Найти в Дзене

ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКРОТСТВА ДЛЯ ГРАЖДАН

Одной из значимых статей Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – «Закон») является ст.213.30, а именно «Последствия признания гражданина банкротом». По общим правилам, указанным в п.3 ст.213.30 Закона, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено Законом. Данная норма широко трактует завершение процедуры реализации имущества гражданина и прекращения процедуры банкротства, при этом, сложившаяся судебная практика, уточняет и детализирует возможность применения последствий и необоснованность их применения. В частности, по делу №А49-763-2023 суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции пришли к выводу, что последствия, указанные в вышеупомянутой статье, не п

Одной из значимых статей Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – «Закон») является ст.213.30, а именно «Последствия признания гражданина банкротом».

По общим правилам, указанным в п.3 ст.213.30 Закона, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено Законом.

Данная норма широко трактует завершение процедуры реализации имущества гражданина и прекращения процедуры банкротства, при этом, сложившаяся судебная практика, уточняет и детализирует возможность применения последствий и необоснованность их применения.

В частности, по делу №А49-763-2023 суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции пришли к выводу, что последствия, указанные в вышеупомянутой статье, не подлежат применению, в случае прекращения процедуры несостоятельности (банкротства) на основании абзаца 7 пункта 1 ст.57 Закона ввиду удовлетворения требований всех кредиторов, включенных в реестр требования кредиторов.

Как верно отмечено судами, прекращение производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением требований всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, указывает на восстановление платежеспособности, поэтому выход из процедуры банкротства, сопряжённый с восстановление платежеспособности, не должен влечь таких последствий как трехлетнее ограничение на занятие должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Аналогичная позиция содержится в судебных актах всех трех инстанций по делу №А55-6367/2022, где отказ ИФНС в регистрации физического лица в качестве генерального директора в пределах трех лет с момента окончания процедуры банкротства, признается незаконным. В данном деле речь идет о завершении процедуры банкротства в ходе процедуры реструктуризации долгов. Но, основание тоже – абзац 7 п.1 ст.57 Закона, а также ст.56 Закона.

В Письме ФНС России от 27.12.2023г. №КВ-4-14/16340@ «О направлении обзора судебной практики» п.1.5, со ссылкой на дело №А49-763-2023 приводятся вышеуказанные выводы, как состоявшиеся и обоснованные.

Таким образом, сформированная судебная практика позволяет не применять последствия, указанные в п.3 ст.213.30 Закона к гражданам, которые завершили процедуру банкротства, рассчитавшись со всеми кредиторами и, таким образом, восстановили платежеспособность.

Противоположную позицию занимают суды при прекращении процедуры банкротства в связи с отказом всех кредиторов от заявленных требований. Что, судами, само по себе не трактуется, как восстановление платежеспособности должника, поскольку отказ кредиторов от заявленных требований может и не быть обусловлен исполнением должником обязательств перед ними.

Подробный материал на https://zakon.ru/blog/2026/2/10/posledstviya_bankrotstva_dlya_grazhdan