Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков объяснил не ведающим и наивным, что "дух Анкориджа" – это набор взаимных пониманий России и США, которые способны привести к позитивному прорыву в двухсторонних отношениях. Как можно предположить, сходных пониманий.
В первую очередь, в налаживании взаимовыгодного экономического сотрудничества. В том числе, и в урегулировании между Москвой и Киевом спорных вопросов, главнейшим из которых является война в виде специальной военной операции (СВО), которая по времени уже продолжается больше, чем Великая Отечественная война.
Если говорить по-простому, то "дух Анкориджа" – это возникшее у российской стороны чувство того, что США и Дональд Трамп якобы поняли главную геополитическую озабоченность России. А именно – необходимость гарантий национальной безопасности на украинском (читай - европейском) направлении, ради которых Россия и начала СВО и хочет закончить ее долгосрочным миром, который бы всё и гарантировал.
Ни в охваченной русофобией Европе, ни при демократах Джо Байдена в США о таких гарантиях для России никто и слышать не хотел. Там хотели просто воевать дальше и нанести России стратегическое поражение, чтобы дорваться до ее природных ресурсов.
Когда к власти в США пришел Дональд Трамп, то почему-то появились сначала надежда на то, что новый президент – бизнесмен, а значит, ему присуща не беспричинная и разорительная русофобия, а прагматичный подход к взаимовыгодному сотрудничеству. А потом надежда переросла почему-то в такую же убежденность: Трамп-де все понимает, ему тоже выгоден мир.
Сегодня в мировой политике очевидны три тенденции. Во-первых, переговоры о якобы мире (перемирии – кому как) на самом деле являются переговорами о передышке и подготовке к новой войне. Переговоры только должны затянуть время и дать его (время) той же Европе для того, чтобы лучше подготовиться к новым боевым действиям. Европа такой срок наметила – до 2030 года истратить на оборону 700-800 млрд евро, технологически переоснастить ВПК, перевооружить армии новым оружием, увеличить численность людей под ружьем, то да се.
Во-вторых, война – это главное средство решения всех возникающих проблем – как была, так и остается в повестке дня. Есть только разница в отношении к войне у Европы и у США. Поскольку Украина и Россия находятся в Европе, то в Вашингтоне решили, что она (Европа) и должна нести основную тяжесть конфликта, производя свое и – это главное! – покупая оружие у США.
Но США война так же выгодна, как и Европе, а может быть, даже выгоднее. США хотят только одного – не допустить перерастания локального европейского конфликта в Третью мировую войну. Но война в Европе несет американцам двойную выгоду: с одной стороны, больше привязывает Европу к США во всех отношениях, и американцы просто обезжиривают Европу, как хотят и как им это выгодно.
С другой – война продолжает наносить вред и обессиливать Россию. Известны такие цифры: в российском бюджете на 2026-2028 годы предусмотрено 16,7 трлн рублей (12,6 трлн на оборону и еще 4,1 трлн на обеспечение национальной безопасности), то есть где-то по 5,5 трлн рублей в год. А в 2021 году, то есть до начала СВО, на это ушло 3,6 трлн рублей.
Налицо – рост военных расходов, что бьет по общему социально-экономическому развитию России и по уровню жизни ее граждан. Плюс все это усугубляется воздействием санкционного режима, веденного против России и ее компаний, а также серьезным и повсеместным ограничением экспорта энергоносителей.
В-третьих, так называемый "дух Анкориджа" США использовали, как политико-психологическую ширму для попыток обмануть Россию и восстановить свою гегемонию там, где это американцам сегодня нужно. И Россия, принимая желаемое за действительное, поверила в американское желание мира и в возможность равноправного сотрудничества. И обманулась. Слава богу не очень сильно и не пошла на поводу у Запада – не свернула и даже не приостановила СВО, не пошла на уступки ни в чем и не стала объявлять перемирие для решения якобы дипломатических вопросов.
Но в то же время Россия на мировой арене не особо активничала в противостоянии США, которые не на шутку разошлись в восстановлении своей гегемонии по всем континентам. Трамп под сенью "духа Анкориджа" и в преддверии его вел себя в это время, как, по словам юморных тинейджеров, директор Черного моря и министр землетрясений. Он, поправ даже намеки на международное право и даже на какие-то правила:
– поддержав Израиль в 12-дневной войне, спокойно бомбил Иран, с которым у России договор о стратегическом сотрудничестве и партнерстве;
– по полной наехал на Гренландию, Панаму, Канаду и Венесуэлу, которым пообещал либо отобрать у них то, что ему нужно (например, Панамский канал), либо вообще сделать 51-м, 52-м и 53-м штатами США;
– у всех на глазах провел наглую и смелую спецоперацию и похитил Николаса Мадуро, президента суверенной страны, определив его в американскую тюрьму и пообещав несколько пожизненных сроков;
– односторонней и жесткой тарифной войной вынудил огромное число стран либо вообще приостановить, либо сильно подморозить экономическое сотрудничество с России, в частности, торговлю российскими энергоносителями с Индией;
– ввел санкции против российских энергетических гигантов "ЛУКЙОЛа" и "Роснефти", чтобы вытеснить их с рынков;
– фактически тайно санкционировал захваты в морских и океанических водах российских или работающих в интересах России танкеров, перевозящих энергоносители, связанные опять же с Россией, чтобы запугать российских торговых партнеров;
– фактически не осудил и не осадил политический террор украинских неонацистов, который привел к покушению на уже четвертого по счету российского генерала Владимира Алексеева. Три генерала были убиты, а Алексеев выжил, но всем понятно, что это покушение должно а) продемонстрировать силу и возможности режима Владимира Зеленского западным спонсорам; б) мобилизовать украинское население, показав ему, как сильны неонацисты; в) запугать российское общество, продемонстрировав неспособность спецслужб России защитить от террора самих себя, не то что простых людей (Алексеев – не просто генерал, а как раз руководитель спецслужб); г) дискредитировать возможности российских современных "судоплатовых" из спецслужб адекватно отвечать на вызовы террористов, хвастающихся своей вседозволенностью и безнаказанностью.
В российском обществе крепнет вопрос: доколе украинские неонацисты-террористы будут хозяйничать в Москве, как у себя дома, а их громилы, садисты и палачи в Киеве плюшками баловаться и насмехаться над "москалями"?
И все это происходило и продолжает происходить как бы в атмосфере "духа Анкориджа". И Россия, похоже, решила реагировать. Глава МИД России Сергей Лавров в интервью TV BRICS заявил, что Россия приняла предложения США на августовском саммите Путина и Трампа в Анкоридже, но теперь сама американская сторона не готова к своим же инициативам. А потом сразу в нескольких интервью развил свою мысль: надежды России на "дух Анкориджа" (результаты встречи и якобы достигнутые указанные выше договоренности президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа 15 августа 2025 года) не оправдались. То есть США врали изначально.
Со слов Лаврова можно понять, что информация о достигнутых договоренностях, которые якобы должны были бы сдвинуть с места российско-американские отношения, оказалась если и не ложной, то пустой и зряшной. Договоренности (если они были) не привели ни к какому положительному результату. Наоборот – только породили ненужные надежды и затянули время. Выступили ширмой-отвлекалочкой, за которой США, похоже, банально обманули Россию, которая ничего не получила. А вот США только укрепили свое лидерство в мире, а сам Трамп своим поведением продемонстрировал, кто, условно говоря, в мире хозяин, сделавший очередную заявку на глобальное лидерство на планете.
Да, Трамп приложил руку к тому, чтобы начались переговоры в трехстороннем формате – России и Украины при формальном посредничестве США. Состоялись даже два тура таких встреч в Абу-Даби, но Трамп палец о палец не ударил, чтобы мир забрезжил на радарах, а мирное урегулирование перешло в практическую плоскость. Россия мира хочет, а противостоящие ей Украина и Запад – нет. Им нужно перемирие и передышка для подготовки к новой войне в новых условиях.
Сегодня, судя по всему, не решен ни один спорный вопрос, который является камнем преткновения для сторон и решение которого могло бы способствовать нормализации отношений. Но не между Украиной и Россией, а между Россией и Западом, который хоть как бы и раскололся на Европу и США, но в ключевых вопросах выступает единым фронтом. И уж тем более не сделано ничего, чтобы принудить к миру неонацистскую Украину и ее просроченного недофюрера-президента Зеленского. Последнего продолжают на Западе возить, извините, мордой по столу и всячески унижать, показывая ему кто он есть на самом деле. Но не сделано ничего конкретного, чтобы вынудить Зеленского говорить о мире предметно. США продают оружие для Украины, чтобы та воевала - и это главное.
Лавров так и сказал в интервью телеканалу "НТВ": "Мы не раз об этом говорили, что нам нельзя впадать в восторженное восприятие происходящего: что президент США Дональд Трамп "поставил на место" европейцев, Владимира Зеленского и требует от них выполнить... Это все хорошо, если мы хотим добиться мира на Украине, но пока еще мы не там. Продолжаются переговоры, второй раунд состоялся в Абу-Даби, – там впереди еще большая дистанция…".
Что это означает? Да то, что Россия по-прежнему остается приверженицей дипломатических методов решения возникших проблем и не собирается поддаваться методам балагана и шумовых пиаровских эффектов. "По-прежнему убеждены, что в интересах дела вести эти разговоры в закрытом режиме, не заниматься какой-то публичной, мегафонной дипломатией", — сказал тот же Песков на брифинге.
Но в то же время понятно, что Россия может скорректировать свое поведение. И главный вопрос тут – как именно? Чтобы опять не унюхать какой-то "дух" и не соблазниться его обманными ароматами.
Еще об обстоятельствах покушения на генерала Алексеева читайте в статьях "Охота на генералов. Цена гуманизма в ассиметричной войне становится все выше" и "Слепая зона. Почему украинских террористов задерживают после, а не до"