Найти в Дзене
Сергей Дагаев

ЦАРСКИЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ

Путь христианина – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение. Ключевые опоры или этапы, на которых зиждется это восхождение и которые формируют его стержень и задают направление, это - вера, молитва и любовь. Мир предлагает множество духовных путей, систем верований, каждая со своим набором истин и практик. Однако для человека, избравшего Православие своим духовным домом и Иисуса Христа – единственным Спасителем и Господом, иные учения могут нести не просто академический интерес, но смертельную опасность для души. Если сама основа – вера – изначально ложна, если избран не Христос Спаситель, а иной «спаситель» или путь, то все последующие труды, сколь бы велики они ни были, окажутся напрасными. Золотой (Царский) путь ‒ это избегание крайностей и всевозможных «перегибов». Где всё ровно – там и «царский путь». Ровность не означает застой и бездействие. Перед нами стоит важная задача – избегать крайностей, т.е. чрезмерны
Золотой путь спасения
Золотой путь спасения

Путь христианина – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение. Ключевые опоры или этапы, на которых зиждется это восхождение и которые формируют его стержень и задают направление, это - вера, молитва и любовь.

Мир предлагает множество духовных путей, систем верований, каждая со своим набором истин и практик. Однако для человека, избравшего Православие своим духовным домом и Иисуса Христа – единственным Спасителем и Господом, иные учения могут нести не просто академический интерес, но смертельную опасность для души. Если сама основа – вера – изначально ложна, если избран не Христос Спаситель, а иной «спаситель» или путь, то все последующие труды, сколь бы велики они ни были, окажутся напрасными.

Золотой (Царский) путь ‒ это избегание крайностей и всевозможных «перегибов». Где всё ровно – там и «царский путь». Ровность не означает застой и бездействие. Перед нами стоит важная задача – избегать крайностей, т.е. чрезмерных трудов и пагубной лености. Сказано в «Лествице» - «каждому должно рассматривать, какой путь соответствует его качествам». «Духовная выносливость», или добродетель терпения, крайне необходима всякому христианину. Недаром эта добродетель у св. отцов именуется «домом нашей души», а в Евангелии сказано, что только претерпевший же до конца спасётся (Мф. 24, 13).

Однако, прежде чем приступать к Золотому пути спасения надо помнить, что воинов Христовых на этом пути ожидают тернии и волчцы, «тесен» и труден путь в Царствие небесное. "В миру скорбны будете, но не бойтесь, ибо Я победил мир" - успокаивает Христос своих воинов (Ин. 16, 33). Близкие и родные могут оказаться вашими врагами, они будут смеяться и издеваться над вами за ваше дерзновение. Так как они пока принадлежат Миру, то подвластны влиянию Сатаны, который будет составлять козни и препятствия на всём вашем пути. Но ведь смысл жизни человека придает лишь то, что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Каждый христианин знает, что даже на пути от принятия решения до собственно Крещения, дьявол расставляет массу соблазнов и ловушек. Это и внезапное отсутствие транспорта, ведущего к храму, страх подойти к православному киоску в универсаме и даже угрозы дьявола с экрана выключенного телевизора. Знаю это по собственному опыту.

После Таинства крещения новоявленному христианину придаётся особая Благодать, действующая некоторое время. Это может быть месяц, год или даже несколько лет. Это время нужно посвятить максимальным усилиям для развития в православии, познания таинств Церкви христовой и истинного христианского учения. Потом это будет делать труднее. Тернии и волчцы не заставит себя долго ждать и вот здесь начинается собственно битва за спасение.

Развиваться же в Православии очень просто - раз в неделю ходите в храм, исповедуйтесь и причащаетесь. Неукоснительно читаете Священное Писание и Отцов Церкви. Ну и молитвенное правило ежедневно, конечно. Постепенно ваше окаменелое сердце начнет оживать, вы начнете видеть свое несовершенство все больше и больше, начнете понемногу исправляться. И так до самой смерти. Потому что чем больше исповедуешься и причащаешься, тем более открываешь в себе бездну грехов. Эта вечная борьба с грехами закончится только с последним вздохом. Вопрос только в каком виде вас застанет Господь, когда вы умрете? Может вы к этому времени духовно возрастете, а может сорветесь и впадете в грехи. Тут никто не знает. Но разбираться с самим собой придется до самой смерти. И исполнением заповедей Божьих. Этому очень помогает правильная, православная духовная жизнь по учению Св. Отцов. Рекомендую труды Свт. Игнатия Брянчанинова.

За простотой предыдущего высказывания о развитии духовном кроются серьёзные препятствия этому развитию в свойствах человека. Прежде всего это леность. Охлаждение в посещении Храма, в чтении святых отцов и, особенно, невнимательности ко греховным помыслам. "Ну что ж, я «всё правильно сделал», можно и передохнуть", думает воин Христов. Напряжение битвы уменьшилось, да и сила нападения супротивника тоже ослабла, ведь с точки зрения демонов этот воин действительно «всё правильно» делает и движется ко спасению уже "широким путём". Воину христову кажется, что достаточно просто почаще креститься, совершать побольше земных поклонов, то есть делать не то что должно, а то что проще. Не бороться с греховными помыслами, не приходить в храм к началу службы, не соблюдать правила поведение в храме, а следовать примеру некоторых прихожан, впавших в прелесть или подражающим таковым.

А ведь делать поклоны в неположенное время считается «бесчинством». Поклоны в храме следует совершать только тогда, когда это указано Церковным Уставом. Во время Литургии земной поклон делается единожды: причащающимися перед Чашей, когда ее выносят со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите», а непричащающимися после Причастия, когда Чашу являют верующим с возгласом «Всегда, ныне и присно, и во веки веков!»

Категорически запрещается прикладываться к иконе рукой: это дерзко. Если нет возможности дотянуться до иконы устами, нужно сделать возле нее смиренно три поклона с крестным знамением. Не нужно внешне проявлять особенные молитвенные чувства: делать земные поклоны в неположенное время, стоять на коленях головой в пол, непрерывно креститься и т.п. ведь показная (неуместная) или эмоциональная молитва будет окрадена. В воскресный день не делаем никаких земных поклонов, кроме как перед Чашей со Святыми Дарами (не делаем земных поклонов на «Святая святым…», не становимся на колени на Херувимской и т.д.) В православии не принято молиться, стоя на коленях, это обычай Католической Церкви.

Василий Блаженный обличает Царя
Василий Блаженный обличает Царя

Будучи в храме следует там не только присутствовать, но и участвовать в службе, чтобы не оказаться в положении Ивана Грозного, которого Василий Блаженный обличил за то, что царь во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьёвых горах. Для этого следует регулярно изучать содержание службы, но не во время самой службы с книгой или планшетом, а готовится к ней дома. Не надо смущаться, что не все слова службы доходят до сознания. Здесь хорошим вспомоганием будет ежедневное чтение Евангелия, Апостола и Псалтири. Потому что большинство текстов службы взято из этих источников.

Но и это ещё не всё. Я наблюдал, как в монастырях монахи и послушники, где особенно лютуют демоны, впадали в прелесть и даже трогались умом. Например, в Переславском Никитском мужском монастыре после проповеди, в которой настоятель сравнил некоторых верующих с демонами, один монах громогласно заявил: "Покайся отец, ведь ты назвал христиан демонами!" На что настоятель ответил: "Разве это не так? Бывает, что и хуже демонов" и попросил послушников вывести этого монаха из храма. И примеров таких событий, прелести и откровенного беснования — много. Ведь очень опасна в духовном развитии переоценка своих духовных сил. Некоторые монахи и послушники берут на себя сверхвысокие труды в келейных поклонах и молитвенных правилах, что может привести стараниями бесов к очень печальным последствиям в виде самомнения и тщеславия. Ибо сказано в Псалтыри: «молитва его будет во грех» (Пс. 108:7). Это же важно и для простых христиан.

Что же касается жизни в Церкви – то жить в ней действительно трудно. Как трудно расти в спорте, в науке или в музыке – так же трудно расти душой. Но этот рост приносит радость перемен. Мы могли бы сказать – радость прикосновения к Богу, но боимся, что окажемся совсем уж непонятными. И все же поверьте: никто из нас не остался бы в Церкви с ее постами и долгими службами, если хотя бы изредка не находил в ней такую радость, по сравнению с которой радости “тусовки” оказываются просто безвкусными. Православие – это пространство жизни, другое измерение. Здесь можно быть человеком, здесь обретаешь повод к жизни. Здесь можно думать и можно любить.

В тоже время мы сами должны честно предупреждать окружающих: мы – больны. С нами жить тяжело и трудно. Мы сами только учимся быть христианами и по большей части заслуживаем разве что «тройки». И все же – Христос не изгоняет нас, Он терпит нас и порою дает пережить и понять, как именно Он исцеляет людей.

«Если бы Церковь земная была Церковь святых, то она не имела бы цели своего бытия. Церковь есть врачебница, не общество спасенных, а общество спасаемых». Епископ Михаил (Семенов). Избранные статьи из журнала «Церковь» за 1908–1915 гг.

И потому, по утешительному слову преподобного Ефрема Сирина, «вся Церковь есть Церковь кающихся… вся она есть Церковь погибающих» Мы ведь – в Церкви; мы – такие, какие мы есть. И, значит, Церковь болеет нами… Но сказано: «Аще Бог за нас, кто на нас?» (Рим. 8:31). Будем следовать Царским путём и «не преткнёмся».