Найти в Дзене
Российская газета

На сцену "Покровка.Театр" вернулся спектакль "Не плачь, мама!"

В московском Театре на Покровке, пережившем в прошлом году ребрендинг и ныне называющемся "Покровка.Театр", вернули на сцену спектакль "Не плачь, мама" по пьесе Евгения Шварца "Одна ночь". Евгений Шварц написал пьесу "Одна ночь", "по горячим следам", эвакуировавшись в 1941-м из блокадного Ленинграда, и считал ее лучшей. Но сценической истории у пьесы, считай, нет - в 1943-м в эвакуированном БДТ постановку запретили из-за отсутствия "героического начала", в 90-х она недолго шла в РАМТе, год назад ее сыграли в Нижнекамском ТЮЗе. И вот "Покровка. Театр". "Восемь часов вечера. Контора домохозяйства № 263, просторная, со сводчатыми потолками", - с этой ремарки все начинается. Люди прибегают туда отогреться и оттуда же идут тушить бомбы и добывать телячьи ноги на студень... Сюда через линию фронта пробирается мать четырех детей Марфа, у которой муж и двое сыновей на фронте. Дочь здесь, в Ленинграде, день и ночь работает. Младшему сыну 16. Но он сбежал из дома и по поддельным документам посту

В московском Театре на Покровке, пережившем в прошлом году ребрендинг и ныне называющемся "Покровка.Театр", вернули на сцену спектакль "Не плачь, мама" по пьесе Евгения Шварца "Одна ночь".

Евгений Шварц написал пьесу "Одна ночь", "по горячим следам", эвакуировавшись в 1941-м из блокадного Ленинграда, и считал ее лучшей. Но сценической истории у пьесы, считай, нет - в 1943-м в эвакуированном БДТ постановку запретили из-за отсутствия "героического начала", в 90-х она недолго шла в РАМТе, год назад ее сыграли в Нижнекамском ТЮЗе. И вот "Покровка. Театр".

"Восемь часов вечера. Контора домохозяйства № 263, просторная, со сводчатыми потолками", - с этой ремарки все начинается. Люди прибегают туда отогреться и оттуда же идут тушить бомбы и добывать телячьи ноги на студень... Сюда через линию фронта пробирается мать четырех детей Марфа, у которой муж и двое сыновей на фронте. Дочь здесь, в Ленинграде, день и ночь работает. Младшему сыну 16. Но он сбежал из дома и по поддельным документам поступил в военное училище, чтобы пойти на войну. Мать пытается его остановить.

Небольшая сцена театра и становится той самой "конторой домохозяйства" в старинном ленинградском доме, где еще сохранились и бывшая "господская" мебель, и изразцовая печь, в которой мерцает таинственный огонь? ни дать ни взять интерьер шварцевской сказки. И тут под навязчивый фрагмент Бетховена, а чаще под дребезжащие наигрыши гавайской гитары разыгрывается психологически подробная и искренняя история.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Читайте также:

Мнимый сын: Что рассказали "РГ" создатели спектакля "Старший сын" по Вампилову

Марфа требует отыскать в списках жильцов дочь. Ответственный управхоз, честный человек при должности, знает, что женщины под такой фамилией в доме нет.

Актеры играют от души - в маленьком камерном зале, где каждый жест в трех шагах от зрителя, иначе нельзя. Герои шутят, пререкаются, бодрятся, просят "сухарик взаймы". Управхоз Иваненков (Евгений Булдаков) бодрится и подбадривает всех. Колоритный монтер Лагутин (Владимир Бадов) - этакий домовой, практически весь спектакль не уходит со сцены, штопая валенок: "Еще дней 5 и прорвут блокаду и со всех концов страны хлынет к нам все, что захочешь: письма, близкие люди, крупчатка и счастье"... Бывшая пианистка, а ныне командир санзвена Архангельская (Александра Халипская), сменив партитуры на сумку с красным крестом, в самые критические моменты действия начинает командовать собравшимися как командир на передовой.

Дочь Марфы Даша (Анна Карабаева) приходит с фабрики с температурой 39 и 5 и, кажется, все, умирает? но рядом мать (Татьяна Швыдкова), прорвавшаяся через все фронты и способная на все, и дочь в ее объятиях волшебным образом воскресает.

Евгений Шварц всегда внимателен к деталям. Тут автору вторит художник по костюмам: валенки и тулупы, старые платки и военная форма, варежки на резинках, телогрейки, актеры не снимают, как и в промерзающем Ленинграде, все действие...

Финальная сцена - появление сына перед самой отправкой на фронт. В их разговоре никакого пафоса. Мать умоляет, сын, неловко топчущийся посередине комнаты в шинели не по размеру, или молчит, или мучительно пытается объясниться, но получается только "Ты потерпи, я должен идти". Конечно, она отпускает.

На сцену "Покровка.Театр" вернулся спектакль "Не плачь, мама!" (СМОТРЕТЬ ФОТО)

Читайте также:

Что известно о спектакле "Без свидетелей", в котором после освобождения сыграет Михаил Ефремов

Финал неизвестен. Все знают лишь одно: впереди - годы блокады…

Прямая речь

Дмитрий Бикбаев, худрук "Покровка.Театр":

- Что для матери - отпустить, ждать? Что для молодого человека принять решение пойти защищать Родину? Это те темы, которые звенят в воздухе в нашем обществе сегодня. Я счастлив, что нам удалось создать спектакль, который созвучен происходящему здесь и сейчас. Автор пьесы прославился как сказочник, с какой любовью он пишет о людях! Несмотря на сложные обстоятельства - блокада, война, все-таки это про жизнь, веру и любовь.

Автор: Андрей Васянин