Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Бессмертный полк

Евгений Дмитриевич Куликов Деду досталось всё: ужас первых месяцев войны, страх и боль отступления, ад фашистских концлагерей — Маутхаузен, Бухенвальд и ещё какие-то, названия которых он не помнил. Он постоянно бежал — один или с верными друзьями. Его ловили, били, переводили на следующий круг ада, но дед не сдался. В конце концов ему удалось — ушёл к своим. Снова воевал, но уже гнал фашистов назад. Под Калининградом был ранен и контужен, и опять встал в строй. И вот, пройдя через всё это, он никогда ни о ком не сказал плохо — даже о своих мучителях вспоминал без ненависти. Рассказывал про войну вечером, перед сном. Как мы это называли — «следующая серия». По несколько раз, но всё равно интересно, получалось как в кино. — А что, Женя, среди конвоя тоже люди добрые были. Например, разрешали одному-двум пленным отстать, накопать в зимнем поле мерзлой, гнилой картошки или брюквы. За счёт неё и выжили. Один раз дед по ошибке нарыл конского навозу, сунул в бараке под подушку, а ночью всё р
Оглавление

Евгений Дмитриевич Куликов

Это мой дед-Дмитрий Васильевич Куликов,  его война началась   22 июня 1942 года, и закончилась под  Кенигсбергом - нынешним Калининградом весной 1945.
Это мой дед-Дмитрий Васильевич Куликов, его война началась 22 июня 1942 года, и закончилась под Кенигсбергом - нынешним Калининградом весной 1945.

История Дмитрия Васильевича Куликова — солдата Великой Отечественной войны


Путь воина: от июня 1942-го до весны 1945-го под Кенигсбергом

Деду досталось всё: ужас первых месяцев войны, страх и боль отступления, ад фашистских концлагерей — Маутхаузен, Бухенвальд и ещё какие-то, названия которых он не помнил. Он постоянно бежал — один или с верными друзьями. Его ловили, били, переводили на следующий круг ада, но дед не сдался. В конце концов ему удалось — ушёл к своим.

Снова воевал, но уже гнал фашистов назад. Под Калининградом был ранен и контужен, и опять встал в строй. И вот, пройдя через всё это, он никогда ни о ком не сказал плохо — даже о своих мучителях вспоминал без ненависти.

Рассказывал про войну вечером, перед сном. Как мы это называли — «следующая серия». По несколько раз, но всё равно интересно, получалось как в кино.

— А что, Женя, среди конвоя тоже люди добрые были. Например, разрешали одному-двум пленным отстать, накопать в зимнем поле мерзлой, гнилой картошки или брюквы. За счёт неё и выжили.

Один раз дед по ошибке нарыл конского навозу, сунул в бараке под подушку, а ночью всё растаяло. — Ох, — говорит, — и ржали мы…

Когда бежали, их с другом-земляком в нынешней Прибалтике местные крестьяне спрятали в сено, накормили хлебом и молоком. Чуть не умерли они тогда от заворота кишок, но сам хозяин пришёл, предупредил, не разрешил много есть — в молодости он был деревенским фельдшером.

— А что потом, дед?
— А что потом — сдал полицаям, а те нас прямиком к партизанам переправили. Эх, и сложная жизнь штука — не чёрно-белая точно, цветная.

Когда дошли наконец к своим, деду поверили и поставили снова в строй — воевать.
— Все люди в основном хорошие, понимаешь. Плохих мало. Больше хороших, даже там, на войне. — Сказал и застыл на секунды — видно, вспомнил хороших людей…

Закончил свою трудовую деятельность в возрасте 82 лет. Всю жизнь проработал на Московском Станко-Инструментальном заводе — наладчиком станков. Дмитрия Васильевича ну никак не отпускали.
— Василич, ты бы вышел, разобрался, а то что-то совсем с этим ЦПУ запутались. — Разбирался и с ЦПУ, и с людьми, обучал, снова шёл на пенсию и в очередной раз возвращался. Любили его и станки, и люди. Я так и помню деда — с своим чемоданом, в соломенной шляпе, снова идёт на работу.

Кстати, забыл: он был нашим личным парикмахером. Немецкой трофейной машинкой любые стрижки мог сделать — за это его тоже любили.

Вот такой мой дед. Светлая ему память.
— Ну что, внук, готов следующую серию слушать?
— Готов, дед, готов. Мы остановились на том, как тебе спирт вместо воды налили в госпитале после операции. Помнишь?

Бессмертный полк (Евгений Дмитриевич Куликов) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Другие рассказы автора на канале:

Евгений Дмитриевич Куликов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен