3 марта 1992 года на разъезде Подсосенка, что находится под Тверью, столкнулись два состава: пассажирский “Юрмала” маршрута Москва - Рига и товарный, следующий навстречу. Прошло более тридцати лет, но по сей день спорят о том, что стало причиной произошедшего.
Место аварии
В 5.25 утра пожарникам поступил сигнал. Дежурный, переговорив с представителем руководства местных железнодорожников, спустя минуту поднял по сигналу тревоги всех служащих частей, находившихся поблизости. На перегоне Подсосенка они увидели искореженные составы в разлитом поездном топливе и огонь. Раздавались взрывы, кричали раненые, стонали умирающие. Прибывшие доложили:
Открытое горение, есть риск взрыва, нужна помощь!
Спустя три часа к месту катастрофы прибыли военные, специальная техника и вертолеты. Единственный, кто уцелел, а это был дежурный на перегоне, дал свидетельские показания. Следственная группа начинает прорабатывать главную версию об отказе тормозов. Следственные мероприятия показывают: машинист поезда “Юрмала” начал тормозной путь поздно и поезд просто не мог остановиться.
Версии
В списках погибших значились 43 человека, 108 были госпитализированы. Кроме пассажиров погибли поездные бригады обоих составов. Дежурный по перегону, ключевой свидетель, обрисовал начальную картину того, что произошло.
Я четыре раза безуспешно пытался вызвать по рации локомотивную бригаду скорого поезда № 4, мне ничего не оставалось делать, как самому выйти на линию с красным фонарём и помахать, чтобы скорый пропустил идущий ему навстречу грузовой состав. Примерно когда от меня до поезда осталось 500 метров и видя, что скорый не снижает скорость, я побежал в рубку, чтобы снова запросить поезд № 4, как раз в это время я услышал скрежет тормозов скорого. Вбежав в рубку, я услышал громкий удар.
Машинист с двадцати летним стажем Сергей Суслов отмечает:
Непонятного много. Но если разбирать логически, то ответить нужно на главный вопрос: почему машинисты пассажирского поезда не снизили скорость? На подъезде к Подсосенке горел жёлтый входной сигнал. Это значит, что двигаться дальше разрешалось, но снижение скорости было обязательным. Могла ли поездная бригада из машиниста и помощника машиниста разом перепутать сигнал семафора? Могла. Крушения из-за неправильно считанных сигналов случались и после этой трагедии. Но списали всё почему-то на усталость и на то, что машинисты якобы синхронно заснули и не слышали, что их вызывают по рации.
Однако есть и противники этой версии, которые указывают на то, что перед поездкой положен хороший отдых и четыре часа в поезде - не то время, за которое можно сильно устать. Против версии и тот факт, что машинисты дёрнули стоп - кран в результате чего состав начал экстренно тормозить.
Следствие пришло к выводу, что основной причиной столкновения является человеческий фактор. Якобы машинисты среагировали поздно. Автоматические тормоза сработали лишь перед красным сигналом за полкилометра до перегона, то есть там, где состав должен был остановиться чтобы пропустить товарняк, который шел навстречу. В 5.15 утра шедший с высокой скоростью состав “Юрмала” врезался в грузовой, который ожидал под замещающим сигналом семафора.
Ещё одна версия говорит о том, что пассажирский состав отправился с предыдущей станции с приличным опозданием и члены поездной бригады, чтобы нагнать, ускорились, в результате чего к Подсосенке они опережали график.
Также существовала версия о том, что был неисправен стрелочный перевод, однако она была опровергнута. Ещё одно предположение - была неисправна система связи в поезде. Дежурный по перегону предпринял четыре попытки наладить связь, и если бы они были успешными, трагедии можно было бы избежать.
Следующая версия говорит о неисправности тормозов поезда “Юрмала”. В ее пользу говорят выводы независимой экспертизы:
Причиной столкновения явилось недостаточное обеспечение поезда тормозами в момент торможения при подходе и проследовании разъезда Подсосенка. Это могло произойти из-за прекращения доступа воздуха в тормозную магистраль поезда из-за образования ледяной пробки.
Кто виновен
В подобных катастрофах часто невозможно прямо обвинить или оправдать людей. В том, что не удалось выйти на связь, машинисты не виноваты, однако эксперты указывают на то, что ими был нарушен скоростной режим. Если бы в те годы повсеместно были установлены системы автоматического торможения, включающиеся, когда поезд движется слишком быстро, трагедии удалось бы избежать.
Вызывает вопросы и тот факт, что дежурный, не смогший связаться с поездом, не включил красный сигнал, а побежал на пути с фонарем.
Одно остаётся неизменным: в результате невнимательности человека пассажиры горели целыми семьями и лишь после этого систему безопасности кардинально пересмотрели.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Это лучшая награда за труд!
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм t.me/olga_borisova7474