Это видео взорвалось, как пороховой погреб. Народ разозлился.
«Вы там с ума сошли — детей русских обижать?!» — закричали одни.
«Почему русская девочка должна доказывать, что она говорит по-русски?» — удивились другие.
«У ребёнка уничтожают чувство патриотизма, любви к Родине. Всех чиновников, участвовавших в этом, надо лишить права работать с детьми до конца жизни!» — бунтовали другие.
Мне, кстати, тоже показалось — история, случившаяся в одной из школ Тюмени, странная.
На видео — русский ребенок.
- Меня зовут София, мне 12 лет, – говорит девочка. – В этом году я переехала с семьей на свою историческую Родину, в Россию, из Казахстана. Все пять лет я училась в русской школе, получала хорошие оценки (в последней четверти «пять» по русскому языку и литературе. – Авт.). Я не знаю никакого другого языка. Мои родители русские, мы соотечественники, вернувшиеся на историческую Родину...
Ты смотришь это и думаешь – какие проблемы могут быть у Софии? Она в современных обстоятельствах – ангел с неба! Девочка-отличница, прибывшая из-за рубежа – символ патриотической мечты. Тут и растущая демография, и поток русскоязычных соотечественников, и березки, и хороводы, и Пушкин с Лермонтовым… Еще пару миллионов таких Софий, и жизнь страны наладится…
Но отличница продолжает:
«Я должна была стать ученицей 6 класса, но уже две четверти сижу дома. Комиссия решила, что я недостаточно знаю русский язык. Моя мама с мамами других детей (таких историй, оказывается, в Тюмени много) писали коллективные обращения, но не были услышаны. Вы (журналисты. – Авт.) наша последняя надежда. Помогите, пожалуйста, пойти в школу. Помогите нам, русским детям, которым в России не позволяют учиться».
И тут же видео от другой русской девочки: «Нас не пускают в школу!»
Потом еще от одной – и нас не пускают!
И вот группа тюменских матерей чуть ли не на коленях просит: «Помогите нашим детям!».
И пока общественность вела хаотичный огонь по безымянным злодеям-чиновникам, покусившимся на то, чего так не хватает России, – детей, я стал припоминать…
ФИЛЬТР ДЛЯ ЧУЖИХ
Дело было прошлой зимой, когда Госдума задумалась - как бы разгрузить школьные классы от наплыва не знающих русского языка детей мигрантов. Решили - введением тестов для детей-иностранцев. Логика проста - мигранты привозят семьи, год за годом, миллион за миллионом, и такое переселение народов перегружает всю социальную инфраструктуру — больницы, детсады, школы.
В законе был «зашит» убойный лично для меня, бывшего преподавателя русского и литературы, аргумент. Ребенок, плохо знающий язык, на котором идет обучение – это учительская беда. Когда же таких «глухонемых» детей в классе много (а учителя и без того ведут нескончаемые бои с хулиганами и двоечниками), несчастный маленький иностранец – превращается в дополнительную проблему. В том числе и для остальных учеников, поскольку вся учеба в классе тормозится. Что в жестоком мире ОГЭ и ЕГЭ, куда загнали школяров, равносильно катастрофе.
И закон о фильтре-тестах для детей мигрантов, желающих учиться в России, конечно, прошел через Думу на ура.
И мы все, не вникая в детали, сказали свое решительное - «правильно!».
Чтобы потом удивленно уставиться наверх с вопросом: эй, а почему закон ударил по Софии? Мы же, блин, его не для этого принимали!
С этим вопросом я вылетел в Тюмень в уверенности: случайность. Недоразумение. Ерунда. «Перегиб на местах». Вредная училка не встала с той ноги, или компьютер завис, или дети переволновались… И «проклевывался» вывод: ай-яй-яй, критиканы, разве государство наше, родное, чадолюбивое, может обидеть детей?!
Но папа одной из девочек, не допущенных к школе, Сергей Блаженский, при встрече со мной как-то нехорошо задумался. И рассудил так:
- Мне теперь звонят со всей страны, – говорит. – Выходит, таких историй полно. Мне столько рассказали! Например, переехавшие русские дети по 4 раза не могут сдать этот чертов экзамен. Парень, к примеру, звонил – русский из Таджикистана, воспитывает двоих детей без супруги – та же проблема! Поверьте, наши дети – действительно наши, русские! Другого языка не знают… Моя шестиклассница Таисия вышла с этого экзамена, смеялась: «Легкотня!». А когда в школу не пустили, расстроилась. Детям словно указали: они тут чужие…
РОКОВАЯ ОШИБКА
Насквозь русская семья Блаженского (специально для тех, кому уж очень важно - по дедушкам-бабушкам и даже прабабушкам) - давно мечтала переехать из казахстанской Караганды в Россию.
И вот – она, родимая.
- Супруга отвела ребенка в школу для оформления, - рассказывает Сергей. - Звонит: «Всё, поздравили нас, что сдали». Я счастлив: «Молодцы, идите в ресторан, отметьте – Тася русская школьница!». Возвращаюсь. Звонок из школы: «Придите срочно к директору. Произошла ошибка». Мчусь. Оказывается, моя Тася … не знает русский язык? Полстраны посмотрело видео, люди звонили мне, удивлялись: как же так! Отлично же говорит! Русская-русская!
По словам отца, он долго, зло, но безрезультатно добивался ответа от министерства – почему, черт побери, ребенка не пускают в школу? Просил показать результаты письменной работы Таси, видео устного тестирования.
- Покажите, и я успокоюсь. Зачем скрывать?! От этого только хуже! Но мне твердят: не покажем и всё, – кипятится Блаженский. - Педагоги шепчут – ни учителя, ни комиссия тут не виноваты. Тесты сложнейшие из сложнейших. Задания эти присылают в регионы из Москвы…
Блаженский в жуткой обиде. Он не желает платить репетиторам и вслед за другими тюменскими матерями публикует видеообращение.
А местным властям только этого скандала не хватало.
И надо отдать должное областному правительству – сделали, что могли.
«СВИШЕННАЯ ШАША ДЕРШАВА»
Тюмень – место непростое. Рядом граница с Казахстаном, пересечешь ее в сторону России – открываются врата в нефтеносный рай, то есть край. «Миграционная тропа» длиной в три Франции – «матрешка» из самой Тюмени, Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Чем дальше на север – тем жестче жизнь. Чем жестче жизнь – тем больше денег. Что выковывает особую мотивацию, особое население. По данным областного УМВД, только в 2024 году здесь официально «осели» 172 тысячи 270 мигрантов (представьте масштаб заселения этой части Сибири – в год тут прибавляется по полтора Тобольска иностранцев). И тюменские педагоги прекрасно знают, что такое неговорящий по-русски класс.
И я понимаю зама губернатора Алексея Райдера. Он, как и я, бывший учитель, а педагоги – святые люди, во всем стараются видеть позитив. Иначе не выживешь.
Алексей Владимирович видит целью нового закона адаптацию иностранного ученика к требованиям русской школы. Тюменская область, по его словам, четко выполняет закон – тесты проходят под камеры, по федеральным методикам.
И, с одной стороны, этот суровый фильтр работает – из 610 иностранцев экзамен сдали чуть больше половины. С другой – он работает и против «наших»! Из 188 русскоязычных детей в школу пошли лишь 129. А значит, 59 учеников, для которых русский – родной, остались на переэкзаменовку.
К счастью, власти организовали для них «допсопровождение». Например, в Тюмени есть Центр гуманитарного образования "Этнос", где детей «дотягивают» по русскому языку.
Здесь же, кстати, «дотягивают» и приехавших из Таджикистана, Узбекистана и других бывших советских республик. И, «дотягивая», педагоги, бывает, задумываются – а есть ли вообще смысл не пускать плохоговорящих в классы? Ведь в окружении русских сверстников любой иностранец учится быстрее.
Сама жизнь делает школу гибкой. В школе № 68 педагоги, например, сами ездят в Москву обучаться преподаванию языка иностранцам (один даже прошел практику в МГИМО). Что только не придумывали тут учителя для спасения детей!
- На переменах просили детишек, которые уже изучили русский, чтобы переводили незнающим, - говорят в учительской. - После уроков вызывали родителей – просили: ради ребенка - дома говорите только на русском! Были случаи, когда иностранный ребенок поступал в 9-й класс, почти не разговаривая, а 11-й заканчивал отличником!
- Но это же дополнительная нагрузка, – сочувствую.
И получаю удивительный ответ – политически незрелый, добрый.
- Наша миссия – учить всех! – вспыхивают педагоги. – Мигрант, немигрант, он же ребенок…
Теперь иностранцы из кожи вон лезут, стараясь устроить детей. Один папаша привел своих многочисленных чад на экзамен, выстроил их в шеренгу и они запели хором: «Рошшия – свишенная шаша дершава!»…
Но я все не мог отделаться от тяжелой мысли - 59 нашим маленьким соотечественникам отказали в обучении. Только в Тюменской области – 59 таких бедолаг.
В масштабах России – это, наверняка, тысячи…
- Зачем так с ними?! – все так же не понимал я. Но не понимал уже – возмущенно.
И скоро нашел ответ.
ХВАСТАЛИ: ТОЛЬКО ОДИН РЕБЕНОК СДАЛ
Местные власти среагировали быстро – Сергей Блаженский, устроивший видео-мятеж, чуть не на следующий день получил гражданство России. И его дочка Тася пошла в школу без экзаменов!
Умницу-отличницу Софию, и других русских школьниц, записавших бедовое видео, взял под свою опеку вице-мэр Тюмени Юрий Баранчук.
Нетипичный чиновник.
- Я профессионально еще не деформирован, – предупреждает.
- Вижу, - киваю.
В центре кабинета – желтый велосипед. Баранчук приготовил подарок какому-то счастливчику из народа. И мамы девочек тут. У них, слава Богу, все хорошо.
- Дочка счастлива, – светится мама Софии Оксана Клименко. Но хорошо видно – по инерции, она еще очень-очень сердита…
- Я никак не ожидала, что так поступят с ребенком-отличником, – вздыхает она. - Знаете, как обидно получить бумажку, в которой написано: «Ваш ребенок недостаточно владеет русским для освоения школьной программы». Я говорю: «А что теперь?» Мне: «Идите, учите язык». Я: «Вы сейчас просто плюнули в меня!»
- Сколько вы получили баллов? – во мне заворочался учитель русского.
- 80 из 100. А нужно было набрать 82.
- На чем споткнулись?
- Именно это я и не могла выяснить! Спрашиваю в департаменте образования: «Где она потеряла эти 2 балла?» — «В разговорной части теста». — «Покажите!» — «Ну, мы всей комиссией посмотрели и согласны с решением школы». — «Так покажите же, если так уверены!» — «Если мы будем каждому показывать, до ночи будем сидеть». Я: «То есть вы считаете, что ребенок отлично читает и пишет, а разговаривает плохо? Это как?» — «Ну, вот так...» И самое трагикомичное — шесть мам разных национальностей тоже пришли на апелляцию, на ломаном русском возмущаться, почему у детей по 20 баллов не хватает. Я им: «Вы серьезно?!»
Оксана и 19 других русских мам, сестер по несчастью, создали чат и стали писать во все инстанции.
- Нам приходили сухие ответы: закон есть закон. Многие из нас испугались, устали... В итоге осталась тройка отчаянных мамаш. И мы записали видео ради других детей. Ведь на наших глазах начались трагедии. Одна русскоязычная семья разделилась - отец с ребенком остался в России, а мать с другим ребенком - не прошедшим тест, уехала обратно в Казахстан… Мне экзаменатор даже похвалилась: «На прошлом экзамене у нас только один ребенок сдал». Я ей: «Вы думаете, это вам плюс?!»
Вице-мэр Юрий Баранчук честно погрузился в эту историю. В прошлом он, оказалось, тоже учитель. Физкультуры. Баранчук разобрался так, что мне оставалось протоколировать его огненную речь.
- Своими соотечественниками не имеем права разбрасываться! – решительно заявил он. - Если ребенок хорошо разговаривает на русском, знает наши традиции – то это наш человек! Как нам его не взять? Должны взять обязательно! Конечно, не должно быть коррупции. И барьер для незнающих русский тоже нужен. Но это (указывает на восхищенных женщин) на 100% наши соотечественники!
Начали думать – почему же так получилось.
- Может, в Госдуме с законом пережали? – осторожно предполагаю.
- Не соглашусь, – не согласился вице-мэр. - В любой Думе четкий регламент. Закон проходит экспертизу…
А я даже не спорю. Из любопытства накануне прошел тест для 10-11 классов на поступление в школу. И теперь сгораю от стыда.
Тест показал – еще одна ошибка, и меня, бывшего учителя русского и литературы, не взяли бы в школу даже учеником. Вопросы очень сложные (попробуйте ответить на них сами — они в конце статьи). Бедные дети. По правилам: два-три неверных ответа – все.
И знаете почему?
ДЕПУТАТСКИЕ ГАЙКИ
Согласно закону, поступление иностранца (любого – русскоязычный он или нет) в 1-й класс возможно при правильных ответах на 9 из 10 заданий.
2–5 классы — на 18 из 20.
6–9 классы — на 20 из 22.
10–11 классы — на 22 из 24 заданий.
Интересно, что Рособрнадзор сначала был не так жесток, и предложил Думе – принимать в школы всех, давших 30% правильных ответов.
Депутаты возмутились.
«Вообще-то при пятибалльной системе 30% — это двойка. "Неудовлетворительно" называется эта оценка, - заявил депутат Михаил Матвеев (КПРФ). - А "удовлетворительно" — это 60%. Хотя бы 50...»
Спикер Вячеслав Володин, сердито заметил, что такие послабления - есть «девальвация норм закона, который мы приняли».
И если бы на этом дискуссия остановилась – и сошлись на «троечке», у русских ребят проблем бы не было. Но…
Ведомство, получив «нагоняй», мгновенно меняет цифру 30% на … сразу 90%.
(И это несмотря на то, что для получения аттестата за 9-й класс надо набрать на ОГЭ по русскому 40%, а 11-классникам на ЕГЭ - 24%)
- Может, вы статьей в «Комсомолке» привлечете внимание к этой проблеме? – сказал мне на прощанье вице-мэр Баранчук. - Президент же объявил на весь мир, что мы ждем наших сограждан. Мы должны бороться за каждого из них, а не подходить формально!
И я, вспоминая соломоново - «знание умножает скорбь» - с уважением пожал ему руку.
- Привлеку, – пообещал. В уверенности, что в Госдуме и Рособрнадзоре это прочитают.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Вернулся ты на Родину и вот...
Причина бардака, из-за которого страдают русские дети, переехавшие в Россию, банальна - депутаты снова не послушали специалистов, и наломали дров. Перепутана цель теста. Вместо оценки возможности иностранца учиться в русской школе, соорудили «выжигающий все живое» экзамен, который, уверен, не пройдет половина Госдумы. И кстати – в будущем легко приведет к коррупции, так как строгость школьных законов на Руси часто компенсируется кошельком родителя.
Кстати, дорогой читатель. Подозреваю, вы уверены – что знаете русский язык.
Тогда попробуйте! Пройдите этот тест для детей мигрантов для поступления в российскую школу. Представьте – вы русский, вернувшийся на Родину.
1. Поставьте ударение в каждом слове:
сверлит цепочка прибыв торты
2. Перепишите предложение, расставив в нём знаки препинания:
«В моей школе есть большая библиотека и мы с ребятами часто приходим туда».
3. Составьте бессоюзное сложное предложение, используя только приведённые слова в нужной форме. Запишите получившееся предложение. Расставьте в нём знаки препинания:
«я знать мой мама всегда хотеть быть рядом»
4. Составь из двух предложений: «По правилам этикета Вы должны здороваться со всеми» и «Вы входите в кабину лифта в жилом доме» – одно предложение с деепричастным оборотом. Запиши получившееся предложение.
Сделайте это, читатель, честно – не заглядывая в интернет и не взывая к умной колонке. И если хоть раз ошиблись – вас, уважаемого, не примут в школу. Причем это лишь 1/5 теста, дальше – еще тяжелее.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Первые плоды закона:
- 680 тысяч несовершеннолетних детей мигрантов проживают в России;
- на 45 тысяч учеников-иностранцев стало меньше в российских школах в 2025 году;
- в 3 раза сократилось число поступлений детей-мигрантов в 1-е классы российских школ в 2025 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru