Найти в Дзене

У истока народной песни

Протяжная песня или, по-башкирски, озон-кюй – это подлинное культурное достояние башкирского народа. На протяжении веков протяжная песня была доступна лишь настоящим мастерам, ведь для овладения этой техникой мало хороших вокальных данных, нужна глубокая включённость в историю и культуру народа. И в наши дни есть редкие люди, которые позволяют прикоснуться к древним истокам. Сегодня наш гость – народный артист Республики Башкортостан, солист Нефтекамской государственной филармонии Раян Алтыншин. Автор: Елена АЛЛАЯРОВА. – Раян Мурзабаевич, как Вы пришли в музыку? – Корни идут из моего детства. По праздникам, во время застолья мои родители всегда пели песни. Сначала я их слушал, а потом и сам начал петь, лет с трёх, наверно. – И решили связать жизнь с песней. Где учились? – Когда поступал в Уфимское училище искусств, на вокальное отделение хотели поступить 157 абитуриентов. Но набрали только 15 человек, и я попал в их число. Начинал я учиться у уважаемого Джона Ахметовича Мусина. Потом м

Протяжная песня или, по-башкирски, озон-кюй – это подлинное культурное достояние башкирского народа. На протяжении веков протяжная песня была доступна лишь настоящим мастерам, ведь для овладения этой техникой мало хороших вокальных данных, нужна глубокая включённость в историю и культуру народа. И в наши дни есть редкие люди, которые позволяют прикоснуться к древним истокам. Сегодня наш гость – народный артист Республики Башкортостан, солист Нефтекамской государственной филармонии Раян Алтыншин.

Автор: Елена АЛЛАЯРОВА.

– Раян Мурзабаевич, как Вы пришли в музыку?

– Корни идут из моего детства. По праздникам, во время застолья мои родители всегда пели песни. Сначала я их слушал, а потом и сам начал петь, лет с трёх, наверно.

– И решили связать жизнь с песней. Где учились?

– Когда поступал в Уфимское училище искусств, на вокальное отделение хотели поступить 157 абитуриентов. Но набрали только 15 человек, и я попал в их число. Начинал я учиться у уважаемого Джона Ахметовича Мусина. Потом меня пригласили на работу в Сибайскую филармонию педагогом. В Сибае в те годы открыли филиал Уфимского училища искусств, его директором стал народный артист БАССР Камиль Абдрахманович Валеев, у него я и закончил учиться.

– Как попали в Нефтекамскую государственную филармонию?

– Филармонии нужен был руководитель башкирской бригады, и меня пригласил прежний директор. Это было в 2003 году. Я тогда в Белебее работал. Глава города не хотел отпускать, даже предлагал частный дом. Но я решил поехать в Нефтекамск, в профессиональную филармонию.

– Какие Вы, в основном, поёте песни?

– Мне нравятся народные песни, старинные, ретро-песни.

– А есть любимые певцы?

– Сейчас певцов очень много. Но мало кто поёт хорошие песни. Мои любимые певцы: Абдулла Султанов, Сулейман Абдуллин, Иншар Султанбаев. Вот это были настоящие певцы! Сейчас таких нет. Сейчас больше внимания уделяют шоу.

– Вы часто ездите на гастроли. Где зрители лучше принимают?

– В Кургане, Челябинской области, Оренбурге очень хорошо принимают. Когда уезжаем, они провожают нас со слезами. Частенько я вспоминаю их… Сейчас мы больше работаем по «Пушкинским картам», выступаем перед студентами, учениками. Хотелось бы снова поехать на юг Башкирии, мы тоже скучаем по тем зрителям.

– Трудно ли наладить контакт со зрителем?

– Не-е-ет, не трудно. У людей, кто любит народную музыку, глаза светятся и сердце поёт.

– Как семья реагирует на Ваши частые поездки?

– Я хочу сказать огромное спасибо своей жене Лире за то, что она меня понимает, поддерживает.

– Гастрольная деятельность тяжёлая?

– Раньше было тяжело. По квартирам ездили, искали, где у кого остановиться. А сейчас легко. Аппаратура новая, машина новая, останавливаемся в хороших гостиницах. Просто шикарно!

– Остаётся ли время на домашние дела?

– Как многодетной семье нам в Кариево дали участок. Я привёз из Бурзянского района сруб. Дом поставил под крышу, баню построили. Даже зимой ездим баню топить, снег чистить. А летом там своё хозяйство, работы хватает.

– А отпуск как проводите?

– Мы стараемся ездить на малую родину в Бурзянский район – нашу «Швейцарию». Там есть Капова пещера, течёт река Белая, мы там очень хорошо отдыхаем, никакого моря не надо. Я с нетерпением жду лета, чтобы в отпуск снова туда отправиться.

– Наверно, и любимое национальное блюдо есть?

– Мы, башкиры, любим кумыс. Натуральный кумыс в Бурзянском районе, в Баймаке, вообще, у каждого района свой кумыс. А на зиму мы делаем казылык и башкирскую колбасу-тултырму. Очень вкусные, нам нравится.

– Какое Ваше самое главное достижение?

– По работе – получил звание народного артиста РБ, по жизни – вырастил троих детей. Старший сын учится в Китае, второй сын – в Нефтяном университете, дочка – кандидат в мастера спорта России. Построил дом, посадил дерево.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Готовлюсь к сольному концерту.

– Что бы пожелали своим зрителям?

– Зрителям желаю здоровья, семейного благополучия, счастья и мирного неба над головой!