Найти в Дзене

Почему Пашинян стал любимцем Азербайджана и Турции?

С каждым днем Турция и Азербайджан, при благословении президента США Дональда Трампа, все сильнее затягивают удавку вокруг шеи Армении. Провозглашённый Трампом проект TRIPP (Trump Route for International Peace and Prosperity — «Маршрут Трампа для международного мира и процветания») является лучшим тому подтверждением. Трампа не волнуют ни Армения, ни её интересы. Его заботят лишь собственные эгоистичные выгоды: он отчаянно стремится получить незаслуженную Нобелевскую премию мира. TRIPP — это ещё одно название дороги Турана, связывающей Турцию и Азербайджан с тюркскими республиками Центральной Азии — давней пантюркистской мечты, представляющей серьёзную угрозу самому существованию Армении. Как бы часто премьер-министр Армении Никол Пашинян ни утверждал, что он принёс стране мир — так же, как он заявляет о принесённой им демократии, — факты остаются фактами: мира не только нет, нет даже подписанного, пусть и никчёмного, «мирного договора». Тревожно, что лидер Армении стал любимцем Азерба

С каждым днем Турция и Азербайджан, при благословении президента США Дональда Трампа, все сильнее затягивают удавку вокруг шеи Армении. Провозглашённый Трампом проект TRIPP (Trump Route for International Peace and Prosperity — «Маршрут Трампа для международного мира и процветания») является лучшим тому подтверждением. Трампа не волнуют ни Армения, ни её интересы. Его заботят лишь собственные эгоистичные выгоды: он отчаянно стремится получить незаслуженную Нобелевскую премию мира. TRIPP — это ещё одно название дороги Турана, связывающей Турцию и Азербайджан с тюркскими республиками Центральной Азии — давней пантюркистской мечты, представляющей серьёзную угрозу самому существованию Армении.

Как бы часто премьер-министр Армении Никол Пашинян ни утверждал, что он принёс стране мир — так же, как он заявляет о принесённой им демократии, — факты остаются фактами: мира не только нет, нет даже подписанного, пусть и никчёмного, «мирного договора».

Тревожно, что лидер Армении стал любимцем Азербайджана и Турции. Обе эти страны, вместе с Европой и Соединёнными Штатами, делают всё возможное, чтобы после июньских парламентских выборов Пашинян остался у власти. Меньше всего они хотят, чтобы его сменил армянский националист, который сведёт на нет все их достижения за последние восемь лет. Именно поэтому мы постоянно слышим от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его приближённых, что у них нет проблем с Пашиняном, но они крайне обеспокоены «радикальной» диаспорой.

Последним свидетельством такого печального положения дел стало 8,5-минутное видео на YouTube на турецком языке под названием: «В школах [Армении] преподают турецкий». Видео, подготовленное турецким блогером Эренджаном Алгуном, за последние десять дней набрало 85 000 просмотров и более 600 комментариев.

Алгун, у которого почти 200 000 подписчиков, заявил: «Почему Армения становится дружественной по отношению к Турции? Турецкий язык преподают в школах! Может ли Армения постепенно избавляться от своей враждебности к Турции? Давайте рассмотрим этот вопрос через заявления Пашиняна. Прошлым летом он сказал: “Наш единственный вариант — примириться с Турцией. Воевать с такой страной, как Турция? Они не знают, о чём говорят”. Кроме того: “Турция и Армения не представляют угрозы друг для друга. Наш предложенный проект ‘Перекрёсток мира’ не является препятствием для пути Турана. Если есть водный путь, мы все можем вместе пить эту воду”, — заявил он. Вскоре после этих заявлений вмешался Трамп, переименовав знаменитый Зангезурский коридор в Коридор Трампа и предоставив США 100-летнюю аренду в регионе… Насколько эффективны миролюбивые слова Пашиняна в обществе и как Армения продвигает этот процесс?».

Действительно, министр образования Армении объявил, что 400 средних школ в стране выразили заинтересованность в изучении азербайджанского и турецкого языков. Однако министр признал, что существует нехватка квалифицированных преподавателей этих языков. Следующим шагом может стать привлечение сотен азербайджанских и турецких учителей в Армению, что создаст благоприятную почву для будущих шпионов. Я бы меньше беспокоился, если бы эти языки преподавались в университетах, а не в школах.

Алгун продолжил: «Политическая ось Армении начала смещаться, и она выбрала путь сотрудничества с турками… В Армении слова “турок”, “Турция” и “турецкий” всё ещё эмоционально заряжены. Наличие турецкого языка в качестве факультативного предмета в Армении ещё не означает полного сближения двух обществ. Однако это признак того, что две страны перестали игнорировать друг друга, и заявления Пашиняна это подтверждают».

Комментируя TRIPP — называемый азербайджанцами и турками коридором, — Алгун сказал: «Зангезур — это не только транспортный маршрут между Азербайджаном и Арменией. Это также стратегическая линия, соединяющая Турцию и Центральную Азию. Когда откроется Зангезурский коридор, кажущиеся разобщёнными тюркские государства впервые будут соединены непрерывным сухопутным маршрутом. Это не просто символическое объединение. Вдоль этого маршрута можно проложить газо- и нефтепроводы. Будут установлены оптоволоконные интернет-кабели. Будет налажено прямое железнодорожное сообщение. Представьте: кто-то выезжает из Стамбула на автобусе и едет через Игдыр, Нахичевань, Зангезур, Карабах, Гянджу и Баку до самого побережья Каспийского моря. Оттуда можно сесть на корабль до Казахстана, затем на автобус до Бишкека или, возможно, до Урумчи [Китай]… Это больше, чем просто маршрут. Это нечто вроде воссоединения цивилизаций. Это видение также называется дорогой Турана, но поскольку этот термин беспокоит некоторые [армянские] круги, в дипломатии используется термин “средний коридор”. Итак, какую роль сыграет Армения в этом процессе? Правда в том, что Армения может извлечь выгоду из этого коридора. Если она будет действовать разумно, её экономика оживится благодаря этому маршруту, потому что каждый грузовик, проходящий здесь, фактически будет пересекать армянские границы. Откроются новые источники дохода — логистика, сфера услуг, таможенные поступления, а также приток новых иностранных инвестиций».

Однако Алгун признал: «Бремя прошлого настолько тяжело, что они [армяне] не могут преодолеть определённые эмоции. Сегодня политическая риторика в Армении всё ещё вращается вокруг геноцида, потери Карабаха и восприятия Турции как врага. Естественно, обществу, выросшему на такой риторике, нелегко поддержать путь единства. Посмотрим, что покажет время. Подождём и увидим».

В заключение Алгун подчеркнул, что дорога Трампа «принесёт пользу нашей стране [Турции] и Азербайджану. По моему мнению, она обеспечит не только транспорт, но и геополитическое расширение. Это приобретает стратегическое значение как в экономическом, так и в военном отношении. И не будем забывать, что Азербайджан — это место, где турецкие вооружённые силы активно присутствуют. Если этот коридор откроется, влияние турецких вооружённых сил на востоке ещё больше усилится. Поэтому Турция играет ключевую роль в этом сценарии. Нам лишь нужно знать, как правильно разыграть свои карты».

Арут Сасунян, учредитель газеты «Калифорнийский курьер»

Перевод с английского на русский язык – ИЦ «Еркрамас»