По делу «Весны»* в Горсуде Петербурга 10 февраля завершили допросы обвиняемых. Последними выступили петербуржец Евгений Затеев** и уроженец Барнаула Павел Синельников**.
Справка
Шестерых фигурантов дела «Весны»* обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в его деятельности, реабилитации нацизма, распространении фейков об армии, вовлечении в организацию массовых беспорядков, призыве к деятельности, которая сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей.
Молодые люди — Анна Архипова**, Ян Ксенжепольский**, Василий Неустроев**, Павел Синельников**, Евгений Затеев** и Валентин Хорошенин** — были задержаны ещё 6 июня 2023-го в разных городах России, а затем отправлены в Москву для следственных действий. С тех пор они остаются в СИЗО. Последний раз Горсуд Петербурга продлил срок заключения до 24 декабря 2024 года.
Дело слушается в Петербурге с июля прошлого года — из Москвы его передали по заявлению одного из фигурантов Хорошенина**.
«Устал от жёсткой дисциплины»
Евгению Затееву** 24 года. Он родился и жил в Петербурге. До ареста занимался волонтёрской деятельностью, работал журналистом.
Затеева** задерживали вскоре после начала СВО — уже 27 февраля. А 28-го Куйбышевский суд арестовал его на девять суток по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ (организация несогласованного мероприятия) за пост, сделанный двумя днями ранее в ВК. В публикации была ссылка на папку с листовками, а также призыв выйти на главную площадь города 27 числа. «Несогласованный митинг», как было указано в протоколе, в тот день прошёл на Невском у Гостиного двора. При этом авторство того поста Евгений отрицал и отрицает.
А чуть позже — весной 2022 года — Затев** и его знакомый — сооснователь бара-лектория «Фогель» Валентин Хорошенин** стали фигурантами уголовного дела о «создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (статья 239 УК РФ). Затеева задержали 7 мая. Вскоре обоих увезли в Москву, 11 мая Басманный суд столицы избрал им меру пресечения в виде запрета определённых действий. Евгений** смог вернуться в Петербург.
После этого, как и других, Затеева** задержали уже 6 июня 2023 года по «новому» «делу «Весны»*», по решению суда он был отправлен в СИЗО на время следствия. Уже когда он был в изоляторе, в октябре 2023-го, его оштрафовали на 30 000 рублей из-за отсутствия маркировки иностранного агента в соцсетях «Весны»*.
До заключения Евгений** работал в техподдержке и хотел стать программистом. О молодом человеке известно, что он католик, слушает рок, любит книги по истории, фантастику и фэнтези. Оппозиционной политикой Затеев** заинтересовался в старшей школе. При этом учился он в кадетском классе. Как оглашалось в суде, в материалах дела среди прочего есть «удостоверение к медали за участие в военном параде ко дню победы в 2018 году» Евгения Затеева**. Высшее образование он получить не успел.
В 2021 году молодой человек участвовал в работе предвыборного штаба Ирины Фатьяновой, выдвигавшейся в депутаты ЗакСа Петербурга (была снята с выборов решением ТИК вскоре после признания «Штабов Навального**»* экстремистской организацией — Фатьянова руководила штабом* в Петербурге) .
Евгений** женат. У него также остались отчим и сестра. В начале 2024 года с разницей в три месяца умерли бабушка и мама Жени**. Не смотря на просьбы, его не отпустили на похороны из СИЗО. После смерти близких Евгений** полностью отказался от признательных показаний, которые дал в 2023-м, как он говорил, в надежде избежать ареста. В слушаниях по существу, после оглашения обвинения, он заявлял, что отрицает вину.
На допросе 10 февраля он вновь подтвердил — вину отрицает, а данные на стадии предварительного следствия просит считать «неумелым самооговором».
Он пояснил, что узнал о «Весне»* в 2018 году, решил вступить в 2019-м, но фактически присоединился к движению только в 2020-м, в 19 оет, после того как его заявку не с первой попытки рассмотрели и одобрили.
— У них были яркие социально-значимые перфомансы, политические, градозащитные и экологические акции, мероприятия, посвящённые блокаде Ленинграда и теракту в Беслане, — объяснил Евгений**, что его привлекло в «Весне»* и дополнил:
„— За семь лет в кадетском классе я устал от жёсткой дисциплины, а тут не было вождя с большой буквы, была демократия, решения принимались голосованием.
В феврале 2021 года он был избран одним из координаторов петербургского отделения движения. Кроме того, он предложил свою кандидатуру на должность пресс-секретаря отделения и получил эту должность.
В ходе допроса Евгений** пояснял, что у него был доступ только к аккаунтам городского отделения движения — к федеральным его не допускали. А потому он не согласен с обвинениями, которые предъявлены по публикациям в федеральном канале «Весны»*. Кроме того, по словам обвиняемого, доступ к городским аккаунтам он потерял 27 февраля 2022 года — после задержания — тогда его исключили из админов и больше эти функции ему не возвращали.
На допросе Затеев** призвал авторство только одного спорного поста — от 24 февраля 2022 года, где был призыв приходить на акцию вечером того же дня. При этом Евгений** не отрицает, что это был «несанкционированный митинг», а его участники были задержаны и осуждены по административным статьям. Однако об уголовных преступлениях речь не шла, как и, отметил обвиняемый, о создании экстремизма.
По версии следствия, участие Затеева** в «Весне»* закончилось 7 мая 2022 года (в день его задержания по «первому» уголовному делу). Сам молодой человек настаивает, что фактически уже никак не участвовал с конца февраля, но и ранее не принимал управленческих решений, не создавал «экстремистскую организацию», не получал финансирования.
Отвечая на вопросы адвоката Анастасии Пилипенко касательно акции «Весны»*, организованной к 9 мая 2022 года, он отметил, что к ветеранами и блокадникам относится с уважением.
— Мы потомки людей, победивших в той войне ценой потерь — 27 миллионов человек, по последним данным — мы должны чтить их подвиг.
О себе Евгений** сообщил, что придерживается либеральных взглядов.
— Да, я придерживаюсь взглядов, которые не в почёте, но почему кто-то решил, что я должен уезжать? — говорил Евгений**, объясняя, в связи с чем принял решение остаться в Петербурге и не попытался эмигрировать, когда была возможность. —
„Я понимал, что это закончился уголовным делом и лагерем, но это же когда-то кончится, я выйду, а Россия вокруг останется.
… В силу своих убеждений, я люблю своих родных и близких, хотел с ними проводить время, личное общение предпочитаю онлайну, люблю свой город, не покинул Россию из-за самой России, Родину нашу я очень люблю.
«Я остаюсь, чтобы жить.
И пусть я немного боюсь,
но я остаюсь», — процитировал Евгений** стихи из песни группы «Чёрный обелиск».
справка
Евгению Затееву** вменяют:
— часть 2 статьи 239 (создание организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей);
— часть 4 статьи 354.1 (реабилитация нацизма по предварительному сговору);
— часть 1 статьи 282.1 (создание экстремистского сообщества).
Пока Евгений** находился в СИЗО, умерла его бабушка, а в конце мая этого года и мама. Женщине было 53 года. На похороны его не отпустили.
«Одна септиллионая»
После перерыва в судебном заседании состоялся допрос Павла Синельникова**.
Павлу** 24 года. Он родом из Барнаула. На допросе Синельников** рассказывал, что первые годы рос в полной семье, но когда ему было восемь лет, отец ушёл из семьи. С ним он редко общался. Около месяца назад мама рассказала, что тот, кажется, ушёл на СВО. Павел** объяснял, что его воспитывали мама, бабушка, тётя — он рос «домашним», любимым ребёнком, был и остаётся интровертом, к тому же не слишком ответственным.
О себе Павел рассказывал, что в школе занимался программированием, посещал театральную студию, в 10-м классе участвовал в олимпиадах по математике, ездил в Москву на конкурс «Старт в науку», за что его лично благодарил губернатор Алтайского края. «Знал бы, кого благодарит», — сыронизировал Синельников**.
— Слышал, что кто-то из моих одноклассников сел за наркотики, я тоже сел, но за другое — не знаю, что лучше, — добавил молодой человек.
После окончания школы в 2019 году он поступил в Новосибирский госуниверситет, но уже в декабре отчислился — «не справился с самостоятельной жизнью». В 2020-м вернулся домой, поселился в комнате в коммуналке и, по его словам, чувствовал себя очень одиноким. В поисках общения — узнал о «Весне»* и решил присоединиться к молодёжному движению.
„— Вступил в «Весну»* отчасти от нечего делать, отчасти от одиночества, и ещё от того, что разделял их ценности, — говорил Павел**, — Но чтобы подростки сменили государственный строй, да ещё насильственным образом? Шутите?
Он отметил, что ещё в школе — после поездки в Москву стал задумываться о политике, так как его поразил контраст в жизни столицы и регионов. По его мнению, этот контраст заметен во всех регионах. Синельников** посчитал, что «шанс выбрать плохого губернатора в одном регионе — одна вторая», а сразу в 80 — «одна септиллионая».
В 2021 и 2022 годах он успел побыть членом участковой избирательной комиссии на выборах. Летом 2021-го участвовал в съезде «Весны»*. По рассказу Павла** ему было интереснее бесплатно съездить в Петербурге, чем реальная политическая повестка движения. Тем не менее в августе он предложил себя на вакантную должность ответственного секретаря федерального координационного совета (ФКС) «Весны»*. И так как больше желающих не было — «одержал победу». Функции ответсека он исполнял, по его словам, фактически до конца 2021 года, хотя и не слишком ответственно — например, мог «забыть» расшифровать аудиозапись очередного собрания ФКС. Дела он должен был перенять у своего предшественника — сейчас также подсудимого Яна Ксенжепольского** — но то ли не увидел его сообщений, то ли испугался — так что фактически с ним не общался.
— Я также вёл список участников движения — добавлял тех, кто вступил, удалял тех, кто выходил, получая информацию от региональных координаторов и от федеральных. Приёмная комиссия нифига не работала потому что, — рассказывал обвиняемый.
Также в его обязанности входило составлять повестки собраний (от этого он также самоустранился) и рассылать оповещения членам движения. Их, кстати, по словам Павла** на всю страну было около ста человек.
Синельникова задержали, как и других подсудимых, 6 июня 2023 года. Незадолго до этого — но уже после признания «Весны»* в декабре 2022 года экстремисткой организацией — Павел** консультировался с юристом партии «Яблоко» в регионе и с её слов понял, что ему вряд ли что-то угрожает.
Оказавшись в столице, на допросе в СК, он признал вину в полном объёме, выразил желание сотрудничать со следствием и давать показания, а также раскаивался в содеянном.
— Арест и обыск для меня были шоком, я не ожидал этого, что следователи из Москвы прилетят в Барнаул за мной… — объяснял сегодня Павел**, почему признал вину. — Стресс в совокупности с незнанием. Я не знал, что есть такая штука как мера пресечения. Я сидел, что сейчас проснусь, но не просыпался.
Он просил считать верными его показания в суде, а не на предварительном следствии.
Справка
Павлу Синельникову** вменяют:
— части 1 и 2 статьи 282.1 (создание и участие в экстремистском сообществе).
Оба фигуранта сегодня, как и их предшественники на прошлых допросах, отказались отвечать на вопросы суда и обвинения.
Следующее заседание назначено уже на завтра. В нём должны определиться с мерой пресечения фигурантам.
*движения внесены в реестр иноагентов, признаны экстремистскими, их деятельность запрещена в РФ
**внесены в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга РФ
Автор: Елена Михина