непонятном мне языке со своими товарищами по работе,они смеются.Я тяну папу за руку,мне хочется ходить,гулять. Он уговаривает меня постоять , он хочет поговорить еще. Мы вышли вечерком, когда спала жара и папа уже вернулся с работы.Он оделся в праздничные белые брюки и рубашку,с вышитым мамой воротником, на меня одели матроску и мы вышли погулять, «к воротам», так говорила мама. В летнем, заводском кинотеатре перед вечерним сеансом играла музыка. В основном вальсы,старые военные марши.И пела Клавдия Шульженко . Мы с папой переходим шумную улицу и идем пить газированную воду у тети Нюси.
Иногда с мамой мы выходили вечером «смотреть паровозы».Шли в основном грузовые составы,которые тянули красивые с огромными красными колесами, черные паровозы. Паровозы освещённые снизу многочисленными огнями, с огненным поддувалом,шипящие паром вечером представляли очень красивое, не забываемое зрелище.Дополнял это зрелище светящийся различными огнями семафор,он то открывался,то закрывался.Иногда поезд останавливался у семафора и ждал когда проедет встречный.Наконец встречный поезд проезжал и наш поезд дав мощный гудок, трогался с места, чтобы въехать на станцию. Это история.
В школе урок истории и географии были для меня очень интересными.Во время уроков вывешивались огромные карты,красивые и привлекательные. Они освещали класс своим неповторимым светом,становилось празднично.Я искренне интересовался историей.Но вот история нашего города меня привлекает особо.Отдельно там стоят, в приоритете, истории нашей школы №5 имени Максима Горького, нашего маслозавода, моего института
Таш ИИта.
История с живыми знакомыми именами,фамилиями,преподавателями.Я ищу везде малейшие крупицы ,заметки,события об истории нашего края.Это для меня так интересно!
Янгиюль привлекает многих людей, кто жил и живет в нем, из-за
особой атмосферы общности людей.И потом, здесь хорошо ,после шума соседнего Ташкента удивительная тишина и покой,можно дышать полной грудью.Тишина такая,что слышны собственные шаги.Все здесь ходят неторопливой походкой спокойных людей. Более широкая сторона улицы вдоль единственной главной дороги заполонена, утром и до обеда, школьниками, людьми, которые идут в основном на базар мимо ворот маслозавода.Мы же, маслозаводские, направляясь «в город», всегда следуем по более узкой стороне улицы.Так я ходил в библиотеку,которая находилась на территории парка отдыха.Иногда я преодолевал это расстояние зимой на коньках, потом гремел по полу в библиотеке, к неудовольствию библиотекарш. Однако,почему-то мы считали более короткий путь до библиотеки, это пройти по рельсам железной дороги,которая проходила совсем рядом с маслозаводскими корпусами.Рельсы выводили нас на маленькую станцию с добротным пешеходным мостом,перекинутым поверх железнодорожных путей, под названием Кауфманская.
Надо сказать,в школьные годы я много читал,взахлёб,все подряд. Меня интересовали и исторические книги,о древлянах,о Спартаке,Ганнибале,Александре Невском,хане Батые.Но сейчас с возрастом я с упоением читаю все, что касается моего родного города.К, сожалению, об истории города,в доступной форме, нет почти ничего.Поэтому случайно отыскав в интернете «Отчёт об археологической разведке в Янгиюльском районе УзССР в 1934 г. Ташкент, 1935.» написанный Григорьевым Г.В., я тщательно прочитал все утоляя свой интерес,прочитал несколько раз.Каждый раз натыкаясь на описание до боли знакомых мест я с благодарностью к автору отмечал насколько подробно он описывал их, с любовью. Я решил поделиться находками и прокомментировать их так, как я их увидел воочию, дабы я действительно очевидец .
Итак читаем «В 1934 г. Узбекистанским комитетом по охране и изучению памятников материальной культуры (Узкомстарисом) 1 были организованы три экспеди- ции, регистрировавшие памятники материальной культуры на довольно зна- чительных площадях левобережья средней части долины Зеравшана (под руководством А. Ю. Якубовского), среднего течения Ангрена (под руковод- ством М. Е. Массона) и правобережья нижнего течения Чирчика. Первые две проводились.совместно с Государственным Эрмитажем и Таджикско-памир- ской экспедицией.
Последняя, работавшая по более известному в археоло-ическом отношении маршруту Ташкент-Чиназ, велась Узкомстарисом » осуществлялась ленинградским археологом
Г. В. Григорьевым.»
«9. КАУНЧИ ТЕПА
Расположена в центре города Каунчи, между -маслозаводом(№4); и ар.. Кур-
кульдак. Занимает площадь около 25 га крупнейшее архаическое поселение
в районе. Интенсивно развозится по полям и на строительство города. Глав
ная тепа имеет „вышку" в западной части со следами вала и дороги. В об
нажениях видны мощные зольные слои. Под тепой с севера, в глубоком
каньоне, протекает Куркульдак. Древнее русло его ясно видно на восток и
юг от тепы. Оно метров "на 10 выше современного. Городище в основании
имеет множество пещерных жилищ, из которых, ввиду их несомненности,
зарегистрировано 5.»
«В настоящее время камыша по Куркульдаку почти нет, так как арык про
рыл себе узкий каньон, имеет большую глубину и сильное течение, что не
позволяет укрепиться камышу (рис. 10).
Но возникновение орошаемого хозяйства на второй террасе и развитие города Каунчи, повидимому, потребовали увеличения количества воды и население города принуждено было изыскивать способы для устройства до бавочного питания к существовавшему Куркульдаку. И мы ясно видим остатки первоначального канала, проведенного от арыка Салар до арыка Кур-
кульдак (рис.31). Это русло начинается около современного селения Hay и выходит к Куркульдаку у современного кирпичного завода Сред. Аз. ж. д. Это был канал, несший не более двух кубических метров воды в секунду. В настоящее время ясно прослеживается его русло, проведенное по поверх ности второй террасы и соответствующее по высоте старицам на городище Каунчи-тепа. Валы, образовавшиеся вследствие выброса земли при про
копке и чистке этого канала ясно видны по обе стороны русла.вверх по течению питающей реки. Это явление мы здесь также наблюдаем. Описанное выше русло заброшено было очень скоро после своего проведения, о чем свидетельствует хорошая сох ранность выбросов из канала и, повидимому, второе дополнительное русло было прокопано на километр выше (рис. 31: между к. Hay и Чан-тепой). Это русло действовало значительно дольше, судя по разработанности каньона, который идет от селения Hay к железнодорожному мосту. Наконец, было прорыто третье русло, соответствующее современному головному участку Куркульдака от Салара до железнодорожного моста. Ниже моста дополнительный канал впадал в русло собственно Куркульдака, которое прослеживается вверх вдоль линии железной дороги. Это русло выше современного уровня Куркульдака: оно сухое, но это лишь является следствием того, что современный Куркульдак, прорыв глубокий каньон, создал естественный дренаж и понизил горизонт подпочвенной воды во всем районе.
Когда арык Куркульдак, получив дополнительное питание, углубил свое русло настолько, что, с одной стороны, исчезло болото, а с другой — что выводить из него воду для орошения полей стало трудно, потерялись экономические предпосылки для существования городища на этом месте. Это время совпало, повидимому, с развитием феодализма около начала н. э. с развитием не только внутреннего рынка, но и широких международных сношений.»
«Слово Куркульдак у русских привносится „Куркульдюк". Значение его не могли объяснить даже старики, которые обычно не затрудняются давать иногда самые нелепые обяснения местным названиям. Повидимому, это слово персидское и состоит из двух слов:
„кура" и ,,куляк". „Кура" означает русло, вырыюе потоком, „куляк" (форма „кульдяк" есть- лишь казахское произношение слова „куляк" по тому же закону, по которому слово „пита ла" произносится „нишалда", „ялама" — „джалдама" и т.д.), есть уменьшительная форма от слова „уль". Куркульдак, главным образом, орошает землю селения сельсовета „Куль", рас положенного при впадении Куркульдака в реку Чирчик (см. карту). В прежнее время ато слово, повидимому, должно было произноситься „Кура—икуляк".»
Снимок рис 10. сделан из района Рабочего городка. Эти две вершины(тепа) хорошо видно с моста по дороге в Рабочий городок.через реку Куркульдюк.За вершинами стекольный завод,маслозаводские корпуса, здание областного театра,улица Самаркандская,маслозавод №4. В отчете Григоьев Г.В. обозначил здесь городище Каунчи-тепа, его центр.
На плане хорошо видна река Куркульдюк, Каунчи-тепа, «вышка», дорога в Рабочий городок,мост через реку.А ниже фрагмент снимка из космоса современного Янгиюля,где ясно видна вершина (тепа), та же дорога в Рабочий городок,река Куркульдюк,мост, областной театр,территория маслозавода,школа им.Горького,железная дорога.
В отчете Григорьева Г.В. встречаются толкования терминов,названий ,методический материал, поясняющие современному читателю описания событий,географии городов,обычаев народов населяющих эти районы Средней Азии.
«По всей территории Ср.Азии часто можно видеть т.н.„тепа".Они вызывают много толков и здесь надо сказать несколько слов об их происхождении. Тепой население Ср. Азии называет всякий отдельно стоящий холм. Часто это бывает холм геологического происхождения (см.сноски в вып. из дневника, записи 2 и 7 Саид-Азим и Резак-тепа), иногда крупный курган (захоронение). Иногда это холм, являющийся останцем, обрытым кругом окрестным населением, которое из века в век берет землю с таких холмов для удобрения полей или же с целью выравнять и понизить участки земли, предназначенные к орошению. Тепа может также вырасти вследствие того, что окрестное население (как мы это имеем по р. Аму-дарья) периодически снимает несколько сантиметров почвы своих полей, которая засолонилась и свозит ее в определенное место. Такая тепа может даже иметь культурные остатки и тем затруднить определение. Тепа может быть остатком укрепления или же ритуальным сооружением—ступой1, храмом. И, наконец, самое распространенное это—городище, которое может сочетать и укрепление и храм.
Исключая двух тепа геологического происхождения, остальные тепа Янгиюльсксго района, обследованные мной, представляют собой городища архаического периода. Надо оговориться, что мною оставлены без обследования несколько тепа, лежащие в самой пойме Салара—Чирчика, так как они лежали в стороне от намеченного маршрута; кроме того расположены они. в несколько иной, чем обследованные, геологической и географической об становке и требовали значительной подготовительной методической работы-для своего исследования.
Методический материал для определения и исследования городищ архаического типа дало городище Каунчи (рис. 10). Расположено оно не по обрезу второй терассы Салара—Чирчика, а по арыку Куркульдак . Состоит оно из центральной тепы (которая сама состоит из вышки и первого поселения) и второго поселения, расположенного полукольцом вокруг него. Городище занимает около 25 га, но, повидимому, раньше оно занимало гораздо большую площадь, так как оно расположено в центре города Каунчи и интенсивно застраивается. Это самое крупное городище архаического типа в районе
Сама центральная тепа состоит из; 1) главного холма (вышки, 2) первого
поселения вокруг него. Вышка расположена в юго-западном углу тепы и круто обрывается к арыку Куркульдак. На востоке она ограничена низинкой, от которой начинается под'ем к внешнему краю тепы. Это есть первое поселение. По внешнему краю его в обнажениях видны следы стен из сырцового кирпича.
Здесь за стеною городище круто обрывается. В разрезе, сделанном при
постройке кирпичного завода, на восточной стороне тепы видны культурные
слои до пяти метров толщиной. Это центральное городище с востока и юга
охватывается старым руслом Куркульдака, которое метров на 9-10 выше совре
менного русла (рис.11, разрез). За этим руслом начинается неукрепленное
второе полуколгцо поселения..»
На Рис 31.ясно представлено начало реки Куркульдюк.Пересечение реки с железной дорогой в районе Нау отмечено очень крепким железнодорожным мостом,мастерски выложенным из кирпича.
«Что последний период городищ архаического типа знал способы выведения каналов из поймы на вторую террасу, доказывается на городище Каунчи.
Как указано выше, оно стоит не на пойме Чирчика-Салара, а на Куркуль-
даке. В настоящее время арык Куркульдак берет начало в арыке Салар, в том же месте, где начинается арык Ниазбаш (рис. 31). Но не так было в то время, когда жило городище Каунчи. Дело в том, что Куркульдак имеет свой собственный тальвег, который идет параллельно арыку Салар. Древнее русло его ясно видно на городище Каунчи (рис. 11). Точно также оно про слеживается по всему течению Куркульдака; это русло метров на 9-Ю выше современного русла. Оно незначительно, метра на 2-3 врезано в грунт и имеет вялые очертания. Это была, повидимолу, болотистая мочажина, за росшая камышем, по которой лениво текла мелкая речка, образуя бесконеч ный узор меандров и островков, наподобие современной степной речки Ку-
рук-келес. На одном из островков и возникло поселение Каунчи.»
Курган ЮГОН-ТЕПА .
Знакомство с этим курганом началось у меня с поездками в колхоз «Ленинизм»(в дальнейшем «колхоз им. А.Артыкова) Следует отметить его неповторимую правильность склонов и высоту,притягательность красоты на фоне восходящего солнца. Проводя целые дни в поле, невольно поднимаешь взгляд, чтобы еще раз посмотреть на вершину.Кстати ,вершина кургана хорошо видна с шоссе на пути из Ташкента в Янгиюль.Проезжая мимо правления колхоза и дорожного ресторана слева открываются очень красивая панорама полей и вдали курган Югон-тепа. Читаем описание этого кургана в отчете Григорьева Г.В.
«Расположена в полукилометре на СВ от кишлака Ниязбаш. Может быть рассматриваема, как остатки архаического поселения, переросшего в феодаль* ный город. Первое, возникшее на мысе, вдающемся в долину Салара, состоит из центральной тепы-вышки и, окруженное подковой поселения, имеет план и профиль архаического поселения. Далее, разрастаясь на запад, оно становится феодальным городом, обнесенным мощными стенами с башнями и рвами. В этот период Югон-тепа, возможно, используется, как сторожевое укрепление. Едва ли была цитаделью, так как стоит на отлете. Тепа совершенно не тронута и обнажений культурных слоев не имеет. Только в выбросе из ямы, вырытой для триангуляционного пункта, обнаружен обломок оссуария с изображением птицы. Возможно,' что в зороастриский период тепа использована была как кладбище.»
Заключение. Бесконечно интересные сведения и описания Григорьева Г.В. и других советских археологов можно прочитать на сайтах интернета в его отчете о раскопках. Наряду со сведениями о Каунчи-тепа хорошо описаны знакомые места Иски Ташкент,Чиназ,Шурлисай. «По поводу одно
го из этих городищ— Иски-Каунчи В. В. Баргольд высказал предположение,что
это есть г. Шутурке Он так и говорит (или Уштуркет : „по Макдис — „горо и д 8 верблюда", по сообщениям арабских географов) . город был укреплен, в нем были красивые крытые базары (тимы)4 . В настоящее время от городища почти ничего не осталось, так как река Чирчик смыла центральную его часть (рис. 2) и только незначительные участки его остались около селения Сталино (Сталинчи).»
Я буду продолжать свои поиски исторических сведений об городе Янгиюль.Узнал, что в школе им.Гоголя преподавателем Скоробогатовой Е.В. создан музей г. Янгиюля.Также в г. Янгиюле существует музей У.Юсупова.Уверен, что там много сведений о истории города.