Найти в Дзене
В Движении

Автопром Вьетнама: как страна, никогда не выпускавшая своих машин, обогнала BMW и Ford

Вы слышали что-нибудь про вьетнамский автопром, вот и я не слышал до недавнего времени. Но вот компания VinFast за считанные годы выходит на американскую биржу и обгоняет по капитализации BMW и Ford, а за всем этим стоит человек, чей путь в автобизнес начался с лапшы быстрого приготовления. Причем делал он ее не где-нибудь, а в Харькове. Фам Нят Выонг родился в 1968 г. в Ханое, в семье, где считали каждый донг. Мать торговала чаем прямо на улице, денег хватало едва-едва. Парень оказался головастым: отличные оценки по математике принесли ему стипендию, и он уехал учиться в Москву, в Геологоразведочный институт. Окончил его в 93-м, женился на однокурснице и вместо того чтобы вернуться домой, решил попробовать себя в бизнесе. Молодая семья с десятью тысячами долларов, которые удалось наскрести у родни, открыла вьетнамский ресторан. А потом Выонг увидел возможность покрупнее. Он наладил выпуск лапши быстрого приготовления, причем кредит взял под совершенно безумные 8% в месяц. Не в год, им

Вы слышали что-нибудь про вьетнамский автопром, вот и я не слышал до недавнего времени. Но вот компания VinFast за считанные годы выходит на американскую биржу и обгоняет по капитализации BMW и Ford, а за всем этим стоит человек, чей путь в автобизнес начался с лапшы быстрого приготовления. Причем делал он ее не где-нибудь, а в Харькове.

Фам Нят Выонг родился в 1968 г. в Ханое, в семье, где считали каждый донг. Мать торговала чаем прямо на улице, денег хватало едва-едва.

Парень оказался головастым: отличные оценки по математике принесли ему стипендию, и он уехал учиться в Москву, в Геологоразведочный институт. Окончил его в 93-м, женился на однокурснице и вместо того чтобы вернуться домой, решил попробовать себя в бизнесе. Молодая семья с десятью тысячами долларов, которые удалось наскрести у родни, открыла вьетнамский ресторан.

А потом Выонг увидел возможность покрупнее. Он наладил выпуск лапши быстрого приготовления, причем кредит взял под совершенно безумные 8% в месяц. Не в год, именно в месяц.

-2

Но ставка сыграла: продукт разлетелся мгновенно. Бренд "Мивина" в 90-х был весьма популярным. В 2010 году Выонг продал свое предприятие "Техноком" корпорации Nestle за 150 млн долларов.

Казалось бы, живи и радуйся. Но в 2017-м Выонг замахнулся на собственный автомобильный бренд. С нуля. В стране, где до этого никогда не производили отечественных автомобилей.

Темпы строительства напоминали какую-то гонку: в сентябре 2017-го заложили завод, влив на первом этапе 1,5 млрд долларов, а уже через 21 месяц конвейер заработал.

-3

Стартовали по накатанной схеме: взяли лицензию у BMW. Под капотом седана Lux A2.0 скрывалась баварская "пятерка" серии F10, а кроссовер Lux SA2.0 построили на платформе X5 в кузове F15.

-4

Двигатели - 2-литровые турбомоторы BMW, трансмиссия - 8-ступенчатые автоматы ZF. Тот же путь до этого прошли и корейцы, и китайцы. А внешность рисовало ателье Pininfarina, которое десятилетиями создавало облик Ferrari.

-5

Но тут Выонг резко сменил направление. В 2022 году VinFast полностью свернул производство машин с ДВС и ушел в электромобили. Линейку расширили до шести моделей, от компактного хэтчбека до большого кроссовера.

-6

Штаб-квартиру перенесли в Сингапур. Переманили бывшего главу Opel Михаэля Лошеллера, правда, тот продержался всего пять месяцев и ушел.

А 15 августа 2023-го VinFast появился на Nasdaq через слияние со SPAC-компанией Black Spade. В первый же день котировки взлетели на 270%.

За две недели рыночная стоимость компании достигла 191 млрд долларов. Стартап из Вьетнама, который продавал несколько тысяч машин в год, оказался дороже Mercedes, Volkswagen, Ford, GM и BMW. Третья строчка в мире, сразу за Tesla и Toyota. Состояние самого Выонга за одни сутки подскочило на 39 млрд.

-7

Но за красивой оберткой пряталась простая арифметика. 99% акций VinFast оставались у самого Выонга. В свободной торговле крутился мизерный пакет, поэтому каждый всплеск спроса швырял цену в стратосферу.

Аналитики предупреждали прямо: при таком крошечном объеме торгуемых бумаг котировки скачут непредсказуемо, а реальная стоимость бизнеса - большой вопрос.

К весне 2024-го капитализация рухнула на 97%. Бумаги, на пике стоившие 82 доллара, просели ниже 2,5. Сегодня акция стоит около 3,4 доллара, а вся компания оценивается примерно в 7,7 млрд.

Что ещё сыграло в минус? Американские автожурналисты встретили модель VF8 без всякого восторга: дерганый отклик на педаль газа, раскачивающаяся на кочках подвеска, бесконечные тревожные сигналы электронных помощников. Писали, что машине требуется еще несколько лет допиливания.

-8

В США за весь 2025 год VinFast реализовал лишь 1413 машин. Дилерская сеть съежилась до десятка точек, а строительство завода в Северной Каролине за 4 млрд отодвинули до 2028 года.

Но хоронить VinFast преждевременно. Дома, во Вьетнаме, компания набрала впечатляющий темп. За 2024-й продано около 97 тыс. электромобилей, почти втрое больше, чем годом ранее.

А по итогам 2025-го VinFast поставил почти 197 тыс. машин, из которых свыше 175 тыс. ушли на внутреннем рынке - абсолютный рекорд для вьетнамского автопрома.

Параллельно запустили сборку в Индонезии, вышли на Филиппины, открыли завод в Индии. На 2026-й задача - 300 тыс. машин и выход на безубыточность.

BMW
295,4 тыс интересуются