Одна битва длилась всего несколько часов, но определила судьбу нации. А теперь представьте, что эта битва не оставила после себя почти никаких материальных следов. Ни массовых захоронений, ни остатков лагеря.
Куда исчезли все доказательства? Почему побежденная сторона ни слова не упомянула о Невской битве в официальных документах? Обо всех подробностях рассказали в программе "Легенды и мифы" с Александром Ингилевичем на РЕН ТВ.
Превращение юного новгородского князя в великого Александра Невского
Шведский флот вошел в устье Невы. На пустынном берегу высадился десант опытных воинов.
Их цель – отрезать Русь от Балтики, захватить Ладогу и Новгород и создать плацдарм для продвижения вглубь русских земель. Конечная цель операции – покорение Руси и ее крещение по западному обряду.
Но молодой новгородский князь Александр с небольшой дружиной внезапно обрушился на врага. Шведам пришлось отступить, более того – позорно бежать. В новгородских летописях зафиксировано, что Александр даже оставил шведскому королю "на лице печать копием".
"Судьбоносное сражение произошло в 1240 году на этом самом месте. Здесь Ижора впадает в Неву. Битва вошла в историю с названием "Невская". Казалось бы, о ней известно все. Но вот в нашумевшей книге уважаемого на Западе ученого-слависта Джона Феннела говорится, что Невская битва – это миф. Якобы сражение не было ни масштабным, ни важным. А может быть, его и не было вовсе. На чем основана эта провокационная гипотеза? И почему ответ на многие вопросы отыскался в могиле главного врага Александра?" – заинтересовался ведущий Александр Ингилевич.
Знаменитое прозвище Невский закрепилось в летописях только спустя 100 лет после битвы. При жизни князя Александра чаще звали иначе – Храбрый или Грозные Очи.
Но западные историки, такие как Феннел, преподносят этот факт как ключевое доказательство своей сенсационной версии. Они утверждают: если не было прозвища – значит, не было и великой победы, которая его породила.
"Никаких иностранных источников, рассказывающих об этой битве, мы не знаем. Есть, в принципе, два источника. Первый – это новгородская первая летопись старшего извода. А второй текст – это "Житие Александра Невского", сугубо церковное, житийное повествование о жизни святого человека", – сообщил историк, журналист Юрий Звягин.
Загадки знаменитой битвы: почему это сражение оставило после себя так много вопросов
"Но есть и другие странности. Суздаль, где правил отец Александра. Владимир, Киев. Ни в один из этих городов князь не послал гонцов за подкреплением, как это обычно делалось при угрозе нашествия. Предположим, что издалека помощь просто не успела бы дойти. Но удивительное дело: оказывается, далеко не все новгородцы пошли со своим князем", – отметил Александр Ингилевич.
В "Житии Александра Невского" сказано, что костяк его войска составили ополченцы – простые крестьяне. Профессиональных воинов – дружинников – было несколько сотен.
А между тем, один только Новгород для сбора налогов и охраны правопорядка содержал до 500 бойцов. Возникает вопрос: куда они подевались накануне решающей битвы?
Вот еще одна загадка: русское войско потеряло убитыми 20 человек. А шведов, согласно летописям, пали сотни. И, наконец, осенью того же года новгородцы изгнали князя Александра из города. Разве так поступают со спасителем и триумфатором?
На первый взгляд, Невская битва действительно окутана тайнами. Но только на первый взгляд.
"То, что событие было, это стопроцентный факт. И это был известный факт на всю Евразию, я бы так сказал. Даже монголы знали об этом, что это тот самый князь, который разгромил шведов на Неве. Поэтому титул "Невский" был присвоен тогда же. Это говорит о том, что победа была, конечно, колоссальная", – подчеркнул доктор исторических наук, профессор Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина Александр Гаврилов.
Как князь Александр с небольшой дружиной одолел превосходящие силы шведов
Ключ к разгадке – в картине, показанной в программе. Это единственное изображение Невской битвы, воссозданное на историческом ландшафте – в точной привязке к течению рек Ижора и Нева. Князь воспользовался эффектом неожиданности: атаковал рано утром, под прикрытием леса.
"Когда Биргер высадил войско, он был уверен, что никто его не встретит, потому что Руси было не до него, Русь отбивалась от монголо-татар. И он, как пишет летопись, написал письмо в Новгород князю Александру: "Я уже здесь стою и воюю твою землю. Если можешь, приходи и сразись со мной". Но расчет был на то, что он не придет. Александр Ярославович очень быстро посадил дружину на коней. Они проскакали этот путь за несколько часов. Естественно, шведы не представляли, что такое вообще возможно. И когда они внезапно на них напали, то бой был достаточно скоротечный", – рассказал доктор исторических наук Александр Гаврилов.
"Согласно летописям, дружина Александра не просто бесстрашно бросилась на врага – русские витязи проявили хитрость и смекалку. Один из них, по имени Савва, взмахом руки в одиночку одолел десятки шведов. Как он это сделал? Да просто взял и подрубил шатер в центре шведского лагеря, тот рухнул и накрыл собой рыцарей. И вот уже грозные воины беспомощно барахтаются в ловушке", – добавил ведущий.
Другой герой – новгородец Михаил со своими товарищами потопил три шведских корабля. А посадник Сбыслав Якунович с топором врезался в гущу сражения, раскидав неприятеля. Но какой бы храбростью и ловкостью не отличался отряд Невского, разве мог он потерять всего 20 воинов?
По мнению ученых, речь идет не о рядовых солдатах, а о командирах – представителях новгородской элиты.
"20 знатных воинов – это серьезные потери. Слово "ополчение" здесь не нужно воспринимать как массы людей, вооруженных кое-как. Это обычно представители высшей феодальной знати, которые выезжали очень тяжело вооруженные, верхом обязательно и выводили еще с собой отряды. Им подчинялись тоже снаряженные", – пояснил научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Александр Панкратов.
Невская битва – катастрофа для шведов, о которой предпочитают не вспоминать
Итак, битва действительно была. Но нет ни одной археологической находки, которая бы однозначно подтверждала разгром шведов на Неве.
На самом деле, этому есть объяснение. В Средние века железо было дорогим материалом. Поэтому после боя копья, мечи и доспехи становились трофеями победителей.
"Конечно, дорогое оружие найти не удастся, а что касается каких-то еще маркеров в виде простых элементов вооружения, возможно, они будут еще открыты. Археолог, кандидат исторических наук Петр Егорович Сорокин нашел некие археологические следы присутствия в предполагаемом месте битвы. Это наконечник стрелы, скребница – приспособление для чистки коня", – уточнил Александр Панкратов.
Почему же шведские летописи не упоминают Невскую битву? В этом тоже нет ничего странного.
"Невская битва для шведов была катастрофой. После этого 100 лет шведы не совались на новгородскую землю, и по этой причине они стараются эти события просто не афишировать и ничего о них не говорить", – подчеркнул доктор исторических наук, профессор Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина Александр Гаврилов.
След от страшной раны: самый весомый контраргумент в споре о Невской битве
Но самый весомый контраргумент скептикам нашли не в земле на месте битвы, а в каменной гробнице под Стокгольмом.
В 2002 году археологи вскрыли захоронение ярла Биргера – того самого предводителя шведов, которому, по летописям, Александр "оставил на лице печать копием".
И на его черепе, в области правой глазницы, они обнаружили… след от страшной раны, нанесенной острым предметом. Характер повреждения идеально совпадал с ударом боевого копья.
Казалось бы, вот оно – неоспоримое доказательство. Летопись не врала, князь Александр действительно сразился с самим ярлом.
Но и здесь нашлась зацепка для сомнений. Историки установили: в 1240 году Биргер еще не был ярлом. Этот титул он получил лишь восемь лет спустя. Значит, он не мог командовать экспедицией?
"Мог. Будучи одним из самых влиятельных мужей королевства, Биргер вполне был способен возглавить этот поход. Однако шведские хронисты предпочитают утверждать, что раз Биргер не был ярлом, то и в походе он не участвовал. А значит, не было и знаменитой раны от русского копья. Шведам проще говорить о том, что поражение от 18-летнего русского князя – это миф, чем признать доказательства, обнаруженные в могиле своего правителя", – уверен ведущий Александр Ингилевич.
Еще больше интересного от РЕН ТВ – в канале "Рен. Знание" мессенджера MAX