Найти в Дзене
МЧС.медиа

Где заканчиваются дороги и начинается легенда

В живописном североосетинском поселении Фиагдон расположена ПСЧ-12 — одна из самых высокогорных в России. Несмотря на то что село совсем небольшое, задачи перед подразделением стоят очень важные Впервые пожарное депо в Фиагдоне появилось в 1968 году. Тогда в близлежащем Куртатинском ущелье началась разработка месторождений свинцово-цинковых руд. Вскоре появился и рабочий поселок, а для защиты производственных объектов и жилых домов построили пожарное депо. Оно было маленьким, всего на одну автоцистерну на базе ЗИЛ-131, которую обслуживал пожарный расчет численностью десять человек. В 1994 году после закрытия Фиагдонского рудника пожарная часть была расформирована, а ее личный состав переведен в город Алагир. Однако очень быстро жизнь показала ошибочность подобного решения. Хотя промышленные предприятия вывели из эксплуатации, оставалась довольно обширная территория с уникальными историческими и культурными объектами, которые по-прежнему нуждались в защите и охране. Поэтому почти сразу

В живописном североосетинском поселении Фиагдон расположена ПСЧ-12 — одна из самых высокогорных в России. Несмотря на то что село совсем небольшое, задачи перед подразделением стоят очень важные

Впервые пожарное депо в Фиагдоне появилось в 1968 году. Тогда в близлежащем Куртатинском ущелье началась разработка месторождений свинцово-цинковых руд. Вскоре появился и рабочий поселок, а для защиты производственных объектов и жилых домов построили пожарное депо. Оно было маленьким, всего на одну автоцистерну на базе ЗИЛ-131, которую обслуживал пожарный расчет численностью десять человек.

В 1994 году после закрытия Фиагдонского рудника пожарная часть была расформирована, а ее личный состав переведен в город Алагир.

Однако очень быстро жизнь показала ошибочность подобного решения.

Хотя промышленные предприятия вывели из эксплуатации, оставалась довольно обширная территория с уникальными историческими и культурными объектами, которые по-прежнему нуждались в защите и охране.

Поэтому почти сразу возник вопрос о необходимости создания пожарной части для защиты поселения Фиагдон и прилегающих территорий. Новая часть, сформированная из числа бывших сотрудников горноспасательного взвода поселения, начала свою работу в марте 1996 года.

К счастью, большие пожары — редкость, но, когда они возникают, фиагдонским огнеборцам приходится нелегко.

Так, осенью 2017 года в Куртатинском ущелье произошло два серьезных природных пожара. В условиях сильного ветра пламя стремительно распространялось по склонам, уничтожая хвойные и кустарниковые насаждения и приближаясь к важным историческим объектам. Дополнительную сложность создавала близость мест массового пребывания людей — детского лагеря «Металлург» и отеля «Форест». Тем не менее благодаря оперативным и слаженным действиям личного состава ПСЧ-12 возгорания были ликвидированы, объекты защищены, при этом жертв и разрушений удалось избежать.

Помимо поселения, в зону ответственности пожарной части входят поистине уникальные объекты культурного и исторического наследия. Личный состав обеспечивает пожарную безопасность древнего некрополя «Город мертвых», Дзивгисской скальной крепости, Аланского СвятоУспенского мужской монастыря, археологического комплекса «Цимити».

Следует отметить, что Куртатинское ущелье с красивейшими пейзажами привлекает внимание множества туристов, так что местным огнеборцам регулярно приходится выступать и в роли спасателей. Личный состав части оказывает помощь заблудившимся или получившим травмы путешественникам.

Еще одна важная функция фиагдонских огнеборцев — реагирование на дорожно-транспортные происшествия на сложных участках горных дорог.

Так, 11 января они пришли на помощь пяти микроавтобусам с туристами, застрявшим в снежных заносах в Куртатинском ущелье.

Одним словом, вне зависимости от времени года, сотрудникам ПСЧ-12 скучать не приходится. Они гордятся своей историей и продолжают нести службу, обеспечивая безопасность жителей и охраняя ценнейшие культурные сокровища страны.

Юлия Старченко

«Город мертвых» в селе Даргавс

Это самый крупный средневековый склеповый некрополь на Северном Кавказе. Его происхождение окутано тайнами, легендами и мифами. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов со всей России, чтобы прикоснуться к истории этого загадочного места.

Существует множество легенд, связанных с «Городом мертвых». По одной из них, склепы были возведены во времена эпидемий чумы, чтобы больные могли доживать последние дни в уединении.

Другая легенда рассказывает о красавице, из-за которой разгорелась кровопролитная битва. Чтобы почва приняла тела погибших, были построены надземные склепы.

Дзивгисская крепость

Крепость построили в Средние века, и ее ни разу не удавалось захватить противнику, хотя среди осаждавших были такие выдающиеся полководцы прошлого, как Тамерлан и персидский шах Аббас I.

Этим крепость была обязана как мужеству защитников, так и исключительно умелому использованию природных условий, когда рукотворные укрепления сочетаются с природным пещерным комплексом. Древние предания подтверждаются и археологическими находками.

Археологический комплекс «Цимити»

Он расположен в Куртатинском ущелье, на левом берегу реки Фиагдон. Это укрепленное поселение, основанное в XIV веке военачальником Цымыти, служившим последнему аланскому царю. Как и полагалось подобным горным селениям, оно строилось вокруг укреплений: башен, домов-крепостей и замка, к которым примыкали полуподземные склепы, различные жилые и хозяйственные постройки. Особенно впечатляют высокие башни.

Постепенно селение было заброшено и превратилось в своего рода музей под открытым небом. Причем, в отличие от многих других подобных мест, эти строения находятся в довольно хорошей сохранности и служат своего рода окном в прошлое для всех, интересующихся историей нашей Родины.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь в селе Хидикус

Первые последователи христианства появились среди алан еще во II веке, а уже в Х веке Аланское государство принимает православие и в составе Константинопольского патриархата даже возникает Аланская епархия. Позже, после разрушительного вторжения Тамерлана, многочисленных турецких и персидских завоевательных походов, многие храмы и монастыри приходят в запустение.

Свято-Успенский монастырь основан в 2000 году на месте некогда существовавшего храма святых Жен-мироносиц.

Сегодня это самый южный и самый высокогорный монастырь в нашей стране. Любопытно, что церковная служба там ведется сразу на двух языках: церковнославянском и осетинском.