Сергей Балакин
Три месяца назад, в ноябре 2025 года, в великолепной испанской Севилье я встретил парусник – реплику каракки «Виктория», одного из судов экспедиции Магеллана. Судно стояло у набережной канала Альфонсо XIII – так называется участок бывшего русла реки Гвадалквивир, ныне отделённый от нового русла дамбой.
«Виктория» знаменита тем, что стала первым в истории судном, совершившим кругосветное плавание. И место стоянки её копии вполне символично: отсюда, из Севильи, она отправилась в экспедицию и сюда же вернулась – единственная из пяти ушедших кораблей.
«Виктория» на стоянке в Севилье. Надпись на плакате «Nao Victoria 500» напоминает о прошедшем 500-летии эпохального плавания, совершённого в 1519-1522 годах (Nao означает «корабль», но в Испании и Португалии фактически было синонимом слова «каракка»):
Вопреки устоявшемуся мнению первым мореплавателем, совершившим плавание вокруг света, Фернан Магеллан не был. Поскольку погиб примерно на середине пути. Да и если б не погиб, то, скорее всего, вернулся бы обратно в Испанию тем же путём. Но волею случая единственным судном экспедиции, которому удалось обогнуть земной шар, стала «Виктория». Соответственно, и первым кругосветчиком де-факто стал её капитан Хуан Себастьян де Элькано, баск по национальности.
Кстати, знакомая ситуация: строго говоря, первое кругосветное плавание под российским флагом тоже совершил вовсе не Крузенштерн, а капитан шлюпа «Нева» Юрий Лисянский, вернувшийся в Кронштадт раньше своего коллеги. Впрочем, это уже другая история…
Как вы думаете, если спросить у прохожих на улице – кто такой Элькано, какой процент опрошенных даст правильный ответ? Полагаю, ничтожный. Но если такой опрос провести среди жителей Севильи, то результат будет иным. В этом испанском городе имена Магеллана и Элькано если не равновелики, то, как минимум, стоят рядом. Мне показалось, что капитан «Виктории» даже более популярен, чем руководитель экспедиции.
Мемориал на площади Славы моряков в Севилье посвящён Хуану Себастьяну Элькано. В центре площади высится его статуя и монумент с изображением карты мира:
А это памятник Хуану де Элькано на набережной канала Альфонсо (здесь капитан выглядит иначе – художник/скульптор так видит):
Также в Севилье в честь Элькано названа одна из центральных улиц и учебный центр. Проспект Магеллана тоже есть, но вот о существовании в Севилье хотя бы одного памятника мореплавателю мне не известно.
Но вернёмся к каракке «Виктория». Информации об историческом судне почти не сохранилось, и как оно выглядело, остаётся только гадать. Построено оно в Стране Басков, но точное место расположения верфи и дата постройки неизвестны. Есть сведения, что первоначально каракка называлась «Санта Мария» и принадлежала её капитану Доминго Апальюа. В 1518 году Магеллан купил её за 800 золотых дукатов и переименовал в «Викторию» - в честь церкви Санта-Мария-де-ла-Виктория-де-Триана в Севилье, в которой мореплаватель принёс присягу на верность королю Карлу I.
О самом паруснике известно лишь то, что он имел три мачты и был «85-тонным». Насчёт последнего неясно, что имеется в виду – водоизмещение (вряд ли) или грузоподъёмность (более вероятно). Но надо помнить, что в XVI веке тонной называлась большая винная бочка, объём которой ещё не был чётко стандартизирован.
«Виктория» под парусами. Хотя о репликах каракки мы поговорим чуть позже, но этот снимок даёт хорошее представление о внешнем виде оригинала:
Рассказывать о кругосветном плавании Магеллана здесь нет смысла: его драматической истории посвящено множество публикаций. (Если кто не знает, советую поискать описания в интернете – некоторые из них читаются как триллер). Скажу лишь, что «Виктория» ушла в сентябре 1519 года из Испании с экипажем из 55 человек под командованием капитана Луиса Мендосы, а вернулась через три года, имея на борту лишь 18 измождённых моряков. Остатки экипажа возглавлял Хуан Себастьян де Элькано, ставший за время кругосветки четвёртым по счёту капитаном парусника.
Окончательная судьба «Виктории» довольно туманна. Судно вернулось из экспедиции в плачевном состоянии, но было отремонтировано и продано частному лицу. Считается, что оно служило торговым судном ещё около 50 лет и пропало без вести в Атлантике примерно в 1570 году по пути из Карибского моря в Испанию. Правда, нет уверенности, что речь идёт о той самой «Виктории», а не о другом одноимённом судне…
Как нетрудно догадаться, современная реплика «Виктории» - как и кораблей Колумба – это реконструкция, и говорить о её соответствии оригиналу можно лишь с некоторой долей условности. Впрочем, об исследовательской работе, предшествовавшей постройке копий колумбовской «Санта-Марии», написаны целые фолианты. Эти же научные трактаты были взяты и за основу при воссоздании нао «Виктория».
Реплика «Виктории» наглядно демонстрирует характерные черты конструкции каракки – завал борта («луковичная» форма корпуса), высокую кормовую надстройку (ахтеркасл) и фендерсы — вертикальные рёбра жёсткости поверх обшивки корпуса:
Вообще я отнёсся к встреченной в Севилье «Виктории» как к старой знакомой, поскольку уже встречал её неоднократно. Вот, например, она на реке Эй в августе 2015 года – на параде в день открытия парусного фестиваля Sail Amsterdam:
Тогда же и там же - «Виктория» у причала в Амстердаме:
А это июль 2016 года, «Виктория» у замка во французском Бресте во время парусного фестиваля Tonnerres de Brest:
Каково же было моё удивление, когда вдруг выяснилось, что реплика «Виктории», встретившаяся мне в Севилье, построена в 2020 году! А в фестивалях в Амстердаме и французском Бресте участвовала совсем другая «Виктория», хотя внешне обе двойняшки были похожи, как две капли воды.
Впрочем, если приглядеться, то парусники всё же не совсем одинаковы. Они явно строились по одним чертежам, но отличия видны. Самое заметное из них – количество упомянутых рёбер-фендерсов. На новой «Виктории» их с каждого борта по пять - 3 коротких и 2 длинных:
А на предыдущей реплике, построенной в 1992 году и которую я встречал ранее, вообще интересно: на правом борту фендерсов два, а на левом их нет вообще. Другие отличия менее существенны – релинги полубака, форма «вороньих гнёзд» на мачтах и другие мелочи.
Первая из реплик «Виктории» очень активно эксплуатировалась, в 2004-2006 годах обошла вокруг света по маршруту Магеллана и продолжает плавать по морям по сей день. Её дебют был приурочен к открытию Всемирной выставки в Севилье в 1992 году, в 2005-м она участвовала в выставке ЭКСПО в Японии. Вторая современная «Виктория» также пригодна для дальних путешествий, но пока используется в основном как стационарный плавучий музей в Севилье. Любопытно, что обоими судами владеет одна компания - Fundación Nao Victoria. Можно предположить, что со временем вторая реплика займёт место первой, так как ей в этом году исполняется уж 34 года – для деревянного судна возраст немалый.
Интересная деталь: на обоих парусниках забавно выглядит адмиралтейский якорь – у него шток и лапы находятся в одной плоскости. Вот он на «Виктории» №2:
А вот на «Виктории» №1:
Удивительно, но на первой «Виктории» в начале её карьеры якоря были нормальные, рабочие:
Этот факт подтверждает и другое фото судна под парусами, показанное выше. Зачем нужно было менять якоря на дурацкие декоративные, не знаю.
Надо сказать, что эти две реплики «Виктории» не единственные. В 2011 году в Чили к празднованию 200-летия страны была построена собственная версия знаменитой каракки – кстати, очень похожая на своих испанских сестёр. Она установлена на берегу в самом южном городе мира Пунта-Аренасе и является частью экспозиции местного морского музея:
Своя реплика «Виктории» есть и в соседней Аргентине. Она тоже установлена на суше в городе Пуэрто Сан-Хулиан в провинции Санта-Крус:
Ещё одна «Виктория» была построена в 1990-е годы группой чешских энтузиастов. Она также совершила кругосветное плавание, но внешне судно слишком отдалённо напоминало каракку, и уделять ей внимание смысла нет.
В завершение – несколько фотографий. Две реплики в Бресте (французском) – «Виктория» и фрегат «Этуаль дю Руа» (Etoile du Roy). Вместе они дают наглядное представление об эволюции парусных судов с начала XVI по конец XVIII века:
Севилья, вид с исторической башни Торре-дель-Оро на канал Альфонсо XIII, когда-то бывший рекой Гвадалквивир. У набережной – каракка «Виктория», вдали – арочный мост Изабеллы II (XIX век):
Реплика «Виктории» в Севилье открыта для посещения. На борту гостей встречают исторические персонажи, ноябрь 2025 г.:
Отмечу, что наш с супругой визит в Севилью в прошлом году был последним пунктом посткруизной программы по завершении плавания на лайнере «Resilient Lady», о котором я рассказывал тут.
Все авторские фотографии сделаны в 2015, 2016 и 2025 годах.
Полный перечень статей канала КруиЗеро здесь.