Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Мы не должны предавать православную веру, защищая свое Отечество

Для каждого человека, каждого воина его вера является тем, чем он дышит, тем стержнем, который направляет его на защиту близких. И этот стержень, безусловно, есть и у христиан, и у мусульман, но не нужно смешивать несмешиваемое. Идеология, предполагающая объединение мусульман и православных в войске против Антихриста, несовместима с учением православным.
Во-первых, надо понимать — когда мы

Для каждого человека, каждого воина его вера является тем, чем он дышит, тем стержнем, который направляет его на защиту близких. И этот стержень, безусловно, есть и у христиан, и у мусульман, но не нужно смешивать несмешиваемое. Идеология, предполагающая объединение мусульман и православных в войске против Антихриста, несовместима с учением православным.

Во-первых, надо понимать — когда мы говорим о том, что мы и мусульмане верим в Единого Бога, речь идёт исключительно о том, что и мусульмане, и христиане, и, кстати, евреи исповедуют монотеизм. Если сравнивать с языческим многобожием, то здесь можно говорить о том, что мы близки в форме исповедания Бога.

Но то, как мы понимаем Бога, существенно различается во всех трёх религиях. И отрицать эти фундаментальные различия — размывать твёрдость нашей веры. Человек, который нетвёрд в вере, он нетвёрд в своих убеждениях в целом. Нетвёрд в своих убеждениях земных, как об этом пишет апостол Иаков: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Поэтому размывание веры, размывание чистоты исповедания веры является ошибкой, является угрозой для человека, да и для России.

Конечно, это не значит, что мусульмане, иудеи и христиане должны враждовать друг с другом. Мусульмане всегда прекрасно себя чувствовали в войсках Российской Империи, даже русских царей до времён Империи. Их отличное от православных исповедание никак не мешало участвовать в отражении вражеских нашествий на Россию, на Русь.

Что касается содержания идеологии, предлагаемой Апти Алаудиновым, то есть два основных камня преткновения.

Первое — мусульмане не исповедуют и не могут исповедовать — это часть их веры — Иисуса Христа Богом, одним из Святой Троицы. Они не признают Троичность Единого Бога. А без этого исповедания христианство не является христианством. 

Второе — они не исповедуют самого Иисуса Богочеловеком в том смысле, в каком мы понимаем это, то есть истинным Богом. Полностью Богом, повторюсь, Единым от Святой Троицы, и при этом полностью человеком. А это второй краеугольный камень нашей христианской веры.

Эсхатология, о которой говорится в книге Алаудинова, сводится к сражению с Антихристом. А в христианском исповедании эсхатология идёт дальше борьбы с Антихристом. Борьба с Антихристом — это только один из эпизодов конца времён. Это лишь этап перехода к другому миру, к небесному миру, вхождения в единое Царствие Небесное. Земли в христианской эсхатологии уже не будет, не будет продолжаться существование того же тварного мира.

Мы верим, что, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, что увидим «Новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Человечество, человек входит в Царствие Небесное, потому что он обоживается, потому что Бог Иисус Христос, взяв на себя человечество, приведя его в Небесное Царствие, берёт человека с собой.

Поэтому здесь, если нет и этого исповедания веры, то речь уже идёт не о христианстве. Речь идёт о скорее каком-то земном восприятии конца времён, борьбы со злом, а борьба со злом не является задачей по умолчанию.

Задачей по умолчанию является вхождение в Царствие Небесное. Борьба со злом, повторюсь, это только этап. Собственно, поэтому та идеология, которую предлагает Аллаудинов, является еретической с точки зрения православия. Возможно, она очень верна с точки зрения ислама, но она не может быть почвой для какого-то объединения христиан и мусульман.

Почвой для объединения христиан и мусульман является сейчас, например, защита нашего Отечества от посягательств внешних врагов. Защита русских людей в Новороссии. Вот это является почвой для объединения, и этого вполне достаточно, не нужно придумывать какую-то дополнительную идеологию.

Будем следовать за Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который на Епархиальном собрании 16 декабря 2026 года сказал следующее:

«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры и возвещаемого Церковью нравственного учения. Недопустимо уклонение в вероучительный синкретизм самого разного рода — а к этому иной раз пытаются склонить православных христиан под самыми разными, даже кажущимися благовидными предлогами, например, ради объединения с людьми иной веры на поле брани или в совместном труде.

Надо объединяться и на поле брани, и в совместных трудах. Но это не означает, что такого рода солидарность должна влиять на то, во что мы верим и как мы проповедуем свою веру».

архиепископ Зеленоградский Савва для ресурса «Обыкновенный царизм»